Интернет-покупки сегодня набрали массовую популярность. Всем любителям онлайн-шопинга будет полезно знать, какие права есть у совершающих покупки в интернете.
Один из минусов дистанционной торговли — проблема, возникающая при желании вернуть товар, если он поступил в ненадлежащем виде или не соответствует описанию, представленному в каталоге. Следует знать, что российское законодательство в вопросе дистанционной торговли отталкивается от принципа «сатисфакция или возврат денег», который характерен для ряда европейских государств. На простом языке этот принцип означает, что товар должен удовлетворять покупателя, в противном случае продавец обязан вернуть деньги.
Вы не обязаны объяснять причину
До того, как магазин осуществил доставку, вы имеете полное право отказаться от товара, и продавец обязан вернуть деньги. Если товар уже доставили, то в распоряжении покупателя 7 дней, в течение которых он может вернуть товар без объяснения причин. Большинство интернет-магазинов «грешат» в своей настойчивости узнать причину, по которой покупатель возвращает покупку. Как правило это не любопытство менеджера магазина, а просто попытка сделать процедуру возврата неудобнее. Нередко можно услышать о допустимости возврата товара только при условии наличия дефектов. Это нарушение федерального закона «О защите прав потребителей» (п. 4 ст. 26.1).
Кроме того, вместе с товаром к покупателю должна попасть информация (в письменном виде), содержащая в себе не только контакты, но и данные о порядке и сроках возврата. Если таковой информации не было представлено, то семидневный срок возврата автоматически продлевается до трех месяцев. На этот срок также продлевается право возврата покупки без объяснения причин. Но помните: вам понадобится документ, подтверждающий факт покупки.
Индивидуальный товар вернуть нельзя
Заявление с требованием возврата товара лучше отправить заказным письмом — оно позволит официально подтвердить факт получения письма продавцом, что будет далеко не лишним в случае судебного разбирательства. Продавец обязан вернуть деньги не позднее десятидневного срока. Отсчет времени начинается с того момента, когда продавец получит заказное письмо. Правда, при этом он имеет право удержать ту сумму, которую потратил на пересылку вашего заказа.
Есть ряд ограничений, который применим и к покупкам в розницу. Во-первых, вернуть товар можно только в том случае, если его товарный вид не пострадал, то есть упаковка товара не повреждена (вскрыта, но не разорвана) и сам товар не потерял потребительского свойства. Естественно, рассматривается вариант, когда товар поступил к покупателю в надлежащем качестве.
Нельзя отказаться от товара, который был разработан исключительно под конкретного заказчика. К примеру, нельзя отказаться от обуви, производство которой осуществлялось на основе строения ступни заказчика. Если дефектов у изделия нет, то возврат подобного товара невозможен.
Как обменять товар
Процедура обмена товара несколько отличается от возврата. Во-первых, срок. Он составляет 14 дней, начиная со следующего после покупки. Обмену подлежат непродовольственные товары, сохранившие свой товарный вид и потребительские свойства. Важным условием обмена является сохранение заводских пломб и наличие товарного или кассового чека. Согласно гражданскому кодексу РФ в случае потери документа, подтверждающего факт приобретения товара (чек), необходимо заручиться свидетельскими показаниями, однако на практике это практически не работает. Принцип обмена товара аналогичный: продавцу направляется заказное письмо, после чего обговариваются варианты обмена.
Что нельзя обменять
Существует довольно солидный перечень товаров, не подлежащих обмену. Первую строчку данного списка занимают товары личной гигиены и лекарственные препараты, а также те, которые предназначены для самолечения на дому. Второе место занимают косметические и парфюмерные средства. К ним же можно отнести всевозможные шиньоны и парики. Отдельную строчку занимают строительно-отделочные материалы, продающиеся метражом. Трикотажные изделия тоже являются товарами, не подлежащими обмену, к примеру, носочно-чулочные. Не обмениваются и товары, содержащие химические вещества. Из разряда дорогих приобретений в список вошли автомобили и мотоциклы, а также огнестрельное оружие и патроны.
Многие знают о том, что животные и растения обмену не подлежат, но немногим известно, что практически все электротехнические бытовые приборы вошли в список не подлежащих обмену. Стоит учесть, что все вышеперечисленные товары не подлежат обмену только в том случае, если обладают надлежащим качеством. Если товар некачественный, то его можно обменять или вернуть, получив уплаченные деньги.
Подробности
Почти вся бытовая электроника обмену не подлежит:
- радиоэлектронная аппаратура;
- фотоаппаратура;
- вычислительная и множительная бытовая техника;
- киноаппаратура;
- телефонные аппараты;
- электромузыкальные инструменты;
- факсимильная аппаратура;
- электронные игрушки;
- электробытовые машины и приборы.