Анна Деньгина, эксперт Национального центра финансовой грамотности, руководитель проекта «Финздоровье» советует, как приучать детей вести бюджет.
По мнению Анны Деньгиной, прививать детям осмысленное отношение к деньгам нужно уже с двух лет, постепенно расширяя их знания и практические навыки обращения с финансами. Тогда к 16 годам у ребенка уже сформируется здоровый подход к личным финансам.
В работе с бюджетом у ребенка есть две базовые функции. Первая — это учет, когда мы записываем свои доходы и расходы. И вторая — планирование. В возрасте 10—12 лет можно приучать ребенка именно к планированию бюджета. Ребенка младше тоже можно маленькими шажками двигать в сторону планирования, говорит эксперт, но всерьез рассчитывать на то, что ребенок в этом возрасте сядет и составит бюджет на год в табличке Excel, не стоит. У ребенка банально еще не созрел мозг для таких задач.
Шаги к планированию
Стартуем с малых шагов. Для начала нужно просто познакомить ребенка с отчетами в банковских приложениях, объясняя, где можно посмотреть, на что были потрачены деньги, изучить свои фактические расходы. Но это все еще нельзя называть обучением, считает Анна. Это скорее ознакомление. Тем не менее это информация, которую можно дальше использовать для обучения. Если мы хотим реально чему-то научить ребенка, мы должны найти удобное для него приложение для учета финансов, говорит Анна. На этот счет она проводила анализ: группа детей под ее руководством тестировала различные приложения, а затем дети давали свои комментарии и отзывы.
В результате большинством было отмечено удобство приложения «Доходы. ОК».
«Это то, что в мониторинге выбрали сами дети, там самый простой визуал, нет никакой синхронизации с банками и картами, ничего там вообще сложного нет. Потому что приложения типа CoinKeeper или «Дзен-мани», которые вроде как среди взрослой аудитории позиционируются как самые продвинутые, очень сложны и перегружены информацией, там слишком много всего, и дети выбирают более простое приложение», — делится Анна Деньгина.
Если у ребенка нет своего смартфона с приложением, Анна советует показывать ребенку, как работают подобные приложения, на родительском телефоне. Иногда она просит сына внести траты в мобильное приложение на ее телефоне. «Например, мы с ним вместе едем, что-то покупаем, я даю ему свой телефон и говорю: «Введи, пожалуйста, эти данные в мое приложение». Это очень круто. Во-первых, он видит все расходы, которые есть. Так у него в голове рисуется картина мира, сколько вообще мы тратим денег, сопоставительная картинка на тему семейного бюджета. Я сторонник таких вещей». У сына Анны есть и его личное приложение, куда он учится вводить свои траты.
Второе — это навык планирования. И здесь ничего лучше Excel, по мнению эксперта, не существует. Потому что ни одно из приложений, связанных с деньгами, не учит планировать. «Приложение учит вести учет, анализировать в том или ином виде, что было потрачено, но планировать, когда нам нужно перспективно подумать о будущем и занести все, что там у нас будет, — это только календарь и Excel», — убеждена Анна Деньгина.
По данным исследований нейрофизиологов, как раз в возрасте 10—12 лет дети уже способны быстро схватывать принцип работы таблиц Excel, выстраивать календарь. Они могут вписывать траты, намечать планы и в цифрах видеть, как они связаны с деньгами. Сами или вместе с родителями ребята уже способны составлять элементарные формулы и потом учиться сравнивать план с фактами.
«Когда вы ведете учет в приложении и потом по результатам месяца, например, заносите в табличку Excel, сравниваете план с фактом — это довольно ритуально. Это полезная привычка, которую можно создать. И это безопасно, потому что здесь нет никакой связки с открытым интернет-миром, здесь стационарное приложение, которое никуда не передает данные», — говорит Анна.
.