Задать вопрос

Игры и проектная деятельность помогут томской молодежи повысить финансовую грамотность

04.09.2017

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Сегодня достаточно сложно назвать те сферы жизнедеятельности человека, которые бы не затрагивал финансовый аспект. Каждому человеку в течение жизни приходится решать различные финансовые вопросы, принимать решения в области личных финансов, исходя из долгосрочных интересов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека*.

К сожалению, в настоящее время рационально и ответственно распоряжаться деньгами умеет лишь малая часть населения России. Для повышения финансовой грамотности в России разработан проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.». Одним из основных ее направлений является включение в процесс общего и дополнительного образования дисциплины «Финансовая грамотность», задача которой — воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения и умением грамотно управлять своими личными финансами.

Для реализации программы повышения финансовой грамотности в дополнительном образовании следует учитывать специфику работы в этой сфере, современные тенденции в образовании, постоянную информатизацию общества и геймификацию в обучении современных подростков. Кроме того, необходимо проведение таких мероприятий, которые позволили бы привлечь к участию обучающихся, не изучающих финансовую грамотность систематически в рамках курса, но и тех, кто может включиться разово или сессионно. Это возможно благодаря использованию различных интерактивных форм обучения: кейсов, квестов, деловых игр, мастер-классов, профессиональных проб и т. п. 

Между Региональным центром финансовой грамотности Томской области (РЦФГ) и  МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска (ЦПК) заключено соглашение о сотрудничестве, которое позволит организовать мероприятия различных форматов для детей, в том числе на базе загородного Центра «Солнечный».

В 2017-2018 учебном году в ЦПК планируется проведение регионального установочного семинара и Чемпионата по финансовой грамотности для школьных команд, организация занятий внеурочной деятельности для дошкольников и школьников, квеста по финансовой безопасности и т. п. Сайт профориентационных дистанционных мероприятий МАОУ «Планирование карьеры» (http://cpcgame.ru/) дает возможность провести игру «Юный финансист» дистанционно, что позволит расширить аудиторию участников за пределы Томской области. 
К настоящему моменту согласован план работы на 2017-2018 гг., педагог-организатор МАОУ «Планирование карьеры» Мирицкая Е. А. прошла обучение на игротехника на курсах в Москве, в ЦПК разрабатывается методическое пособие, рабочая тетрадь для дошкольного годового курса по финансовой грамотности, подготавливается и согласуется Положение о проведении регионального Чемпионата по финансовой грамотности в октябре-ноябре 2017 года.

В 2016-2017 учебном году совместно со специалистами РЦФГ Центр «Планирование карьеры» реализовал 8 игровых и конкурсных мероприятий для обучающихся, в том числе в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи и Всероссийской недели сбережений. За период третьей каникулярной профильной смены в загородном Центре «Солнечный» (08-22.07.2017) проведен мастер-класс, посвященный предпринимательству. В дальнейшем планируется систематическое включение подобных мероприятий в различные профориентационные смены в «Солнечном».

Таким образом, Центр «Планирование карьеры» в 2017 году становится региональной площадкой для реализации контракта «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования». Это позволит использовать еще один формат работы с детской аудиторией – включение школьников в организационную и проектную деятельность с педагогом в качестве игротехников. В этом контексте подростки будут не только изучать финансовую грамотность, но и пройдут различные профессиональные пробы, освоив все необходимые компетенции для того, чтобы выступить в качестве игротехников, менеджеров, организаторов, ведущих и т. д.

Расширение аудитории финансово грамотных школьников, интересующихся и владеющих навыками игротехников и организаторов, желающих проводить финансовые игры и квесты на детские аудитории, позволит в дальнейшем ввести «моду» на участие в подобных мероприятиях, а это будет способствовать повышению общего уровня финансовой грамотности населения России. 

* Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/43071 (дата обращения: 20.08.2017).

Читайте также