В 2018 году в России ввели должность уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена). Омбудсмен должен помогать населению решать споры в досудебном порядке с финансовыми организациями, за которыми стоит армия юристов. Кто такой финомбудсмен и как он может помочь гражданам, читайте в нашем материале.
Что делает финансовый омбудсмен
Омбудсмен до суда решает конфликты, возникшие между потребителями финуслуг и организациями. Например, человек оформил страховку, во время ее действия наступил страховой случай. Страховая компания отказывается это признать и не выплачивает застрахованному положенную сумму ущерба — клиент несет убытки. Раньше для решения вопроса ему пришлось бы обращаться в суд, теперь же следует сначала написать омбудсмену. Финансовый омбудсмен по письменному обращению гражданина рассматривает возникший спор со страховой компанией и выносит решение, которое последняя обязана будет исполнить.
Решения омбудсмена обязаны исполнять банки, микрофинансовые организации, страховые компании (кроме ОМС), негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды. Для физических лиц услуги финансового омбудсмена бесплатны.
Какие споры рассматривает финансовый омбудсмен
Чтобы омбудсмен принял в работу обращение гражданина, спор, который возник между ним и финансовой организацией, должен отвечать нескольким требованиям.
1. Спор возник между частным лицом и финансовой организацией, между которыми заключен договор.
2. Спор касается исключительно денег или имущества. К примеру, если банк в нарушение договора повысил ставку по кредиту, что привело к повышению ежемесячного платежа, это повод для обращения к омбудсмену. А если банк при оформлении кредита навязал дополнительную страховку клиенту, это повод для жалобы в ЦБ РФ.
3. Потребитель понес прямые убытки, выраженные в конкретной сумме, не превышающей 500 000 руб. Исключение — споры по ОСАГО, здесь сумма убытка не имеет значения.
4. С момента возникновения спора прошло не более трех лет. Если в этот период потребитель уже успел подать на финансовую организацию в суд и последний вынес решение, омбудсмен это решение пересматривать не будет.
5. Организация, с которой возник спор, сотрудничает с финансовым омбудсменом в обязательном либо добровольном порядке.
Как обратиться к финомбудсмену
1. Перед обращением к омбудсмену нужно попытаться урегулировать спор с финансовой компанией самостоятельно. Для этого отправьте в адрес финансовой организации, нарушившей ваши права, претензию (по электронной почте или в бумажном виде через обычную почту). Адреса можно найти на сайте организации.
Если организация нарушила сроки рассмотрения претензии, проигнорировала ваше обращение или результат его рассмотрения вас не устраивает, можете обращаться к финансовому омбудсмену.
2. Проверьте, что организация, с которой у вас возник спор, входит в перечень сотрудничающих с омбудсменом, а сам спор отвечает всем требованиям. Список финансовых организаций, сотрудничающих с омбудсменом, можно найти на его официальном сайте finombudsman.ru в разделе «Порядок подачи».
3. Отправьте обращение финансовому уполномоченному одним из двух способов: через его сайт или через «Почту России» на физический адрес омбудсмена. К обращению нужно будет приложить копию претензии, которую вы отправляли в финансовую организацию, копию ответа на претензию (если он был), копию договора с финорганизацией и другие документы, имеющие отношение к спору.
Если финансовая организация, с которой возник спор, не входит в список сотрудничающих с омбудсменом, придется обращаться за решением спора в суд.
Для обращения через сайт нужна подтвержденная учетная запись на «Госуслугах».
Что происходит с обращением
1. Рассмотрение
В течение 3 рабочих дней со дня поступления обращения омбудсмену вас уведомят о принятии обращения на рассмотрение или об отказе. Если обращение принято, финансовый уполномоченный обязан его рассмотреть и дать ответ в течение 15 рабочих дней со дня передачи. Если понадобится независимая экспертиза, рассмотрение приостановят (максимум на 10 рабочих дней).
2. Решение
Обмудсмен может принять решение об удовлетворении (частичном или полном) обращения потребителя или отказать в нем. Уведомление о решении отправляется потребителю в электронной форме либо по почте на бумаге в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
3. Вступление решения в силу
Решение вступает в силу через 10 рабочих дней с даты его вынесения. В течение 1 рабочего дня с даты принятия финансовым омбудсменом решения оно доводится до финансовой организации. Она обязана его исполнить не позднее срока, который указан в решении.
За ходом рассмотрения обращения можно следить в личном кабинете на сайте омбудсмена.
Что делать, если
... Вы не согласны с решением омбудсмена
Если вы не согласны со вступившим в силу решением финансового уполномоченного, можете в течение 30 дней с даты вступления решения в силу обратиться в суд по существу претензии к финансовой организации. Копию обращения в суд нужно отправить омбудсмену.
... Финансовая организация не исполнила решение в срок
В этом случае потребителю нужно обратиться к омбудсмену за удостоверением. Удостоверение является исполнительным документом, по которому решение финансового уполномоченного исполняется в принудительном порядке. Срок обращения — три месяца с даты, на которую решение омбудсмена должно было быть исполнено.