Еврокомиссия подготовила набор жестких отраслевых санкций против России, которые включают запрет на доступ к европейскому капиталу для российских госбанков, эмбарго на поставки вооружений и продукции двойного назначения и запрет на экспорт сложных технологий для российского нефтегазового сектора.
Проект новых санкций был рассмотрен послами стран ЕС на встрече в четверг. Речь идет пока только о наборе опций по воздействию на российскую экономику, твердых решений пока нет, европейские правительства продолжат обсуждение на следующей неделе.
Евросоюз рассматривает пять основных направлений удара по российской экономике, следует из рабочего документа ЕС, опубликованного британской The Telegraph. Основное внимание в нем уделено российскому финансовому сектору, а центральное предложение — ограничить доступ России к европейским рынкам капитала. Пока предлагаемые меры касаются финансовых организаций, на 50% и более подконтрольных российскому правительству. Крупнейшими российскими банками с госдолей более 50% являются Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и Внешэкономбанк. При этом бумаги ВТБ и Сбербанка торгуются на Лондонской фондовой бирже.
Будут ли санкции распространяться, к примеру, на Газпромбанк (связан с Газпромом), из документа ЕС не ясно, отмечает Reuters.
Суть предложения Еврокомиссии почти зеркально повторяет недавние «секторальные» санкции США: под ограничения попадут акции, облигации со сроком обращения более 90 дней и иные финансовые инструменты, эмитированные госбанками после введения санкций. Европейским гражданам и организациям будет запрещено инвестировать в эти бумаги независимо от места их выпуска как на первичном, так и на вторичном рынке.
В документе отмечается, что российские компании и финансовые институты "тяжело зависимы" от долгосрочного финансирования из ЕС. Банкам будет тяжело оперативно восполнить потерю этого источника финансирования. С 2004 по 2012 год контролируемые российским правительством финансовые организации привлекли на европейском рынке 16,4 млрд долл. через IPO. В 2013 году 47% всех облигаций, размещенных публичными российскими банками (7,5 млрд евро из 15,8 млрд евро), были размещены в ЕС, следует из документа.
Составители документа оговариваются, что ограничения не коснутся государственных облигаций России и долговых обязательств частного сектора, по крайней мере на первоначальном этапе. На эту уступку Брюссель хочет пойти из опасений, что Россия может ответить, запретив своим гражданам инвестировать в европейские долговые обязательства.
Одним из возможных последующих шагов может стать запрет на листинг новых акций российских компаний из целых секторов на европейских фондовых биржах.
В документе обсуждается эмбарго на поставки оружия в Россию — об этом лидеры ЕС регулярно заявляли в последние дни. Но Европа экспортирует мало оборонной продукции в Россию — 300 млн евро (не считая продукции двойного назначения), следует из документа. В то же время российский оборонный экспорт в страны ЕС оценивается в 3,2 млрд долл.
Значительная часть российского оборонного бюджета (около 81 млрд долл.) расходуется внутри страны. С 2000 года Россия заключила только десять контрактов на импорт оружия, отмечает Financial Times, и единственной действительно крупной российской покупкой являются французские корабли-вертолетоносцы Mistral (сделка на 1,2 млрд евро). Впрочем, контракт с Францией, вызвавший ожесточенные споры внутри ЕС, отменять не придется: как отмечается в документе, ЕС может сохранить обязательства по заключенным до введения эмбарго контрактам в отношении как экспорта, так и импорта.
К вопросу о санкционировании российского ТЭКа европейцы подходят аккуратно: в документе рассматривается возможность ограничить экспорт высокотехнологичной продукции для российской энергетической отрасли. При этом есть важная оговорка: запрет «не должен повредить действующей торговле и поставкам энергоносителей».
Объем экспорта в Россию европейских технологий, предназначенных для нетрадиционной добычи нефти и газа, составляет около 150 млн евро в год, говорится в документе. Технологии, которые могут попасть под санкции, включают оборудование для глубоководного бурения, разработки арктического шельфа и сланцевой нефти. Сами по себе проекты и компании, имеющие отношение к газовой отрасли, не будут подвержены санкциям, говорится в документе, хотя в предшествующих версиях отраслевых санкций ЕС эта мера рассматривалась. Но ограничение поставок высокотехнологичной продукции ударит и по ним.
Reuters считает, что даже предложенный "аккуратный" подход к санкционированию российской энергетики может оказать серьезное влияние на развитие таких проектов, как газопровод "Южный поток" Газпрома и "Ямал СПГ" НОВАТЭКа. Строительство "Южного потока" серьезно зависит от европейских технологий. В частности, итальянская компания Saipem в марте нынешнего года получила контракт на 2 млрд евро на прокладку первой из четырех ниток трубопровода по дну Черного моря на глубине более 2,2 тыс. м.
Проект "Ямал СПГ" также пострадает в случае ужесточения экспорта европейских технологий. Ключевым партнером НОВАТЭКа является французская сервисная компания Technip, которая выиграла контракт на инженерные разработки, материально-техническое снабжение и строительство в мае прошлого года.
Авторы документа отмечают, что эта мера имеет смысл только в случае, если и США, которые также готовят аналогичный запрет на высокотехнологичный экспорт для российского ТЭКа, и другие европейские страны, такие как Норвегия, присоединятся к мерам Брюсселя.
Другой опцией, рассматриваемой в документе, является ограничение экспорта товаров двойного назначения. Ежегодный объем европейского экспорта такой продукции в Россию оценивается авторами в 20 млрд евро. Особое внимание они рекомендуют уделить четырем категориям: "специальные материалы, квантовые ключевые распределительные системы, некоторое промышленное оборудование [и] высокопроизводительные компьютеры и электроника". Экспорт этих наименований оценивается в 4 млрд евро ежегодно.
Наконец, отдельное внимание в документе уделяется вопросу торгового финансирования. Отмечается, что такие меры, как ограничение экспортных кредитов и перестраховочных услуг, являются "стандартными помощниками" в деле санкций и они доказали свою эффективность на примере Ирана, резюмирует FT.