В 2020 году количество жалоб на навязывание дополнительных услуг микрофинансовыми организациями (МФО) увеличилось более чем втрое по сравнению с 2019-м. Значительная часть жалоб связана с навязыванием клиентам дополнительных платных услуг, зачастую бессмысленных, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные портала Zaim.com.
Сервис провел исследование среди 40 МФО, предоставляющих займы онлайн, и выявил наиболее часто встречающиеся допуслуги, за которые заемщиков вынуждают платить. В топ вошли:
- страхование (стоимость — около 7-10% от суммы займа);
- «народный поручитель» (за 5% от суммы займа на спецсервере можно найти себе поручителя);
- юридическая и медицинская поддержка (по 900 рублей за каждый вид);
- предоставление доступа к системе оплаты займа через личный кабинет (5% от суммы займа) с отдельной платой за разблокировку личного кабинета — 2,5 тыс. рублей;
- проверка банковской карты — 100 рублей («Включает в себя сбор, обработку и техническую передачу информации о клиенте сервисной организации, ответственной за обработку данных, с целью получения заключения о возможности факта мошеннических действий», — поясняется на сайте одной МФО);
- «снижение ставки» — 100 рублей (включает «сбор, обработку и техническую передачу информации о клиенте заимодавцу с целью получения возможности снижения условий по договору займа»).
Кроме того, зачастую заемщика заставляют платить за анализ его же кредитной истории, что требуется самой МФО, а не клиенту. Такса — от 150 до 1,5 тыс. рублей.
Эксперты советуют заемщикам не только внимательно читать договор, но и заходить на сайты СРО финансовых организаций, проверять реестры. Нередко навязывают услуги и используют иные недобросовестные практики конторы, которые, по сути, не являются МФО — не включены в реестры ЦБ и СРО. Также эксперты напоминают, что любой вопрос с допуслугой можно решить даже после того, как опция была оформлена.