Можно ли сэкономить, ни в чем себе не отказывая? Можно, если сократить расходы на перелеты. Здесь есть два варианта: пытаться «поймать» всевозможные распродажные акции крупных авиакомпаний, либо же воспользоваться услугами лоукостеров — небольших авиаперевозчиков, которые обещают доставить вас к месту назначения за сущие копейки. И если с крупными перевозчиками все выглядит ясно и понятно, то с лоукостерами ситуация не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. Итак, полетели?
Словарик
Лоукост — это заимствованное из английского языка слово, которое буквально означает «низкая стоимость» (low cost). Чаще всего это слово применяется в отношении авиакомпаний, которые предлагают перелеты по самым низким ценам.
Десять евро за билет
Почему билеты этих авиакомпаний стоят так дешево? Ответ простой: они тоже хотят сэкономить, как и мы с вами. Причем сэкономить в буквальном смысле слова на всем. Приобретая билет, вы платите по сути только лишь за сам перелет, все остальное вам при необходимости надо будет оплатить отдельно. В том числе привычную еду и прохладительные напитки на борту самолета. И стоит это, прямо скажем, недешево: к примеру, стакан питьевой воды может обойтись вам в 4 евро.
«Я не летал на рейсах лоукостеров больше двух часов, поэтому о еде особенно не беспокоился, — рассказывает Игорь Барабанов, клиент «лоукостеров» с трехлетним стажем. — Но питание — это лишь часть эконом-программы таких авиакомпаний. Они также экономят, к примеру, на аэропортах: вылетая в Милан, вы можете приземлиться не в главном аэропорту, а в каком-нибудь пригороде. Летя в Барселону, к примеру, я прилетел не в саму испанскую столицу, а в аэропорт, расположенный в 100 с лишним километрах от нее. И это было очень неудобно».
Еще один момент — вместимость салона. Для того, чтобы получить максимальную прибыль, лоукостеры устанавливают кресла таким образом, чтобы каждый квадратный сантиметр приносил пользу. О самих пассажирах в этой ситуации не думают. Впрочем, покупая билет за, условно говоря, 10 евро, вы получите комфорта ровно на столько же. Если же вас что-то не устраивает и вы пожелаете пересесть — нет проблем. Любой каприз за ваши деньги. — Если ты хочешь получить нормальное место, то придется за это доплачивать, — поясняет Игорь.
— С моим высоким ростом иногда возникают проблемы. Так, на одном из рейсов были настолько неудобные ряды, что я просто не мог сесть. Подзываю стюардессу, объясняю причину, она говорит: «Нет проблем, можете доплатить и выбрать место, которое будет вам удобно». Я отвечаю, что это не прихоть и я физически не могу сидеть. Она: «Извините, но эта услуга платная. И стоила она около 20 евро.
Что касается мест, то здесь есть еще один нюанс: если вы летите с семьей или в компании, то при регистрации вас запросто «раскидают» по разным рядам. Как сделать так, чтобы сесть всем вместе? Совершенно верно — доплатить. Обращаясь к услугам лоукостеров, необходимо знать, что перевозка багажа может обойтись в сумму, равную стоимости билета. При этом бесплатно в салон можно взять с собой (у разных компаний по-разному) ручную кладь весом от 8 до 10 кг и определенных габаритов. Но опять же, если вы летите не один, то без нормального багажа уж точно не обойтись! И это вновь дополнительные расходы.
— Что касается багажа, то единственным исключением за время моих путешествий была авиакомпания «Эйр Берлин. Они сами называют себя лоукостерами, но, на мой взгляд, это обычная авиакомпания, — говорит Игорь. — Так вот, у них сдать чемодан в багаж можно было бесплатно. Во всех остальных случаях мне приходилось платить. Если же брать все вещи с собой, то в салон надо заходить в первых рядах, иначе вам некуда будет поставить вашу ручную кладь: полки в лоукостерах всегда забиты, а иногда сумки складируют в хвосте самолета — там, где у стюардесс подсобные помещения.
«Добролет», прощай! «Победа», здравствуй!
В России в настоящее время летает лишь одна отечественная авиакомпания-лоукостер — «Победа». Это уже не первая попытка российских авиаторов создать компанию суперэконом-класса: до этого свои силы в лоукосте попробовали «Авианова», «Скай Экспресс» и «Добролет». Последний просуществовал всего лишь несколько месяцев. Впрочем «Аэрофлот», видимо, сделал работу над ошибками — и «Добролет» и «Победа» — это его дочерние компании — и решил войти в реку дважды.
«Победа» базируется в московском аэропорту «Внуково». Парк самолетов по состоянию на февраль 2015 года состоит из восьми «Боингов» 737-800 NG в специальной «плотной» компоновке для лоукостеров — на 189 кресел. Маршрутная сеть «Победы» включает Москву и еще 12 городов России: Архангельск, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Махачкалу, Нижневартовск, Пермь, Сочи, Сургут, Тюмень и Уфу. К 2018 году «Победа» должна перевозить около 10 миллионов человек в год, а флот компании расширят до 40 воздушных судов «Боинг 737-800 NG». Маршрутная сеть при этом будет насчитывать более 45 внутрироссийских и международных направлений.
Чем отличается «Победа», к примеру, от «Добролета»? Пожалуй, ничем: «родитель» у них все-таки один и тот же. Поэтому и правила игры, то есть отношение к обслуживанию пассажиров, остались фактически теми же. В частности, это касается возможности поменять дату вылета или же вернуть билет.
Прямая речь
В одном из материалов, размещенных в интернете, пассажирка «Добролета» описывает такую ситуацию:
«Допустим, по каким-либо причинам вы решили вернуть билет, поменять дату полета или направление. В условиях перевозок обозначено: в случае добровольного отказа от воздушной перевозки, при условии уведомления перевозчика не позднее чем за 24 часа до вылета из аэропорта отправления, вы имеете право обратиться с заявлением о возврате стоимости неиспользованной воздушной перевозки.
В этом случае стоимость неиспользованной воздушной перевозки подлежит возврату за вычетом сбора за дополнительно оказанные вам услуги, не входящие в стоимость воздушной перевозки, а также за удержанием платы, взимаемой за операции по аннулированию брони воздушной перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформлению возврата сумм, предусмотренных правилами применения тарифа. Казалось бы, все понятно, но обратите внимание, что сумма, взимаемая за аннулирование, не указана. За изменение даты или направления перелета также взимается платеж, гласят правила, но его величина снова остается тайной для пассажира.
Мне удалось выяснить, обратившись в платную поддержку за консультацией, что за аннуляцию брони, изменение даты полета или направления вам придется заплатить две тысячи рублей. Учитывая, что сам билет в Симферополь или из него в Москву стоит в среднем три тысячи рублей, доплачивать за внесение изменений вам не очень-то и выгодно. Ну, а если вы — счастливчик и вам удалось отхватить билет за полторы тысячи рублей, то вы останетесь в убытке».
В случае с «Победой» ситуация будет примерно такая же. Поэтому прежде чем приобрести билет, очень хорошо подумайте, сможете ли вы улететь именно в тот, запланированный день. И очень внимательно изучите все условия перелета, не отходя от компьютера, на сайте авиаперевозчика http://www.pobeda.aero. В противном случае вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Впрочем это касается всех компаний-лоукостеров.
— В подавляющем большинстве случаев, когда ты купил билет на лоукостер, при регистрации тебе нужен только паспорт. Реже — распечатка электронного билета с его номером, это обычная практика, — поясняет Игорь Барабанов. — А с одной авиакомпанией получилось по-другому. Я смотрю: на регистрации все с бумажками, но не такими, какую на почту прислали, а с другими. Подхожу на регистрацию, а меня спрашивают: «Где ваш посадочный талон»? «Так я за ним на регистрацию и подошел», — говорю. «Ой, нет-нет, — отвечают. — Вы должны были зарегистрироваться на сайте самостоятельно и сюда уже прийти с посадочным талоном». Говорю им, что у вас, мол, нигде это не написано. А они говорят — написано.
И на самом деле написано, но под «звездочкой» в правилах: зарегистрироваться я должен сам... Так вот, за два часа до вылета они перекрывают эту возможность и зарегистрироваться на сайте уже невозможно. Мне предложили пройти на стойку авиакомпании и там все сделать. Сколько может стоить распечатка посадочного талона? Мне эта услуга обошлась в 70 евро! То есть все сделано так, чтобы я просто не заметил это условие и потратил деньги. Я мог, в общем-то, с легкостью за 70 евро купить билет на самолет нормальной авиакомпании — это был внутриевропейский перелет.
В целом же, по мнению Игоря, вернуть билет или изменить дату вылета у компаний-лоукостеров практически невозможно. Или же это обойдется вам достаточно дорого. Что же касается остального, то и здесь надо быть очень внимательным. Рассмотрим некоторые моменты на примере той же «Победы». Самое главное — постарайтесь по максимуму оплатить все через интернет. Если, к примеру, вы понимаете, что ваша ручная кладь уже никак не вмещается в установленную норму, то зарегистрируйте и оплатите багаж на сайте. «Ваша бронь предусматривает бесплатный провоз одного места зарегистрированного багажа массой до 10 кг и суммой измерений до 158 см в багажном отсеке самолета. Провоз дополнительного багажа возможен за дополнительную плату» — это цитата с сайта «Победы».
Что такое дополнительная плата? Смотрим там же: регистрируемое место багажа весом до 15 кг, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна, на каждом рейсе обойдется вам в 999 рублей при регистрации на сайте и в 2 000 рублей при регистрации в аэропорту. Одно багажное место весом от 15 до 20 кг — в 1 500 и 3 000 рублей соответственно. За каждый килограмм перевеса (начиная от 20 кг) вам придется заплатить еще по 500 рублей. Еще один момент: если у вас возникла необходимость выяснить некоторые нюансы, касающиеся перелета, но интернета у вас под рукой нет, вам придется обратиться в кол-центр компании. Причем заплатив за это, потому что звонок платный — из расчета 50-60 рублей за минуту.
И помните, Игорь рассказывал про места в салоне? Так вот, у «Победы» при условии выбора места через интернет нужно заплатить от 199 до 399 рублей (в зависимости от ряда), а если вам захочется это сделать в аэропорту, то все обойдется на 100 рублей дороже. Если же вам нужно место с увеличенным пространством для ног, то готовьтесь заплатить 599 или 999 рублей соответственно. Да, и учитывайте еще один момент: спинки кресел в самолетах лоукостера «Победа» не откидываются…
Путешествие или удар по карману?
— Если вы берете билеты заранее, то всегда надо параллельно смотреть стоимость билетов у обычных авиакомпаний. К примеру, у обычной компании билет стоит 300 евро, у лоукостера — 50. Вроде бы выгодно. Однако если вы летите семьей, то у вас все равно будет багаж, все в салон вы с собой не возьмете при всем желании. И если вы не зарегистрируете багаж на сайте, то в аэропорту вам это обойдется раза в два дороже — порядка 40 евро. Если учитывать все эти моменты, то полет получается достаточно дорогим.
В итоге они все равно всеми силами стараются довести цену билета — по факту — до цены обыкновенной авиакомпании, — говорит Игорь. Также, рассчитывая свой бюджет при полете на лоукостере, не забывайте о «запасных», то есть периферийных аэропортах. Ведь вам придется потратить деньги на проезд до вашего конечного пункта назначения, а также — если вы вынуждены дожидаться пересадки в таком аэропорту — на еду. При этом платными там могут оказаться и услуги предоставления интернета и даже туалеты.
Еще один важный нюанс, о котором знают не все любители путешествий, — это пересадка. Дело в том, что авиакомпании-лоукостеры в обязательном порядке летят через «свою» страну. То есть, если это «Эйр Балтика», то в какую бы страну вы ни летели, вы все равно сделаете посадку в Латвии. — Можно полететь из Москвы в Италию на английском лоукостере, но тогда — только через Лондон или другой английский аэропорт. То есть придется сделать серьезный крюк. Это и время, и очень часто — ночные рейсы, и большие промежутки между рейсами.
Для того чтобы добраться до места назначения из Томска, можно смело закладывать на дорогу два дня: сначала надо долететь до Москвы, потом — в страну «прописки» лоукостера и только оттуда — в пункт назначения», — поясняет Игорь Барабанов. Внутренних рейсов российского лоукостера это не касается, а вот при полетах за границей и за границу внимательно выбирайте авиакомпанию: если вы летите в Испанию — выбирайте испанского лоукостера, в Чехию — чешского и т. д. В противном случае вы потеряете и время и деньги, а то и отпускное настроение…
— Первые два года, когда я летал на лоукостерах, реальной экономии у меня по сути не получалось: билет изначально дешевле — это да, но потихоньку он все-таки «подбирался» по стоимости к ценам обычной авиакомпании. А уровень комфортности путешествия не идет ни в какое сравнение! На третий год, набравшись опыта, экономии я вроде бы достиг, но… Но все-таки решил отказаться от перелетов на лоукостерах. В нынешней ситуации это не очень выгодно, — считает Игорь.
Тенденции
В последнее время некоторые зарубежные лоукостеры сократили полетные программы в Россию. Так, британский перевозчик EasyJet с марта оставил только один рейс из Москвы в Лондон вместо двух, венгерская бюджетная авиакомпания Wizzair также сообщила о сокращении полетной программы в Москву до одного рейса в день, авиакомпания Finnair временно отменила все региональные рейсы в Россию... При этом российские перевозчики сворачивают направления менее активно.
«По итогам 2014 года рост объема внутренних перевозок составил 19%. Международные перевозки растут менее активно, но тенденция пока остается положительной. Поэтому нет необходимости кардинально менять сеть маршрутов. Думаю, что большинство наших перевозчиков будут идти не по пути аннуляции рейсов, а по пути сокращения емкости бортов», — считает Дмитрий Горин, руководитель комитета по транспорту АТОР.
— Лоукостер — это как междугородний автобус. У меня сейчас на руках билеты в Италию, туда и обратно, на рейсы одной полноценной авиакомпании. И даже если сейчас посмотреть цены на такой перелет на лоукостере, то мои «нормальные» обошлись мне дешевле. При этом — с питанием и посадкой в центральном аэропорту, и багаж я сдам в Томске, а получу уже в Италии. Так что, на мой взгляд, если есть желание сэкономить, надо просто покупать билеты заранее, — советует Игорь.
Ну, а решать уже вам, уважаемые читатели. Ведь на самом деле дорожные испытания в салоне лоукостера в итоге могут сравняться в цене с перелетом на борту комфортабельного авиалайнера… Выбирая путешествие по карману, будьте внимательны, чтобы оно, это самое путешествие, в итоге не ударило по тому самому вашему карману…
КстатиПолезные ресурсы:
1. 55 авиакомпаний-лоукостеров http://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/55-aviakompanij-s-kotorymi-mozhno-letat-za-kopejki-739460
2. Бюджетные авиакомпании Европы http://www.flylowcost.ru/low-cost-airlines-Europe.htm
3. Все о лоукостерах http://loukosterov.ru/