Задать вопрос

«Хочешь конструктор — копи». Как превратить траты на игрушки в образовательный проект

16.11.2020

Любые расходы, даже самые необходимые, можно наполнить новым смыслом. Можно просто покупать своему ребенку игрушки или же превратить этот процесс в игру и обучение. Сегодня журналист «ВЛФ» делится своим опытом, как с помощью сайта-барахолки учила четырехлетнего сына основам рыночных отношений, терпению и пониманию сущности денег.

Родители инвестируют в игрушки?


У детей есть всё. С этим сложно спорить. Родители даже со средним доходом покупают одежду, игрушки в большом количестве. Иногда действительно проще купить, чем объяснить ребенку, почему у всех в детском саду есть, а у него — нет. А самое смешное — себе тоже это объяснить непросто.

Я как-то посчитала, что мы вложили в игрушки примерно 50 тысяч рублей. Только в коробке с LEGO накопилось деталей на 15-20 тысяч. Еще примерно столько же валяется ровным слоем по полу — это те маленькие модные игрушечки, которыми дети начинают «заражаться» в детском саду. Стоимость одной трансформирующейся в жука машинки размером в половину моей ладони — 1,5-2,5 тысячи рублей. И это мы еще стараемся не баловать и покупать не более 1-2 игрушек в месяц. Что-то, конечно, еще дарят на праздники.

Если доход семьи позволяет вкладывать в ребенка больше финансовой любви, то реальной проблемой становится пресыщение. Как-то от 10-летнего ребенка я услышала фразу: «Когда мы с мамой ходим по магазинам, я даже не знаю, что бы мне захотеть, — у меня все, что продается, уже есть».

Проект «Барахолка»


Я долго думала, как объяснить своему ребенку ценность денег. Просто сказать: «Мама и папа каждый день работают, чтобы их получить» — впустую сотрясать воздух. В четыре года это просто набор каких-то непонятных слов. Опыта-то нет. Он знает: если громко заплакать, может быть, дадут то, что хочешь. А где они это возьмут, не его проблемы.

И вот сын принес из садика очередное «хочу»: он просил игрушечную автомойку, которая стоит, как лечение пульпита у стоматолога — тысяч пять, если поискать акции — 3,5 тысячи. Я сказала: «Хочешь — копи».

На выручку мне пришли сайт «Авито» и наш переезд. Пока паковали вещи в одной квартире и вновь раскладывали в другой, обнаружилось много ненужного: одежда, из которой вырос; игрушки, которые уже не интересуют; лишняя мебель; что-то бесполезное оставили предыдущие жильцы. Все это я решила продать, а деньги отдавать в копилку.

Получился целый проект, растянувшийся на все лето. Вещи я отмывала, фотографировала, писала объявления и выставляла на сайте. Удивительно, что только ни готовы покупать люди! Пакет довольно старенькой одежды ушел за 150 рублей как «вещи для дачи»; купили видавшие виды кроссовки, у которых светилась подошва; с невообразимой скоростью забирали игрушки.

Копить — это долго, но я смогу


За 150-500 рублей постепенно распродали все барахло. Деньги сын торжественно нес в копилку, мы считали, сколько еще не хватает, он вздыхал и готовился ждать. Конечно, по факту работала я, но и задача была не заставить ребенка зарабатывать в четыре года, а показать ему принцип денежного оборота, накоплений и немного потренировать терпение.

Он понял: на что-то недорогое можно накопить быстро, а на более дорогую вещь деньги собираются куда медленнее. Включилась осознанность, мальчик уже не стремился забрать себе весь магазин, а начал расставлять приоритеты: что я хочу сейчас больше?

Меня удивило то упорство, с которым сын собирал купюры на дорогую автомойку, и то, как он не хотел отступать от цели. Хотя мы периодически говорили, что вот сейчас хватит на другую игрушку — подешевле. Но ему нужна была автомойка, он сознательно отказывался покупать на эти деньги что-то еще, и мы продолжали копить.

Тут, конечно, вступили бабушки и тоже поддержали внука финансово — их капитал он тоже откладывал на свою автомойку. Примерно за 2-3 месяца удалось накопить нужную сумму. Сын сам пошел в магазин, нашел автомойку на полке магазина, отнес на кассу и заплатил своими деньгами из своего кошелька. Правда, на покупку все равно пришлось добавить: пока копили нужную сумму, игрушка подорожала. И у нас появился наглядный пример, чтобы объяснить, что такое инфляция.

На чем нельзя зарабатывать ребенку


Вкус возможностей сын почувствовал довольно быстро, в нем затеплился предпринимательский дух. Однажды, когда я забирала его из садика, он спросил: «Мама, давай я сегодня вместо тебя помою посуду?» Родители с завистью посмотрели на меня: «Какой он у вас молодец!» Я же быстро смекнула: он, конечно, молодец, но цели у него небескорыстные. «Ты просто так хочешь мне помочь или тебе что-то нужно?» — спрашиваю. «Нет, я помою, а ты мне заплатишь».

Тут пришлось устанавливать границы — на чем зарабатывать нельзя. Мытье посуды в этом списке как некое общее семейное дело. Нельзя поощрять деньгами то, что должно быть домашней или личной обязанностью, и наоборот — можно и нужно вознаграждать за дела, которые не входят в его круг ответственности. За то, что он убрал игрушки или вовремя лег спать, платить не стоит, а если, например, разложил ваши рабочие карточки по коробкам, можно.

В своем блоге в «Инстаграме» я опросила подписчиков, как и на чем они зарабатывали в детстве. Любопытно, что многим делегировали свою работу папы и приплачивали за это — перепечатать конспекты по противопожарной тактике, прополоть огород, составить банки с огурцами в коробки, отмыть автомастерскую, помыть машину. Кто-то продавал поделки из бисера родителям. Те, видимо, были готовы поддержать предпринимательскую идею — почему нет?

Опрошенные (люди от 30 до 40 лет) активно подрабатывали разными способами примерно с 10-12 лет. Самым распространенным способом получения «кешбэка» была сдача стеклянных бутылок. Вторым по популярности был физический труд: сбор ягод, уборка мусора в лесополосах, мытье полов в подъезде, подметание дворов, работа помощником на рынке или в автомойке.

Некоторые зарабатывали интеллектуально — продавали ответы для контрольных, писали сочинения за деньги, подрабатывали в газетах. «У меня была градация по стоимости сочинений даже. Я неплохо поднялась в свое время. Если было просто сочинение, то 15 рублей. Если на олимпиаду — 20, если оно на олимпиаде выиграло — 50», — написала одна подписчица.

Сейчас, когда наш проект «Барахолка» завершился, мы с мужем решили начать новый — давать сыну по 500 рублей каждую неделю, чтобы он копил на игрушки сам. Для нас нет разницы — продолжать покупать что-то в детском магазине раз месяц или давать каждую субботу по 500 рублей в копилку.

Зато для ребенка разница будет колоссальная: в первом случае ему дают деньги, а он ничего не решает, во втором у него есть цель, он к ней стремится, может выбирать и принимать решение, на что именно потратить деньги. Это будет его выбор, который мы поддержим.

Рожденные в 90-е


В нашем с мужем детстве — мы родились в СССР, а взросление пришлось на 90-е — не было выбора, а часто и надежды на то, что в принципе можно что-то купить и как-то на это повлиять. Вещи покупали, когда старые уже невозможно было зашить. Игрушки — по праздникам и по средствам (китайские).

Родители вбивали в нас, что жить надо скромно, а деньги — ресурс конечный, трудно возобновляемый. Экономь и держи заначку на черный день. Только когда появились большие финансовые цели (квартира, машина), я поняла, что можно не только экономить, а еще искать возможности больше зарабатывать! Мы с мужем стали пробовать разные инструменты инвестирования, пытались увеличить доход. Что-то стало получаться.

Сейчас наша миссия как родителей — дать понимание детям, что любая денежная цель вполне реальна и достижима, если совершать определенные действия. Если нам внушали, что деньги — конечный ресурс, то я хочу, чтобы мой сын понял: деньги — ресурс возобновляемый.

Да, нужно приложить усилия, но почти любые мечты, если они зависят от денег, осуществимы. Если можно как-то потренировать мышцу, отвечающую за поиск возможностей вместо отговорок, я готова ее поискать хотя бы для своего ребенка.

Читайте также