Задать вопрос

ЦБ хочет упростить возврат денег жертвам кибермошенников

12.05.2021

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

В 2020 году количество мошеннических операций со счетами граждан и предпринимателей увеличилось на 34% по сравнению с 2019-м, а по сумме рост составил 52,2%. При этом возместить пострадавшим удалось всего 11,3% от похищенных средств, пишут «Известия». Чтобы повлиять на ситуацию, Центробанк планирует кардинально изменить порядок возврата средств. 

Первая предполагаемая новация — автоматическая блокировка спорной суммы на счете вероятного мошенника сразу же после обращения пострадавшего. Об этом изданию рассказал замначальника департамента информбезопасности ЦБ Артем Сычев. 

Блокировка суммы важна, поскольку мошенники в 50% случаев снимают похищенные деньги в течение часа после перевода, в 47% — в течение двух-трех часов. И только в 3% инцидентов средства могут задержаться на счете до суток. Причем зачастую злоумышленники используют целую цепочку переводов, а в качестве первого получателя — дропа (подставная личность, данные которой используются мошенниками, чтобы сохранить свою анонимность). В нынешней ситуации у банков нет правовых оснований заблокировать уже зачисленные средства ни на промежуточном, ни на конечном счете, а также отказать в выдаче средств.

Если деньги попали на счет дропа, то распоряжаться деньгами может только он. Возврат средств возможен по судебному решению. Чтобы оно состоялось, нужно полностью реализовать цепочку оперативно-следственных мероприятий и закрыть уголовное дело. Разумеется, пока весь этот процесс будет разворачиваться, деньги успеют сто раз снять с карты, пояснил Сычев.

Кроме того, регулятор прорабатывает вопрос об упрощенной судебной процедуре, которая позволит быстрее возвращать похищенные средства. Речь о том, чтобы деньги оперативно замораживались на счете, а потом их конечная судьба решалась бы в ускоренном судебном порядке. То есть речь идет о возможности заочного решения по делу о возврате денег. Правда, как отметил представитель ЦБ, этот порядок требует серьезной проработки, и регулятор только начал заниматься этим вопросом.

Банковское сообщество уже подготовило законопроект, который предполагает автоматическую блокировку на 25 дней оспариваемой суммы на счете получателя. Как отмечено в документе, изменения позволили бы повысить долю возврата до 15–30% от общего объема похищенных средств.

В Ассоциации банков России считают, что для ускорения процесса нужно дать банкам право сообщать пострадавшему данные владельца счета, куда были переведены деньги, достаточные для подачи искового заявления в суд. В этом случае дело переводится из уголовной в гражданско-правовую форму. И жертва обмана, не дожидаясь окончания разбирательства между кредитными организациями, а также расследования уголовного дела, могла бы требовать возмещения ущерба в суде самостоятельно.

В ЦБ с этим предложением не согласны. «Оно точно непроходное, поскольку в явном виде нарушает права граждан, так как нельзя передавать персональные данные без согласия их владельца. Кроме того, граждане сами не должны в этом разбираться», — уверен Артем Сычев.

Читайте также