Задать вопрос

Банкам могут запретить менять размер комиссий без уведомления клиентов

27.08.2014

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Верховному суду предстоит принять окончательное решение по спору между Сбербанком и Федеральной антимонопольной службой, и это решение может привести к изменению правил взимания комиссий с клиентов всех банков России. 

ФАС в лице своего управления по Тамбовской области настаивает на том, что Сбербанк должен договариваться о размере комиссионных и его изменении с каждым клиентом в отдельности. Размещение информации о комиссиях на общедоступных стендах и на сайте банка антимонопольщики полагают недостаточным.

Ранее ФАС признала, что, устанавливая размеры комиссий без индивидуального согласования с клиентами, Сбербанк злоупотребляет своим доминирующим положением на банковском рынке Тамбовской области, за что на банк был наложен штраф.

Сбербанк попытался обжаловать решение УФАС в суде, но суды трех инстанций позицию антимонопольных органов одобрили. В решении суда первой инстанции прямо отмечалось, что размещение банком информации о тарифах «не подменяет обязанности банка достичь соглашения о применении комиссионных вознаграждений с клиентами в письменной форме».

Если аналогичное решение примет Верховный суд, под угрозой окажется распространенная в большинстве банков практика существования отдельных от договоров вклада тарифных сборников. По словам партнера юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексея Гурова, в деле Сбербанка сформулирован общий подход к взиманию комиссий в отсутствие соглашения с вкладчиком, а потому клиенты смогут обращаться с жалобами в Роспотребнадзор, для которого, в отличие от ФАС, неважно доминирующее положение банка.

Впрочем, с позицией ведомств об обязательном письменном соглашении с каждым клиентом юристы не согласны. «Скорее банк должен уведомлять клиента об изменении тарифа, и у клиента должно быть право расторгнуть в таком случае договор», — считает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов. Некоторые банки уже поступают так, но это сопряжено с дополнительными расходами.

На состоявшемся в начале июня 2014 года собрании акционеров Сбербанка председатель правления кредитной организации Герман Греф назвал главным достижением Сбербанка за прошедшие пять лет поворот лицом к клиенту и призвал строить с клиентами «доверительные отношения».

«Первое и главное направление нашей стратегии: с клиентом на всю жизнь. Дальнейшее развитие наших отношений с клиентами — самая главная наша задача. Мы хотим построить очень глубокие и доверительные отношения с клиентами, чтобы быть вместе с ними на всех этапах их жизни», — подчеркнул глава Сбербанка.

Читайте также