Задать вопрос

Автомобиль — еще не роскошь, но…

06.02.2015

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"

Автомобиль — пока еще не роскошь, но после резкого скачка доллара и евро многие иномарки стали очень близки к этому статусу. Цены повысились на все без исключения автомобили — и отечественного и импортного производства. Правда, некоторые производители решили пока не вводить в ступор своих клиентов, ограничившись 4-8% «прибавочной» стоимости, а некоторые взвинтили цены сразу на 50%. Как Томск пережил автомобильный бум в декабре прошлого года, и что ждет местный авторынок в году наступившем? Спросим у специалистов. 


Ажиотаж не спас авторынок 

Ажиотажный спрос на автомобили в декабре прошлого года не спас общие показатели продаж: в целом по России они снизились на 10,3% по сравнению с 2013 годом. А если сравнивать декабрьские продажи, то последний месяц 2014 г. оказался для автодилеров доходнее позапрошлогоднего на 2,4%. Впрочем, по мнению экспертов, даже в такой небольшой плюс продавцы автомобилей теперь выйдут не скоро… Но обо всем по порядку. 

Итак, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), по итогам 2014 года самым продаваемым автомобилем стала «Лада», вслед за которой рядком идут KIA, Renault и Hyundai. Что касается моделей, то здесь в лидерах «Лада Гранта», на второй позиции — Hyundai Solaris, на третьей — KIA Rio, и четвертую строчку в табеле о рангах занимает Renault Duster.
Всего в 2014 году в России было продано 2,5 миллиона новых автомобилей, а вот в 2015 году, по мнению председателя АЕБ, своих владельцев найдут лишь 1,89 миллиона машин — на четверть меньше, чем в прошлом году. Впрочем, есть и еще более пессимистичные прогнозы, согласно которым продажи могут рухнуть и вовсе на 50%. 

«Причиной тому будет не только девальвация рубля, — считает частный эксперт Владимир Костнов. — По крайней мере, в начале года продажи будут минимальными еще и потому, что желающие обзавестись новым автомобилем уже сделали это на волне автобума в конце 2014 года. То есть потребители «наелись», а когда у них вновь проснется аппетит — сказать крайне сложно. Учитывая опять же общую экономическую ситуацию в стране». 

Что же касается вторичного рынка, то и здесь, по мнению Владимира, наступит относительное затишье. Потому что ликвидные иномарки — с небольшим пробегом и в хорошем техническом состоянии — тоже буквально смели в конце прошлого года.

«Если до ноября 2014 года перекупщики говорили, что машину дороже 300 тысяч рублей продать очень сложно — она может «зависнуть» у продавца на полгода, а то и на год, то сейчас такой проблемы уже нет. Потому что автомобилей с приемлемым соотношением «цена-качество» фактически не осталось: либо дешевый автохлам, либо подорожавший ликвид», — считает эксперт.
Но мы все же поговорим о новых автомобилях, предлагаемых томичам в фирменных автосалонах. И начнем с одной из самых популярных в России и Томске марки — с «Тойоты». 

Toyota: запасов нет, пополнение — в дороге 

Перед новым годом выставочный зал в «Тойота Центр Томск» опустел — осталось лишь несколько автомобилей, которые заказчики передумали покупать из-за выросшей стоимости. В остальном же автоцентр компании «Элке Авто» (дилер японских Toyota и Mazda, также продает Lexus) ничем не отличался от других — желающих потратить стремительно обесценивающиеся рубли было предостаточно. При этом, как сообщало РИА Томск, цены на авто марки Toyota поднялись уже в декабре — из-за повышения банковских кредитных ставок. Впрочем, подорожание было незначительным — на 3%, а на автомобили Mazda цены и вовсе не менялись. 

Как бы то ни было, уже в конце года в автоцентре начали принимать заказы на автомобили, которые поступят только в феврале. «У нас всегда повышенный спрос перед новогодними праздниками, когда автомобили покупают в подарок женам или детям. Но в прошлом году ажиотажный спрос пошел с ноября, после того, как начал падать рубль. Люди понимают, что те деньги, которые они не успевают инвестировать в недвижимость, можно вложить в автомобиль, дорогостоящий автомобиль», — пояснила РИА Томск заместитель гендиректора по продажам и маркетингу компании «Элке Авто» Ирина Долгих. 

Что же касается начала года, то одновременно с прогнозируемым повышением цен наступило и «покупательское» затишье. Впрочем, в «Тойота Центр Томск» январь всегда был спокойным, но, правда, по другой причине.
«В январе прошлого года в салонах тоже было затишье, но оно было связано с тем, что наши клиенты уезжали на новогодние праздники за рубеж. К тому же люди ожидали февральских распродаж, когда автомобили 2013 года можно было купить с большой скидкой. В этом году после повышения цены о распродажах придется забыть», — пояснила Долгих.
Если говорить о новых ценах, то модельный ряд производства 2015 года подорожает в среднем на 20%. В частности, Toyota Corolla в комплектации «Комфорт» подорожала с 826 до 972 тысяч рублей, а Camry в комплектации «Элеганс» — с 1,231 до 1,484 миллиона рублей. При этом машины иностранной сборки должны поступить в дилерские центры ближе к марту, а российской — в конце января–начале февраля.
«Думаю, что все успокоится во втором квартале. Тогда уже станет понятна политическая ситуация и все, что происходит с курсом валюты», — добавила Ирина Долгих.

Эксперт вдогонку 

«Если оценивать 2014 год в целом, то обвальным спросом скупку автомобилей в ноябре-декабре все-таки не назвать. Статистика особенно не отличается от других месяцев, просто акцент в конце года сместился на хорошие дорогие — тогда еще относительно дешевые — автомобили, — комментирует Владимир Костнов. — Некоторые люди успели по три машины купить и продать — был такой кратковременный бизнес, сейчас он уже сошел на нет. В 20-х числах декабря я был в пункте регистрации автомобилей в Предтеченске, так там яблоку было негде упасть — шла массовая регистрация автомобилей. Как новых, так и иномарок в ликвидном состоянии. 

«Сто Коней»: успевайте купить сейчас 

По словам директора автоцентра «Сто Коней» (официальный дилер Opel, KIA, Chevrolet и Chevrolet NIVA) Николая Воронкова, автомобильный бум начался в ноябре в Москве, а до Томска он докатился уже в декабре. «Мы общались со столичными коллегами, так у них в ноябре до часа ночи автосалоны работали», — рассказал он.
Впрочем, в ноябре о повышении цен автокомпании еще конкретно не говорили, а вот когда появилась такая информация, то люди начали скупать все. Сначала — самое ходовое, а потом уже и все подряд. 

«Спрос на весь модельный ряд был примерно одинаковый, но чуть больше, наверное, все же на KIA. Но скупили все равно не все — какая-то часть машин у нас осталась. При этом ощутимую роль в скупке сыграли казахи: при такой курсовой разнице машина, которая в Казахстане стоила 60 тысяч долларов, у нас стоила «всего» 30 тысяч», — говорит Воронков.

С января ажиотаж утих, продажи в салоне «Сто Коней» упали, но все-таки идут. И во многом это связано с тем, что цена на одну из самых популярных моделей — Chevrolet NIVA — поднялась всего на 20 тысяч рублей (очередь здесь расписана до марта), незначительно подорожали и автомобили KIA. Но здесь есть одно «но»: ходовые модели Sorento и Sportage уже раскуплены, и осталось всего несколько автомобилей Rio. При этом российский завод по сборке этих машин не будет работать до 31 января, а на столичных складах осталось всего порядка 100 единиц продукции российско-корейского автопрома. 

Что же касается Opel и Chevrolet, то эти марки подорожали сразу на 30-50%. К примеру, Chevrolet Cruze, стоявший в салоне за 800 тысяч рублей, сейчас будет стоить 1,2 миллиона рублей, а «декабрьский» Opel Insignia в максимальной комплектации стоимостью 1,6 миллиона рублей подорожал на 200 тысяч рублей. «На разные модели цены поднялись по-разному, но одинаково ощутимо», — объясняет Воронков. При этом заказы на Opel и Chevrolet пока приостановлены.

Еще один немаловажный момент в работе автосалона — возможность приобрести автомобиль в кредит. Однако в настоящее время эта программа практически не работает.

«На сегодня очень сильно ограничено и предложение по автокредитам, да и спрос, прямо скажем, невысокий. Если до ноября мы продавали около 40 автомобилей в кредит и 60 за «наличку», то с декабря на этом рынке наступила суматоха: кредитные организации не успевали следить за происходящими событиями, и продажи в этом секторе очень резко сократились, даже практически исчезли», — поясняет директор салона.

При этом Николай Воронков уверен, что цены на автомобили еще не достигли своего адекватного рублевого эквивалента.

«Если машина стоила 30 тысяч долларов, то она в конце концов и будет стоить 30 тысяч долларов. Не 10, 15 или 20, а именно 30 тысяч. Как показывает практика, примерно через полгода после резкого обвала рублевые и долларовые цены станут эквивалентными, то есть по банковскому курсу. Производитель не будет сразу поднимать ценник и будет торговать себе в убыток, чтобы не потерять долю рынка. Если у них было запланировано произвести миллион автомобилей, они его произведут и продадут, постепенно повышая цену до реальной. Так что если вы собрались машину покупать, это надо делать сейчас, дальше все будет только дороже», — советует директор салона «Сто Коней».   

Эксперт вдогонку 

«До обвала рубля продажи по программам автокредитования в автосалонах составляли порядка 50%, — рассказывает Владимир Костнов. — После резкого повышения ключевой ставки эта доля стала стремительно сокращаться и сейчас составляет либо считанные проценты, либо же вообще отсутствует. В январе банки стали выдавать автокредиты по ставкам от 23,5% до 30%. Причем никаких льготных кредитов на дорогие машины (ставки на некоторые модели составляли 3-7%, на ходовые модели, например, Renault Logan, — 8-11%) уже просто нет. Плюс к этому ужесточили требования по кредитованию. Поэтому на рынке автокредитования воцарилась тишина».

«Велес-40»: прогнозы неутешительны 

«Поставок пока не возобновил никто, по крайней мере — из трех наших брендов», — цитирует РИА Томск слова Александра Куликова, главы группы компаний «Велес-40», которая является официальным дилером Subaru, SsangYong и Audi.
В декабре бум докатился и до этого салона, однако в наличии у дилера были далеко не все модели Subaru и SsangYong, а продажа Audi и вовсе был приостановлена до объявления новых цен — по требованию головного офиса. При этом цены на Subaru в прошлом году не менялись, а вот SsangYong увеличил стоимость своих автомобилей на 5-7%. Несмотря на то, что сборка «корейцев» организована в России, многие комплектующие ввозятся из-за рубежа — вот вам и причина подорожания. Кстати говоря, SsangYong — пока единственный из брендов «Велес-40», который прислал прайс с новыми ценами: на разные модели повышение составило от 5% до 20%. По мнению Куликова, для участников рынка ситуация станет более-менее понятной не раньше февраля.

«Прогноз страшный: доллар и евро выросли практически в два раза. Если импортер поднимет цены в два раза, то продажи просто встанут. Это примерно как в 1998 году, когда мы переживали кризис в связи с тем, что доллар подскочил в три раза. Примерно на два года в сибирском регионе иномарки с рынка ушли. Они просто подорожали. А сегодня еще и автокредиты практически не выдаются», — добавил глава «Велес-40». 

Эксперт вдогонку 

«Мой товарищ успел купить Subaru Forester за 1,5 миллиона рублей, по «старой» цене, — приводит пример эксперт Владимир Костнов. — Дилеры «заморозили» цену до нового года, но эта модель в «Велесе-40» была уже распродана, поэтому друг пригнал Subaru из Новосибирска. А когда перед этим мы заходили в салон, то там был практически пустой зал: стояла чуть ли не единственная машина с табличкой «продано». Такая же ситуация была в Тойота-центре и в других салонах, где продаются хорошие новые автомобили. 

Пустые залы в автосалонах объяснить легко. Во-первых, россияне покупали машины, чтобы спасти дешевеющие рублевые сбережения и вложить их хоть в какие-то материальные активы. А во-вторых, очень много автомобилей ушло из России в страны ближнего зарубежья. Там народ привык хранить деньги в твердой валюте, и в тот момент у них появилась возможность приобрести новый автомобиль в два раза дешевле, чем у них на родине. Это большей частью относится к Казахстану, входящему в таможенный союз, — никаких пошлин при ввозе авто платить не надо.

«ВАЗ»: почувствуйте разницу в цене 

В отличие от продавцов иномарок дилеры «ВАЗ» пережили небольшой «бум» еще в октябре, когда была продлена программа утилизации подержанных автомобилей. В ноябре наступило некоторое затишье, а после резкого падения курса рубля начался настоящий ажиотаж — примерно со второй половины декабря.

«Сказалось и то, что по импортным машинам предложение ощутимо снизилось, а по отечественным осталось фактически на прежнем уровне. Что характерно, очень много покупателей было из Казахстана: они приезжали и буквально не глядя все забирали. Самой ходовой моделью наравне с «Грантой» была «Нива» — она была в дефиците», — рассказывает заместитель директора по продажам ООО «Автоарсенал-Т» (официальный дилер LADA) Сергей Герб.

Он добавил, что казахи очень внимательно следят за курсом доллара в России, и когда после новогодних праздников он вновь пополз вверх, соседи сразу же приехали за свежими автомобилями. 

Тем не менее, сейчас в продажах наступил небольшой спад, но потенциальные покупатели все равно приходят — присматриваются и привыкают к новым ценам. Кстати, в среднем машины подорожали на 8%: какие-то модели на 18 тысяч, какие-то — на 60 тысяч рублей — в зависимости от количества импортных комплектующих. И сейчас в автосалоне выставлены уже фактически только новые автомобили выпуска 2015 г. 

Снижение продаж продукции отечественного производителя объясняется и спадом в сфере автокредитования. Впрочем, эта беда коснулась всех без исключения автодилеров.

«К сожалению, в конце декабря банки резко подняли ставки и меняли их чуть ли не по два раза в день. Увеличилась и сумма первоначального взноса — у некоторых банков с 10% до 50% от стоимости автомобиля! При этом было много отказов по заявкам. А в октябре по программе утилизации банки практически никому не отказывали. Если раньше мы около 30% автомобилей продавали в кредит, то с начала этого года таких сделок — считанные единицы», — говорит Герб.
По мнению заместителя директора компании, спрос на «ВАЗы» потихоньку будет расти и в первую очередь — из-за серьезного подорожания моделей-конкурентов импортного производства. 

«Если «Лада Гранта» стоила, условно говоря, 419 тысяч, то сейчас в хорошей комплектации — 437 тысяч рублей. И здесь относительно импортных автомобилей мы в выигрышном положении. Ведь если раньше разница между средней иномаркой и той же «Грантой» была в районе 40 тысяч рублей, то сейчас она увеличилась до 200 тысяч рублей, а то и больше. Это уже очень ощутимо, учитывая, что покупательская способность сейчас у людей в целом снизилась», — поясняет Сергей Герб. 

Эксперт вдогонку 

«Уже в этом году знакомый попросил съездить с ним в «Инком» (официальный дилер Nissan)и выбрать машину. В салоне было два автомобиля Nissan Qashqai, оба подорожавшие по сравнению с 2014 годом процентов на 30 и напичканные дорогостоящими опциями. Если раньше Qashqai стоил миллион, то сейчас — все полтора. Что касается машин 2015 года выпуска, то новые прайс-листы прислали дилерам для ознакомления: поставки пока еще не начались, и заказы в салоне берут без предоплаты — все может измениться. 

В автосалоне Renault, который рядом расположен, нам сказали, что в наличии есть только очень дорогие машины, а ходовые модели раскуплены. При этом заказы они принимают, берут предоплату, но оставляют за собой право в одностороннем порядке изменить цену в случае резкого подорожания доллара.
Так что у «ВАЗа» сейчас действительно очень хорошие позиции на российском автомобильном рынке: «Лада Гранта» была лидером продаж в 2014 году, и, думаю, будет самой продаваемой и в 2015 году», — сказал Владимир Костнов.

Цены поползли и полетели 

Доллар и евро после небольших колебаний в этом году вроде бы «устаканились», однако на рост цен на новые автомобили этот факт никак не повлиял. Итак, пробежимся «галопом по Европам»: что и насколько подорожало?
В целом модели, которые собираются в России, подорожали на 10–15%, а вот иномарки, собирающиеся за рубежом, выросли в цене гораздо сильнее. 

Так, Renault поднял цены на свои самые продаваемые в России модели на 3–5%, Nissan — на 5-15%, Mazda (в рублевом эквиваленте) — на 50-150 тысяч рублей, а некоторые модели кроссоверов и универсалов Volvo подорожали на 270-420 тысяч рублей.

Объявил о подорожании и Infiniti: как сообщает «Газета.Ru», цены на седаны увеличатся с 1 апреля в диапазоне от 6,5 до 24%. Компания BMW вообще успела сменить ценники во второй раз: первое повышение составило от 1 до 11%, а последующее увеличило стоимость автомобилей еще на 2-6,5%. 

А вот в Daewoo — автомобили этой марки собираются в Узбекистане — мелочиться не стали: стоимость Matiz с 270 тысяч рублей выросла до 400 тысяч в базовой и до 525 тысяч рублей в топовой комплектации. Стали значительно дороже и другие модели корейской компании, увеличившись в цене на 75-110 тысяч рублей. 

По мнению аналитиков, некоторые производители предпочитают повышать цены постепенно, до нескольких раз за месяц, поскольку резкий единовременный рост стоимости может вызвать негативную реакцию у потребителей. И в этом году компании будут активно пользоваться выводом обновленных моделей на рынок для повышения их стоимости. 

Авторынок-2015: прогноз 

В отличие от Комитета автопроизводителей АЕБ, который прогнозирует продажи в объеме 1,89 миллиона автомобилей, эксперты журнала «АвтоБизнесРевю» считают, что ситуация будет еще пессимистичнее и в 2015 году в России будет продано 1,45 миллиона машин, что на 41% меньше, чем в 2014 году.

«Наиболее существенный спад будет зафиксирован на рынке легких коммерческих автомобилей (LCV, с учетом грузопассажирских фургонов и пикапов). Ожидается, что их объем снизится почти в два раза и остановится на отметке около 85 тысяч единиц. Динамика рынка пассажирских автомобилей прогнозируется на уровне -40%, что соответствует показателю в 1,36 миллиона машин», — сообщает издание. 

По данным «АвтоБизнесРевю», наименьшие потери понесет АвтоВАЗ (-22%), который в сложившейся ситуации будет чувствовать себя увереннее остальных. Kia и Renault на правах фаворитов среди иномарок продадут по 115 тысяч автомобилей, «подвинувшись» при этом в объемах продаж на - 40%.

В целом сокращение продаж иномарок ожидается на уровне 44% — до 1,06 миллиона машин. Столько же потеряет в объеме премиум-сегмент, а доля дорогих марок, по расчетам «АвтоБизнесРевю», составит менее 8%. 

Изначальный экспертный прогноз, составленный в начале декабря, предполагал снижение рынка на 24% — до 1,85 миллиона автомобилей. Однако падение рубля и увеличение цен на 20-30% еще сильнее сократят спрос на новые машины. Таким образом, отрасль рискует повторить антирекорд 2009 г., когда продажи упали ниже 1,5 миллиона единиц.

Так что автомобиль — действительно пока еще не роскошь. Ключевое слово — пока.