Задать вопрос

Налоговое бремя: что изменится для бизнеса в 2022 году

19.01.2022

С 1 января 2022 года изменится уплата налогов для малого и среднего бизнеса в России. Рассказываем об основных новшествах.

Мы уже рассказывали про то, как изменится уплата налогов для простых россиян. Теперь разберемся, какие новшества ждут бизнес в 2022 году.

Страховые взносы

Начиная с отчетности за первый квартал 2022 года, расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Расчет за 2021 год сдается по старой форме.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита. Субъекты малого и среднего бизнеса, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, смогут использовать пониженные тарифы взносов, если среднесписочная численность их работников не превысит 1,5 тыс. человек (а не 250, как в 2021 году).

УСН

Размеры доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН), а также для обязанности платить налог по обычным и повышенным ставкам ежегодно индексируют. Лимит дохода для сохранения права на УСН в 2022 году — 219,2 млн рублей.

Начиная с отчетности за 2021 год, применяется обновленная форма декларации по УСН.

Налог на прибыль

С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль.

В 2022 году продолжит действовать ограничение на перенос убытка при расчете налога на прибыль — 50-процентное ограничение на учет убытков прошлых лет продлили до конца 2024-го. По прежней редакции закона временный порядок можно применять по 31 декабря 2021 года. С 1 января 2017-го уменьшить базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет можно не более чем на 50%.

НДС

С 1 января освобождение от налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общепита, оказываемых организациями и ИП через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также при выездном обслуживании.

Однако возможно это при соблюдении ряда условий за календарный год, предшествующий тому, в котором применяется освобождение от НДС. А именно: сумма доходов в совокупности не должна превышать 2 млрд рублей и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составляет не менее 70%.

При этом освобождение от НДС не применяется, если продукция общепита реализуется отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли; организациями и ИП, ведущими заготовочную и иную аналогичную деятельность; компаниям и ИП, оказывающим вышеназванные услуги или занимающимся розничной торговлей.

Налог на имущество организаций

С нового года действуют формы заявлений о льготах по имущественным налогам.

Чтобы заявить льготу по объектам, которые облагаются налогом на имущество по кадастру, потребуется заполнить специальное заявление. Такой порядок связан с отменой деклараций по «кадастровой» недвижимости. Кроме того, с 1 января меняется форма заявления на льготу по транспортному и земельному налогам.

Также вводится форма заявления об уничтожении зданий и помещений, которое подается, чтобы с начала месяца гибели или уничтожения объекта на него перестали начислять налог на имущество.

К заявлению можно приложить подтверждающие документы (например, справку пожарных, акт обследования объекта кадастровым инженером, уведомление о завершении сноса объекта капстроительства). После проверки инспекция направит уведомление о прекращении исчисления налога или об отсутствии оснований для этого.

Кроме этого, устанавливаются единые сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему: 

  • для налога — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Электронная подпись

Изменения касаются юрлиц, ИП и нотариусов. С 2022 года получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) они смогут только в ФНС.

В коммерческих удостоверяющих центрах смогут получать электронную подпись только физлица, в том числе действующие от имени организации по доверенности. Бюджетные организации будут оформлять электронную подпись в Федеральном казначействе. Кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и ИП, осуществляющие поднадзорные ЦБ виды деятельности, — в Центробанке.

КСКПЭП бесплатно выдают налоговые органы, уполномоченные на это специально созданным Удостоверяющим центром ФНС России. Их адреса можно уточнить на сайте ФНС в разделе «Контакты».

Обратиться можно в ближайший из них — услуга оказывается экстерриториально. Однако личное посещение обязательно. При себе нужно иметь паспорт, СНИЛС, ИНН заявителя-физлица, документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юрлица без доверенности, а также ключевой носитель (токен). Последний следует приобрести самостоятельно заранее, он должен быть сертифицирован.

Заявление на выдачу КСКПЭП также можно заполнить и отправить через «Личный кабинет налогоплательщика для физлиц» (на руководителя юрлица) или через «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (непосредственно на ИП) на сайте ФНС. Для отправки заявления электронная подпись не требуется. Пользователи «Личного кабинета юрлица» также могут сформировать и направить заявление.

Подробную информацию можно найти в специальном разделе «Как и где получить электронную подпись?» на сайте ФНС.

Дополнительная информация

Консультации специалистов можно получить по телефонам Единого контакт-центра ФНС России 8-800-2222222.
Теги:
Маргарита Ющенко
Редакция "Ваши личные финансы"