Задать вопрос

Финансовая грамотность российских учащихся: измерения и результаты

15.10.2020
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Елена Рутковская, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования   Елена Рутковская, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования  
Анастасия Половникова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета   Анастасия Половникова, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета  

Финансовая грамотность во всем мире сегодня понимается как одна из основных компетенций людей, необходимых для личного благополучия, и одна из составляющих безопасности человека в современном мире. Какие знания и умения должны быть у финансово грамотного человека и как на мировом фоне выглядят российские школьники?

Появление понятия «финансовая грамотность» связано с исследованием, которое проводится среди пятнадцатилетних учащихся по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Называется оно PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Образовательными достижениями эта программа считает умение применять имеющиеся знания на практике. И не только знания, осваиваемые учащимися в ходе изучения предметов школьной программы, но и те, которые они получают за пределами школы, в реальной жизни.

PISA — это мониторинговое исследование. Оно повторяется в странах, участвующих в нем, каждые три года. В результате можно проследить динамику образовательных достижений и сравнить уровень этих достижений в разных странах.

Основой заданий, которые школьники выполняют в рамках исследования, являются жизненные ситуации. Они подразделяются на четыре группы в зависимости от контекста:

  • домашний и семейный (сильнее сказываются знания и умения, идущие от семейных практик);
  • личностный (отражает личный опыт учащихся в решении вопросов, связанных с финансами);
  • общественный (касается общественных отношений, включая права и обязанности человека, связанные с финансами в обществе);
  • образовательный и профессиональный (ситуации затрагивают финансовые проблемы, связанные с учебной и профессиональной деятельностью).

 
Содержательно задания охватывают четыре группы вопросов:

1. Деньги и операции с ними.

2. Управление личными финансами.

3. Финансовые риски и выгоды.

4. Финансовая среда, актуализирующая вопросы, требующие личного решения.

Как у российских школьников с финансовой грамотностью?

Первое исследование PISA в области финансовой грамотности было проведено в 2012 году. В нем приняли участие 18 стран. Российские школьники получили 486 баллов по 1000-балльной шкале и оказались на 10-м месте среди стран-участниц. Каким было содержание вопросов и что могло вызвать затруднения у российских учащихся? 

Все ситуации, на основе которых были сформулированы вопросы и задания, были связаны с повседневной жизнью. Они представляли собой небольшие сюжетные рассказы, в которых действовали реальные люди. Например, «Варианты обучения», «Договор о пользовании мобильным телефоном», «Затраты на машину», «Поход за покупками». Ситуации носили проблемный характер и требовали определенных решений.

Важно было не просто порассуждать о той проблеме, с которой столкнулись герои ситуации, но и выразить свое отношение к их мнениям, указать, что целесообразно сделать. Например, предлагались задания, в которых нужно было рассчитать, сколько денег потребуется для проведения отпуска с семьей. Или определить, что поменяется в семейном бюджете героя, который зарабатывает деньги в валюте, если изменится курс валют. Или предложить конкретные действия в ситуации, герой которой столкнулся с финансовым мошенничеством. Вот некоторые примеры заданий.

Задание «Мелодии для мобильного телефона»

Николай увидел в журнале для подростков следующее объявление: 

Вопрос:

Остаток на телефоне Николая составляет 30 зед. 
Он отправил СМС со словом MONK на номер 13 45 67. 
После этого Николай не делал звонков и не отправлял СМС. Он также не пополнял баланс. 
Какой остаток будет на телефоне у Николая ровно через одну неделю? 
Остаток в зедах: .......................................


Выполняя задание, необходимо было учесть важное пояснение, напечатанное мелким шрифтом. В нем говорилось о подтверждении согласия получать ежедневно новую мелодию для телефона, а значит, и оплачивать ее. Нужно было произвести простые математические действия умножения и вычитания, но при этом использовать именно ту информацию, в которой говорится о ежедневном списании средств.  

Некоторые ребята обращали внимание, что можно расторгнуть договор и ошибочно вычитали стоимость расторжения — 5 зедов — из оставшихся на телефоне средств. Они не учли, что герой ситуации не отправлял сообщения о расторжении договора и не должен за это платить. Эта информация представляла собой некий «информационный шум» — типичное явление для жизненных ситуаций.

Сложность выполнения задания учащиеся связывали с непривычным форматом подачи информации, с содержанием, отражающим современную социальную практику, а не «книжное» знание, с необходимостью избирательного учета данных.

С 2012 года прошло 8 лет. Россия приняла участие еще в двух этапах исследования — 2015 и 2018 годов. В 2018 году в исследовании участвовали 20 стран. В заданиях появились новые сюжеты. Исследование перешло в компьютерный формат, и это позволило использовать интерактивные задания. Например, с калькуляторами на расчет банковского процента, размера выплат по кредиту и т. п. К одной ситуации стали предъявляться несколько вопросов — по аналогии с реальной жизнью: когда мы сталкиваемся с какой-то финансовой проблемой, мы, как правило, отвечаем не на один вопрос, а на ряд вопросов. Типичное задание исследования 2018 года — «ЗедВелосипед»1.

Как обычно, сначала учащимся предлагается ситуация (в данном случае связанная с прокатом велосипедов), а затем — задания к ней (тут их четыре). Помимо самой ситуации в задании описаны встроенные интерактивные таблицы для расчетов и объяснено, как они работают.  

ЗедВелосипед

В первом задании предлагается вычислить, сколько нужно будет заплатить за месяц участия в программе проката велосипедов, учитывая, что героиня ситуации предполагает использовать велосипед для относительно коротких поездок по будням и более длинных по выходным.

Во втором задании нужно определить, какой вариант участия в программе более выгодный: полугодовой или годовой (при условии, что пользоваться велосипедом планируется в течение полугода).

В третьем задании требуется найти допущенную в счете ошибку и исправить ее, сделав правильный расчет.

Четвертое задание предлагает определить и объяснить, правильным ли был выбор варианта программы, сделанный другим героем ситуации.

Нюансы

В заданиях, где не требуется глубокое и комплексное осмысление ситуации и поднятой ею проблемы, где необходимо осуществить только одно действие, российские учащиеся показывают результаты выше среднего уровня по странам ОЭСР и иногда даже приближаются к максимальным показателям.

Там же, где необходимо произвести несколько действий с предоставленной информацией, учесть несколько факторов, влияющих на финансовое решение, результаты оказываются ниже среднего уровня. Значит, российским школьникам необходимо учиться видеть и понимать ситуацию комплексно, разносторонне, осуществлять последовательно несколько действий, принимать во внимание ряд условий при выполнении задания.

Сложными оказываются задания, связанные с практическими действиями и принятием решений. Особенно это касается тех сфер, где ученикам не хватает практического опыта, например страхования. Значит, надо ближе знакомить их с такими вопросами, уделять им больше внимания.

Самые низкие показатели российских школьников связаны с выполнением заданий, нацеленных на аргументированную оценку финансовых проблем и решений. Учащиеся достаточно часто высказывают некие оценочные суждения, но не фокусируются на оценке проблемы в целом, затрудняются аргументировать свою позицию. 

Что означают для самих школьников выявленные дефициты? И зачем об этом надо говорить? Финансово неграмотный человек сегодня оказывается в группе риска. Именно поэтому следует получать новые финансовые знания и развивать соответствующие умения для их применения. Необходимо осваивать целесообразные модели поведения и эффективные финансовые стратегии, обращаясь к тем жизненным ситуациям, с которыми уже сегодня может столкнуться школьник, и к тем ситуациям, с которыми он может встретиться во взрослой жизни.

Теги:

Читайте также