Минфин РФ предлагает запретить осуществлять операции с денежными суррогатами, в том числе использовать их как средство платежа. Уведомление о подготовке соответствующего законопроекта размещено на едином портале правовой информации.
Документ предполагает внесение изменений в федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации /Банке России/" и отдельные законодательные акты.
Минфин предлагает расширить действие статьи закона о Банке России, запрещающей выпуск денежных суррогатов, добавив в нее запрет на осуществление операций с денежными суррогатами, включая их использование в качестве средства платежа. Кроме того, предлагается запретить обменивать их на рубли или иностранную валюту.
За выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием предлагается ввести административную и /или/ уголовную ответственность.
В соответствии с документом, предлагается ограничить доступ к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием. Планируемый срок вступления документа в силу - 2015 год.
Как отмечают в Минфине, в настоящее время нормативное определение понятия "денежный суррогат" в законодательстве РФ отсутствует. Кроме того, не предусмотрена ответственность за неисполнение указанного законодательного запрета.
Также министерство указывает, что виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа ни в одной юрисдикции. При этом виртуальная валюта не является долговым обязательством эмитента, не обеспечена реальной стоимостью, на нее не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, приостановить совершаемые с ней операции невозможно. Цена на нее определяется исключительно спекулятивными действиями, что влечет за собой высокий риск потери стоимости вложенных средств. В этой связи использование "денежных суррогатов" в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели "денежных суррогатов" ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном и /или/ административном порядке.