Задать вопрос

Ягодная фея. Как превратить декретное увлечение в прибыльный бизнес

22.04.2019

История Светланы о том, как при нулевых первоначальных вложениях из декретного хобби сделать настоящий бизнес. После окончания вуза девушка ушла в декрет и начала заниматься производством домашних тортов, через несколько лет перешла на продажу клубники через Instagram. Сейчас виртуальный магазинчик @berry_by_me можно назвать одним из самых крупных в Томске. Ежемесячный оборот Ягодной феи достиг сотен тысяч рублей. В праздники он подбирается к половине миллиона. 

Досье:Светлана Бубон, 29 лет. Окончила гуманитарный факультет Томского политехнического университета, специальность — связи с общественностью. Бизнесом занимается 8 лет.

История Светланы о том, как при нулевых первоначальных вложениях из декретного хобби сделать настоящий бизнес. После окончания вуза девушка ушла в декрет и начала заниматься производством домашних тортов, через несколько лет перешла на продажу клубники через Instagram. Сейчас виртуальный магазинчик @berry_by_me можно назвать одним из самых крупных в Томске. Ежемесячный оборот Ягодной феи достиг сотен тысяч рублей. В праздники он подбирается к половине миллиона.

Эксперимент


Восемь лет назад Света и думать не думала, что будет иметь бизнес по продаже фруктов. Восемь лет назад она увлеклась выпечкой тортов для родных. Признается: тогда ее путь нашел ее сам.

— Помню, приехала из Москвы моя сестра на Новый год, а я как раз испекла какой-то торт к празднику. Она говорит: «Может тебе начать такие на продажу печь?» Я помню тогда сильно удивилась: «Чего? Как я его продам? Кому он нужен?» За полчаса сестра рассказала, как это в то время делали в Москве. Я думаю: ну попробую. Создала группу во ВКонтакте, наделала фото, выложила все это. Первый торт ушел рублей за 500 — я еле-еле отбила деньги на продукты. Потом заказы пошли довольно стабильно, я повышала цены, клиенты стали постоянными.

Главной площадкой продаж стал интернет. И только интернет. Сначала основным каналом была соцсеть ВКонтакте, когда появился Instagram, все перекочевало туда. Я никогда специально не раскручивала аккаунт, ни разу не давала рекламу. Приток подписчиков и потенциальных клиентов обеспечивало сарафанное радио. Люди всегда хотят делиться тем, что вкусно и красиво, — Instagram, собственно, и создан для таких людей. Мои покупатели выкладывали фото тортиков, отмечали меня. Вот так обо мне и узнали все, кто сегодня подписан на мой профиль. А их 12,5 тысяч человек. 

Ягодная лотерея


По словам Светланы, все скачки в развитии ее дела всегда происходили через личные проблемы. Нет худа без добра, что называется. С продажей ягоды было так же.

— Изначально я вообще не планировала заниматься фруктами. Я покупала ягоду только для собственных нужд — как раз тогда пришла эта мода на украшение сладостей фруктами и ягодами. В магазинах найти клубнику было очень сложно, и стоила она каких-то сумасшедших денег. Я нашла поставщика и заказывала для себя. Он почти год уговаривал меня попробовать взять ягоду на продажу другим людям. Я была категорически против — некогда, негде ее хранить, да и вообще кому она нужна? Оказалось, что нужна. И хранить ее нашла где, и время появилось.

Помню, тогда был какой-то тяжелый период. Нужны были деньги. И я подумала: надо браться. Первая партия была килограммов на 20. Ушло все. При нулевых вложениях — продукт мне давали под реализацию — я тогда заработала примерно 4 000. И это было для меня просто вау! На тортах так быстро столько не заработаешь. Там много кропотливой работы, тут же главное — найти покупателя и создать правильные условия для хранения. 

Цифра:200-300 кг ягоды составляет сейчас объем одной поставки у Светланы. Поставки осуществляются пару раз в неделю.

Поставщики — наше всё


С тех пор Света сменила уже очень много поставщиков. Признается, что тяжело сейчас найти хороших, добросовестных оптовиков.

— Неоднократно было такое, что я получала буквально коробку гнили. Это каждый раз как обухом по голове. Есть поставщики, которые в подобных ситуациях возвращают деньги. Есть те, кто ничего не возвращает. И вот ты сидишь и своими руками перебираешь эту гниль, чтобы хоть какие-то деньги отбить.

Если честно, дня не проходит, чтобы кто-то не написал мне в Instagram сообщение типа: «Мы из другого города, поделитесь контактами поставщика — мы вам не конкуренты». Я говорю: «Вы мне все конкуренты». Никому не раскрываю тайну, потому как она практически написана моей кровью. Все мои поставщики мне давались очень сложно. Все! С каждым я работала долго. Но в итоге нас что-то разводило. Ягода — продукт очень нежный и сложный в работе. Если поставщик безответственный, не борется за клиентов, то промахов не избежать. 

Попасть в тренд


Покупатели на ягоду нашлись быстро. Светлана, что называется, попала в тренд. Тогда волна домашних кондитеров захлестнула Томск и всем им нужна была ягода. К ним подключились ее постоянные клиенты, которые заказывали торты. Они брали клубнику просто для себя — удивить гостей, полакомиться ягодой среди зимы. Коробочка в 250 граммов стоила около 350 рублей. В магазинах же такую ягоду предлагали минимум за 500 рублей.

— Кстати, за 4 года продажи ягоды цену на нее я не поднимала. Для меня это принципиальный момент. Я сама была кондитером и прекрасно представляю, какой это ужас, когда какие-то ингредиенты начинают расти в цене, ведь конечную стоимость продукта ты не можешь постоянно двигать. Получается, что падает твой заработок, а это всегда крайне неприятно. Когда меняла поставщиков, бывало, что приходилось покупать товар почти по конечной цене продажи. И даже в этом случае я не двигала цену. Для меня всегда важнее сохранить клиентов. Многие постоянные покупатели со мной с момента моего появления в Instagram. И я это очень ценю. И считаю, что в этих отношениях жадности точно не место, — пояснила Светлана.

Перспективы?В планах у Светланы — создание цеха. А еще она мечтает о сети небольших киосков, где можно будет приобрести ее фрукты и ягоды рядом с домом.

Вкусный конвейер


Секрет Светы еще и в том, что она не остановилась просто на продаже ягоды, а начала создавать из нее свой продукт. Так, сейчас у нее можно приобрести букеты из ягоды, коробочки с ягодой в шоколаде, коробочки с цветочной композицией, а также экзотические фрукты из Таиланда.

— Спрос рождает предложение. В последнее время люди подустали от банальности. Я заметила, что к праздникам спрос на мои фрукты и ягоду значительно вырастает, то есть люди берут их в качестве подарка, в дополнение к праздничному столу и так далее. Тогда пришла мысль: почему бы не создавать из своей ягоды какой-то праздничный продукт.

Так в нашу жизнь пришли ягодные букеты. Это ягодки, нанизанные на шпажки, которые укладываются букетом и оформляются в крафтовую бумагу. Позже появилась ягода в шоколаде и коробочки с цветами. Спрос на все эти предложения колоссальный. Поэтому сейчас у меня есть помощница, которая ежедневно занимается созданием всей этой красоты, а также водитель, который доставляет эту красоту клиентам. Такой вот конвейер, — смеется собеседница.

Советы от Ягодной феи:
1. Не бойтесь пробовать новое — предпринимателю необходимо быть смелым. Лучше ошибиться и заработать, чем сидеть в своем тихом уголочке и оставаться на прежнем уровне.
2. Не пугайтесь трудностей. Чаще всего за ними скрывается какой-то новый уровень.3. Дорожите клиентами. Клиенты — наше всё, сервис должен быть на первом месте.4. Отдыхайте. Кто хорошо работает, должен хорошо отдыхать!
Юлия Семёнова
Редакция "Ваши личные финансы"