Сергей Кухальский строит свой бизнес уже 20 лет. Предоставляет грузовики, автокраны, самосвалы, бульдозеры, трактора и другую спецтехнику нефтяникам, строителям, дорожникам, ресурсоснабжающим компаниям и муниципалитетам. Штат сотрудников насчитывает 100 человек, а автопарк — 120 единиц. Сложно поверить, но в конце 2009 года Сергей потерял практически все, что имел. Сумма долга составляла 20 млн рублей. Сергей пережил финансовый крах. Что помогло ему не потерять свое дело — читайте в нашей истории.
Досье
Сергей Кухальский, 39 лет. Родился и вырос в Томске. С 2002 года занимается спецтехникой и грузоперевозками. Основатель и руководитель компании «Транс-Сиб-К», председатель общественной организации «Опора России», сооснователь и руководитель фонда «Детвора».
Отец никогда не хотел жить на одну зарплату
Сергея Кухальского можно назвать успешным предпринимателем: хороший костюм, свое жилье, купленное без ипотеки, дорогая иномарка. Но так было не всегда. Сергей рос обычным мальчишкой. Жил с родителями и младшим братом в частном доме недалеко от Иркутского тракта. Сейчас там возвышаются панельки микрорайона «Высотный». А в 90-е на этом месте стояли небольшие деревянные дома без удобств: туалет на улице, колонка с водой и печное отопление.
— Отец из детского дома, с 8 классами образования. У мамы среднеспециальное образование в сфере кулинарии. Учили ли они нас финансовой грамотности? Нет, ничего такого у нас в детстве не было, — рассказывает Сергей Кухальский. — Зато был пример отца, который всегда много трудился. Он работал водителем и трактористом, никогда не хотел жить на одну зарплату, постоянно искал возможность дополнительно заработать: разводил свиней, ходил в лес бить шишку, возил комбикорма для кроликов. Еще в детстве я усвоил: мы должны быть больше производителями, чем потребителями.
И Сергей, глядя на отца, начал искать возможности заработать деньги. Вместе с двоюродным братом собирали и сдавали бутылки, пластиковые ящики, ходили со взрослыми на шишкобой.Первый серьезный бизнес ребята решили создать летом 1995-го: хотели реанимировать старую армейскую хлебопекарню. Им было по 12 лет.
— Тогда предпринимателями называли тех, кто успел вовремя поучаствовать в приватизации. Культура ведения бизнеса еще не сформировалась, интернета не было. Информацию собирали по крупицам: как написать бизнес-план, как зарегистрироваться частным предпринимателем, что такое санэпидемстанция, — рассказывает Кухальский.
Пекарню мальчишки так и не запустили. Наступил новый учебный год, времени на бизнес не осталось.
Отработали всю зиму, а заказчик просто не заплатил
В конце 90-х отец Сергея на своем КАМАЗе ездил работать на север Томской области — возил грузы для обустройства новых месторождений. Тогда можно было отработать зиму и остаток года жить на эти деньги. Но в семье Кухальских «растягивать жирок» было не принято. Деньги пустили на покупку второго грузовика. Когда Сергею исполнилось 18 лет, отец взял его с собой работать на север.
— Все договоренности были на словах. Я отъездил с отцом две зимы. На второй год нам попался недобросовестный заказчик, который просто не заплатил, — вспоминает предприниматель. — Это был 2002 год. Мы недополучили чуть больше 1 млн рублей. Тогда новый КАМАЗ стоил 300 тысяч рублей, сейчас такой стоит 6 млн.
Для главы семейства эта ситуация стала большим разочарованием. Впервые за много лет он сел дома и не видел смысла в тяжелом труде, которым занимался всю свою сознательную жизнь.
Изменил подход к бизнесу
Пока Сергей вместе с отцом работал за рулем грузовика, он заочно учился на юриста. Когда пришлось взять семейное дело в свои руки, предприниматель озадачился вопросами экономической безопасности.
— Решил, что за руль больше не сяду. Нанял двух водителей, посадил их на грузовики. А сам купил себе костюм, галстук и начал составлять договоры для работы с заказчиками, — рассказывает Сергей.
В то время рынок был забит небольшими конторами, которые образовались после развала крупных предприятий. У них и техники было больше, и связей. Сергею с его двумя грузовиками тягаться с ними за заказы было сложно. Но таких водителей на своих машинах, как он и его отец, тоже было немало.
— На первое место вышла дипломатия. У меня всегда с собой была записная книжка, я знакомился с частниками где-нибудь в кафе, записывал их телефоны. Сотовых тогда не было, записывал домашние номера. Собрал целую базу водителей, — говорит предприниматель. — Когда я приходил к заказчику и предлагал перевезти буровую, говорил, что у меня есть 100 единиц техники, а по факту было две. Я имел в виду технику привлеченных водителей. Когда брал контракт, ставил две свои машины и дополнительно набирал под своим флагом нужное количество транспорта под конкретную задачу. Люди зарабатывали деньги, я получал прибыль.
Бизнес шел в гору, но в один миг все рухнуло
В 2005 году землю под частным сектором, где жил Сергей, начала скупать строительная компания. Люди получали новое жилье и небольшие денежные компенсации.
— Так как у меня было юридическое образование, я за вознаграждение помогал соседям правильно оформить документы. В 2007 году программа расселения закончилась, у меня образовался небольшой капитал. Эти деньги я пустил в дело, парк техники увеличился до 8 единиц, — рассказывает Сергей.
Появилась потребность купить базу. Подходящая нашлась в селе Зоркальцево Томского района. Предприятие, владевшее ею, обанкротилось, базу выставили на торги за 1 млн рублей.
— Я заявился на аукцион. Своих денег у меня было 5 млн рублей, думал, что этого должно хватить. На торгах цена поднялась до 17 млн, последняя ставка была за мной, — вспоминает предприниматель. — У меня было 30 дней, чтобы собрать нужную сумму. Думал, займу у знакомых, за два года рассчитаюсь и начну работать в прибыль. Но денег мне не дали.
Сергей продал свою квартиру, родителей и брата уговорил сделать то же. Но денег все равно не хватило.
— Пришлось взять 4 потребительских кредита по 1,5 млн каждый. Один кредит я оформил на себя, три других — на знакомых. Плюс для каждого кредита нужно было найти по 2 поручителя. В итоге помимо меня в эту историю оказались втянуты еще 11 человек, — рассказывает предприниматель.
Сергей рассчитывал, что сможет неплохо заработать на севере и рассчитаться с долгами. Но через три месяца после покупки базы случился мировой экономический кризис. Все договоренности и планы Сергея по перевозкам на зиму рухнули. Он остался без заказчиков.
Кредиторы помогали искать заказы
— К концу 2009 года моя задолженность составляла 20 млн рублей. Доллар тогда торговался за 23 или 24 рубля. То есть я был должен около 1 млн долларов. Это не считая квартир родственников, которые я продал для покупки базы, — рассказывает Сергей. — Я искал работу где только мог, начал сотрудничать с томским водоканалом, пробовал заниматься стройкой. Но проблему это не решало.
Некоторые кредиторы помогали Сергею искать заказчиков, подсказывали, к кому можно обратиться, чтобы заработать хоть что-то.
— Они были заинтересованы в том, чтобы я остался на плаву. Технику мы изначально покупали старую, ремонтировали и работали на ней. Продавать ее было невыгодно. За базу мне давали максимум 3 млн, — вспоминает томич.
Тендер от нефтяников
Во второй половине 2000-х компании начали активно внедрять тендерную систему закупок. Сергей три года подряд подавал заявки, но ни разу ничего не выиграл.
— В 2009 году появился тендер от компании «Газпромнефть-Восток». Решил, что надо участвовать. Помощники отговаривали. Чтобы собрать пакет документов и заверить их у нотариуса, требовалось примерно 5 тысяч рублей, денег тогда совсем не было. Но я настоял, и тот тендер мы выиграли, — рассказывает Кухальский.
Отсрочка платежа у нефтяников — 30 дней. Ты отработал январь, выставил счет компании и только спустя 30 дней получил свои деньги. А все это время надо платить зарплаты, налоги, заправлять технику и пр.
— Я побежал к тем, кому уже был должен. Просил занять еще. Надо мной смеялись, а я говорю: «Вот контракт. Отработаю, отдам и те, и эти деньги». Варианта всего два: или я банкрот и с меня нечего взять, или есть шанс заработать и раздать долги, — вспоминает предприниматель. — Мне дали 6 или 7 млн рублей под бешеные 6 % в месяц. На эти деньги я заправлял соляркой свою технику и нанимал людей со стороны. Днем и ночью я сам работал на погрузке, жил в машине, спал по 3-4 часа.
Весной 2010 года начали приходить первые большие деньги. К июлю Сергей рассчитался с долгами.
Самое стабильное в России — это кризисы
Кризис 2008 года показал, что сотрудничать только нефтяниками рискованно.
— Работать на севере можно, пока стоят зимники. Нам надо было обеспечить себя работой на весь год. Так у нас появился первый автокран, потом бульдозеры, экскаваторы и другая спецтехника, — делится предприниматель. — Технику брали под заказчиков. Смотрели, с кем можем работать, какие у них потребности. В этом году мы на 100 % ушли от работы с нефтяниками. Сейчас там уже не заработать тех денег, какие были в «нулевые». Плюс у них сложная тендерная система, высокие требования к оформлению документов, к транспорту и водителям. Большие штрафы за любую неточность.
В 2014 году случился очередной кризис, курс доллара вырос в два раза.
— Мы были в Германии, приехали на завод, хотели купить автокран Liebherr. Стоил он 1 млн евро. Тогда евро торговался по 40 рублей. Я планировал, направить на покупку 10 млн своих денег, а остальные взять в кредит под залог этого самого крана. Технику собирались покупать у официального представителя компании на территории России за рубли. Мы уже вели переговоры по сделке, когда в новостях увидели, что в моменте стоимость 1 евро доходила до 100 рублей. От покупки отказались.
Потом была пандемия 2020 года. Но работа не останавливалась ни на день. Затем февраль 2022 года: начало спецоперации и шквал санкций, который затронул все сферы экономики.
— Весной цены на автозапчасти в моменте росли в два-три, а то и в 10 раз, — рассказывает Сергей. — Был случай, когда подшипник стоил 18 тысяч рублей, а в период резкого изменения цен стоимость доходила до 120 тысяч. Это спекулянты хотели заработать на панике.
По словам предпринимателя, проблем с покупкой импортных запчастей сейчас нет. Если есть возможность, что-то стараются заменить на более дешевые аналоги.
— Например, оригинальный насос от японской техники Hitachi стоит 70-100 тысяч рублей. Его реплику на китайском рынке можно найти за 50 тысяч рублей, по качеству они сильно не отличаются, — поясняет собеседник.
Опасений, что в Россию перестанут поставлять спецтехнику, у предпринимателя нет. По его словам, пока немецкие заводы жалуются на потерю российского рынка, Китай наращивает объемы продаж.
— Мы, например, берем китайские автокраны. Там цена в два раза дешевле, а качество всего на 10-20 % хуже. Если европейский бульдозер стоит 300 тысяч долларов, то китайский обойдется в 150-170 тысяч долларов.
Работать некому
В ближайшей перспективе Сергей Кухальский планирует работать в соседних регионах, присматривается к Новосибирской области и Красноярскому краю. Но есть одна проблема — нехватка кадров.
— Основной костяк команды сформировался и работает уже давно, текучки у нас нет. Но парк техники постоянно расширяется, а работать на ней некому, — сетует предприниматель. — Не потому, что не хотят или не умеют, просто не хватает людей. Проблема в демографической яме 1990-х, плоды которой мы пожинаем сейчас. Первая и вторая чеченские войны, героиновая волна выкосили огромное количество молодежи, которая сегодня была бы основной рабочей силой. Они не завели семьи, у них не родились дети, которые тоже уже могли выйти на рынок труда.
Гонки на грузовиках
Сергей гордится коллективом, который ему удалось собрать. В июне этого года Сергей Кухальский выступил соорганизатором гонок на грузовиках в деревне Берёзкино Томского района, в заезде участвовали восемь автомобилей.
— Идею вынашивал 4 года, хотелось объединить на одном мероприятии строительные, транспортные и другие компании, чтобы водители могли посоревноваться, чтобы люди приходили болеть за свою машину, за свою компанию. Сначала не было места, потом не могли набрать участников, а затем — два пандемийных года. К счастью, в этот раз все сложилось.
«Детвора»
Помимо бизнеса Сергей Кухальский уделяет большое внимание общественной работе. В 2013 году он вместе с единомышленниками основал фонд «Детвора», цель которого — морально-нравственное воспитание детей и подростков. Фонд занимается организацией летних полевых лагерей, где ребят учат основам выживания: как разбить лагерь для ночевки, развести костер, самостоятельно приготовить еду. Подростков знакомят с основами плотницкого дела и автомеханики.
— Земельный участок, где проходили гонки на грузовиках, мы купили под строительство регионального патриотического центра. Сейчас занимаемся оформлением документов. Там планируем проводить пятидневные сборы, лагерные смены, зарницы. История эта недешевая. Возможно, удастся найти инвесторов или подключить государственно-частное партнерство, — рассказывает о планах Сергей Кухальский.