Сотрудники банков и коллекторских агентств могут получить право взаимодействовать с должниками без раскрытия своих полных имен. У профессиональных взыскателей появится возможность представляться в разговорах с гражданами с помощью цифровых идентификаторов. Об этом пишет РБК со ссылкой на рабочую версию проекта ФЗ «О деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц».
В Минюсте пояснили, что изменения направлены на «защиту персональных данных сотрудников коллекторских агентств и представителей кредиторов». Новая версия законопроекта, который разрабатывает Минюст при участии ФССП и представителей бизнеса, дает им возможность называть лишь имя и идентификационный код. Идентификаторы сотрудникам будут присваивать работодатели, они также будут обязаны обеспечить соответствие кода и конкретного работника.
Опрошенные представители банков в целом согласны, что для контроля над коллекторами и соблюдения стандартов их работы идентификационного номера «более чем достаточно». Это дает возможность снизить уровень субъективизма, говорить в первую очередь от имени банка, не боясь возможной агрессии со стороны должника.
Однако в ОНФ утверждают, что случаи, когда должники ищут взыскателей в соцсетях или лично, единичны. По мнению руководитель проекта «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, взыскатели пытаются внедрить двойные стандарты: «Думаю, что банки и коллекторы не будут рады получать информацию о должнике так же — с именем и идентификационным номером».
Использование идентификаторов взыскателями помешает должникам сообщать о злоупотреблениях, считает председатель юридической ассоциации «Банкротный клуб» Олег Зайцев: «Набор цифр ни один человек не запомнит, большинство людей не записывают свои разговоры. А имя конкретного сотрудника может быть необходимо при подаче жалобы».
Еще одно положение законопроекта предусматривает «маскировку» роботов-коллекторов. К ним будут применяться те же требования, что и к живым взыскателям, следует из документа: таким образом, они тоже смогут сообщать должникам только имя и идентификационный номер. Автоматизированные взыскатели смогут не раскрывать гражданам, что с ними контактирует программа. В начале разговора с человеком роботы должны будут сообщать только имя и идентификационный номер, поясняют эксперты.
Действующий закон о взыскании (230-ФЗ) обязывает коллекторов, сотрудников банков или МФО представляться в начале разговора с должниками. Речь идет о непосредственном взаимодействии с клиентом — звонках или личных встречах. Профессиональные взыскатели должны сообщить человеку свою фамилию, имя и отчество, прежде чем упоминать о задолженности.