Задать вопрос

В ФАС рассказали, как томские ломбарды и КПК нарушают закон

02.02.2021

Томское управление ФАС выявило нарушения рекламного законодательства со стороны ООО «Ломбард 1», а также потребительских кооперативов «Победа», «Росинвест» и «Семейные сбережения». Они распространяли ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Томское управление ФАС выявило нарушения рекламного законодательства со стороны ООО «Ломбард 1», а также потребительских кооперативов «Победа», «Росинвест» и «Семейные сбережения». Они распространяли ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

«Ломбард 1» заказал размещение в печатном издании «Хозяин» рекламы с текстом «Кредитуем! Продаем!» с указанием адресов своих филиалов. Однако рекламораспространитель — ООО «Хозяин Пресс» — не учел разницу между краткосрочными займами и кредитами.

По закону оказание банковских, финансовых и страховых услуг физическим и юридическим лицам, в том числе выдача кредитов, может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих СРО. Это может быть банк или кредитная организация. 

«Ломбарды, согласно с ФЗ«О ломбардах», выдают не кредиты, а краткосрочные займы гражданам под залог вещей на срок не более года. Иной коммерческой деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг, ломбарды не вправе заниматься», — говорится в релизе.

Рекламное законодательство не допускает рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений. В том числе запрещается размещение рекламы банковских, страховых и иных финуслуг лицами, не имеющими соответствующие лицензии.

Нарушает требования рекламного законодательства и реклама потребительского кооператива «Победа». Организация разместила в газете «Реклама» рекламу финуслуг по программе «Пенсионная» с указанием на размер процентной ставки и действие страхования.

«Однако в действительности застрахованы не денежные средства вкладчиков, как можно подумать после прочтения рекламы, а только риски возникновения убытков от предпринимательской деятельности ПК «Победа», — пояснили в ведомстве. По закону реклама должна быть достоверной, критерием достоверности является, в том числе, формирование у потребителя верного, истинного представления о товаре/услуге, его качестве, потребительских свойствах.

Нарушил рекламное законодательство и потребительский кооператив социальной и экономической взаимопомощи «Росинвест», разместивший в газете «Диссонанс» макет рекламы вкладов: «ВКЛАДЫВАЙ БЕЗОПАСНО! ВКЛАДЫВАЙ ВЫГОДНО! ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ!».

Реклама содержала обещание в будущем эффективности деятельности (доходности вложений) в отсутствие информации о том, что реклама адресована пайщикам кооператива.

«Помимо этого, в рекламе указывалось, что сбережения пайщиков застрахованы в полном объеме. Однако в договоре страхования, как и в предыдущем случае, объектом страхования являются не вклады граждан, а имущественные интересы кооператива, связанные с риском получения убытков от своей предпринимательской деятельности», — отметили в УФАС.

Данная реклама финансовых услуг не содержит существенной информации, чем искажает смысл и вводит в заблуждение потребителей. На основании искаженного восприятия рекламы потребитель может принять неверное решение о необходимости получения рекламируемой услуги.

Замечен на нарушениях рекламного законодательства и потребительский кооператив «Семейные сбережения», зарегистрированный в Ижевске и разместивший рекламу вкладов в газете «Реклама» с указанием процента доходности по «Сберегательной программе».

Однако кооператив не является организацией, которой законом дано право оказывать финуслуги неограниченному кругу лиц — это юрлицо не может привлекать средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту. 

«Кроме этого, макет рекламы издании содержит сведения, которые обещают доходность вложений до 16% в отсутствие доказательств, подтверждающих возможность определения доходности вложений на момент заключения договора услуг», — добавили в управлении.

В ближайшее время томское УФАС рассмотрит вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

В настоящее время в производстве ведомства находятся на рассмотрении еще три дела по признакам нарушения положений ФЗ«О рекламе» в отношении потребительских кооперативов КПК «Зенит», КПК «Надежный союз» и ПК «Медфарм».

Согласно КоАП, нарушителям рекламного законодательства грозят штрафы: гражданам — от 2 до двух 2,5 тыс. рублей, должностным лицам — от 4 до 20 тыс. рублей, юрлицам — от 100 до 500 тыс. рублей.

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"