Задать вопрос

ЦБ проанализировал, как за год изменилась доступность финансовых услуг для россиян

29.08.2018

Банк России изучил динамику использования населением различных финансовых продуктов с мая 2017 года по май 2018-го. Выяснилось, что за этот период значительно выросла возможность доступа граждан к интернет-банкингу, в том числе для жителей малых городов и сел. Также россияне стали чаще открывать банковские счета.

Банк России изучил динамику использования населением различных финансовых продуктов с мая 2017 года по май 2018-го. Выяснилось, что за этот период значительно выросла возможность доступа граждан к интернет-банкингу, в том числе для жителей малых городов и сел. Также россияне стали чаще открывать банковские счета.

Причины, по которым население страны не использует различные финансовые продукты, впервые озвучены в третьем ежегодном выпуске «Обзора состояния финансовой доступности в РФ», подготовленном ЦБ.

По данным обзора, с мая 2017 года по май 2018-го существенно (с 40,8 до 59,7%) выросла доля взрослого населения, имеющего возможность дистанционного доступа к банковским счетам для денежных переводов (это интернет-банкинг и/или мобильный банкинг). Особенно этот показатель вырос для жителей малых городов с населением до 50 тысяч человек, поселков городского типа (с 36,3 до 64,6%) и сел (с 33,1 до 54%).

Также значительно увеличилась доля взрослого населения, использующего счета физлиц в кредитных организациях, — с 79,5 до 89,4%. Тех, кто совершает там три и более операций в месяц, тоже стало больше — рост с 45,3 до 62%. Почти вдвое выросла доля взрослого населения, имеющего банковские вклады (счета), — с 19,6 до 38,6%.

«Эти цифры могут объясняться не только ростом количества собственно срочных вкладов, но и увеличением предложения карточных продуктов, по которым начисляются проценты на остаток при выполнении определенных условий и которые население также может воспринимать как разновидность вклада», — поясняется в материалах ЦБ.

Реже всего банковскими депозитными услугами пользовались жители сел, молодежь в возрасте 18-20 лет, учащиеся/студенты, временно неработающие/безработные и население с низким уровнем дохода, а также население Южного федерального округа. При этом всего 8 и 2,1% респондентов назвали удаленность банковских отделений причиной неиспользования счетов и вкладов соответственно.

Согласно обзору, доля взрослого населения, имеющего один и более непогашенных кредитов в банке (заем в МФО, КПК, СКПК или ломбарде), снизилась на 5,6 процентного пункта — до 26,8%. Отмечается, что это произошло за счет высокорискового сегмента заемщиков из-за ужесточения регулирующих требований по оценке клиентов.

Наибольшая доля населения, имеющего непогашенный кредит в банке, приходится на жителей малых городов и поселков городского типа, на группу населения в возрасте 26-40 лет, предпринимателей/самозанятых и имеющих низкий доход. Основной причиной, по которой взрослое население не брало кредиты в банках, стало нежелание жить в долг (50,4% опрошенных, не использовавших банковские кредиты, указали эту причину).

За 2017 год число действующих договоров страхования жизни возросло на 2,5%, количество иных действующих договоров страхования (за исключением ОМС) — на 9,7%. Также существенно — с 12,4 до 19,9% — выросла доля населения, использовавшего добровольное страхование. Больше всего за год этими услугами пользовались жители крупных городов с населением более 500 тысяч человек), люди в возрасте 36-40 лет, предприниматели/самозанятые, а также люди с высоким уровнем дохода. Кроме того, на 9,9 процентных пункта (до 28,7%) увеличилась доля использующих обязательное страхование гражданской ответственности.

Что касается финансовых услуг, то за год выросла доля (с 61,6 до 65%), считающих, что при оформлении кредита/займа за последние 12 месяцев им предоставили достоверную, понятную и достаточную информацию об этом продукте. Кроме того, вновь снизилась доля субъектов МСП, у которых финансовые организации потребовали обеспечение при выдаче последнего кредита/займа (с 41,8 до 35,9%).

Также значительно (на 19,4 процентных пункта — до 65,5%) выросла доля считающих, что потребление финансовых услуг улучшило их качество жизни. При этом на 12,5 процентных пункта (до 10,3%) сократилась доля тех, кто считает обратное.

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"