Задать вопрос

Томский авторынок: структурные изменения неизбежны

07.06.2013

Авторынок страны «провалился», «Разогнались на спуске» — такими заголовками запестрели страницы газет и интернет-порталов в последние месяцы. Эксперты фиксируют серьезное падение российского авторынка впервые за три последних года: в апреле продажи легковых автомобилей снизились на 8%. И если в январе–феврале рынок еще показывал слабый рост (5% и 2% соответственно), то мартовское падение продаж составило уже 4%. Летом ситуация только ухудшится, — считают эксперты.

Авторынок страны «провалился», «Разогнались на спуске» — такими заголовками запестрели страницы газет и интернет-порталов в последние месяцы. Эксперты фиксируют серьезное падение российского авторынка впервые за три последних года: в апреле продажи легковых автомобилей снизились на 8%. И если в январе–феврале рынок еще показывал слабый рост (5% и 2% соответственно), то мартовское падение продаж составило уже 4%. Летом ситуация только ухудшится, — считают эксперты. 

По данным Аutostat.ru, динамика российского авторынка, резко снизившаяся во время кризиса, достигла своего минимума в 2009 году. С марта 2010 года показатель начал расти и дошел до максимума в начале 2011 года. Весь текущий год динамика постепенно снижается и в дальнейшем может опуститься до нулевой отметки.

На начало года в парке легковых автомобилей России насчитывается 36,9 млн. единиц. Первое место в нем по-прежнему занимают автомобили LADA — 37,0% (13,67 млн.шт.), хотя за два года эта цифра снизилась на 4,6%. Лидер среди иномарок — Toyota с долей 8,9% (3,1 млн.шт., +0,4% к АППГ). Затем идет еще один японский бренд — Nissan с долей 4,1% (1,5 млн. шт., +0,3%). Российский GAZ занимает долю 3,8% (1,4 млн.шт., -0,2%). Всего в парке России на начало 2013 года насчитывалось 48% автомобилей отечественных брендов и 52% — иностранных. 

Снижение спроса коснулось большинства популярных марок, причем продажи некоторых из них уменьшились на 20–30%. Продажи Volkswagen снизились на 4%, Toyota — на 2%, Ford — на 30%, Mazda — на 31%, Suzuki — на 26%. Сильнее всего замедление рынка отразилось на сегменте бюджетных автомобилей. Издание «КоммерсантЪ» констатирует: «Продажи Hyundai Solaris в апреле снизились на 4% (до 10,5 тыс. машин), Ford Focus — на 39% (до 5,5 тыс.), Lada Kalina — на 36% (до 8,8 тыс., однако «АвтоВАЗ» рассчитывает на новую модификацию «Калины» в 2013 году), Renault Logan — на 33% (до 4,9 тыс.), Opel Astra — на 34% (до 3,2 тыс.), Chevrolet Cruze и Renault Sandero — на 22% (до 4,2 тыс. и 4 тыс. соответственно)». Однако в этом сегменте есть и счастливчики, которые показывают рост. В основном это новые модели: так, продажи Renault Duster увеличились почти в четыре раза (до 7,6 тыс. машин), Kia New Rio — на 4% (до 8,4 тыс.), Lada Granta — на 59% (до 9,8 тыс.). Кстати, Lada Granta стала самой продаваемой моделью в России, за январь-апрель дилеры ВАЗа реализовали около 50 тысяч штук. Модель вышла на рынок в декабре 2011 года, объем продаж с тех пор вырос вдвое. Кроме того, Granta стала первым отечественным автомобилем с автоматической коробкой передач, что также положительно сказалось на продажах. В целом продажи лидера рынка АвтоВАЗа упали на 12% (при этом снизилось и само производство легковых автомобилей в России в первом квартале — на 3,3%). Ранее президент компании Игорь Комаров заявлял, что на основании нынешней тенденции и будут корректироваться планы продаж. При этом он озвучил пессимистичный прогноз на будущее, заявив, что АвтоВАЗ переходит в отрицательный сегмент по сравнению с 2012 годом. Nissan, еще один партнер «АвтоВАЗа», также пока в минусе — продажи упали на 18%, до 44 188 авто. Однако основные надежды компании связаны с новой Nissan Almera, которую в этом году начали собирать в Тольятти на «ладовской» платформе. 

Томск на фоне России 

«Замедление темпов роста российского авторынка началось еще осенью прошлого года», — отмечает заместитель директора дилерского центра «Автокомплекс Томск» (представляет марку LADA) Вадим Колосов. Кроме того, как отмечают аналитики, коррекция и стабилизация на рынке были просто неизбежны после нескольких лет бурного роста. По информации представителя отдела продаж «Toyota-центр Томск», продажи бренда также несколько сократились. Мария Лоскутникова, бренд-менеджер холдинга «Группа компаний Автосан», подтверждает тенденцию снижения: «Продажи снизились точно. У нас семь дилерств, крупнейший холдинг в Томске (представляет марки Hyundai, Nissan, Citroen). В других брендах тоже есть снижение по продажам. Однако чем бренд «выше классом», тем меньше это отразилось на спросе». При этом Мария отметила, что демпинговать компания не планирует: «Мы находимся не в той финансовой позиции». В то же время бренды КIA и Сhevrolet в Томске по-прежнему популярны. Руководители отделов продаж «Сhevrolet – Сто коней» и «КIA Motors – 100 коней» Евгений Правосудов и Андрей Корниенко сообщили, что продажи этих марок остались на прежнем уровне. «Томск пока не насытился новыми автомобилями. Сохраняется весенний уровень продаж и ближайшие 1,5–2 месяца падения не предвидится. К началу осени будет наблюдаться сезонный спад. Но снижать цены мы не планируем. У нас итак всегда действует гибкая система скидок», — отметил Корниенко.
По информации томской таможни, через которую оформляются физлица и ИП, снижения ввоза машин также не наблюдается, даже наоборот, идет небольшой прирост. 

Причины кризиса 

Основными причинами сложившейся ситуации участники рынка называют нестабильную макроэкономическую ситуацию и общее насыщение рынка. В основном это коснулось сегмента бюджетных марок автомобилей. Спрос на дешевые машины падает в том числе из-за того, что многие недорогие модели представлены на рынке давно и интерес покупателей к ним удовлетворен. С этим согласны и томские дилеры. «Рынок насыщен, дефицита предложения нет. Нам стало поступать меньше машин на реализацию», — говорит заместитель директора дилерского центра «Автокомплекс Томск» (представляет марку LADA) Вадим Колосов. Эту же причину — перепроизводство автомобилей — назвал и представитель отдела продаж «Toyota-центр Томск». 

Сложившаяся ситуация — индикатор неизбежного изменения структуры российского автомобильного рынка. Звание самого массового сегмента от автомобилей гольф-класса переходит к кроссоверам. «Сегмент кроссоверов и внедорожников, который совсем недавно выбился в лидеры, продолжает расти, и преимущество будет на стороне тех брендов, которые смогут обеспечить доступность автомобилей, соответствующую спросу в этом классе», — пишет «Газета.Ru». 

По информации отдела продаж «Toyota-центр Томск», для изменения ситуации Toyota уже меняет модельный ряд, причем делает ставку как раз на кроссоверы: появятся 4-ое поколение RAV4, Toyota Auris, а в июне из США приедет абсолютно новый для России кроссовер Toyota Venza («По характеристикам это Camry, только с повышенной проходимостью»).
Согласно статистике авторитетного американского издания Consumer Reports, пятерка наиболее популярных кроссоверов выглядит так: наивысшей оценки в тестах добилось четвертое поколение кроссовера Subaru Forester 2014 модельного года, очень высокая оценка у Honda CR-V нового поколения. Также попавший в список пяти лучших кроссоверов Mazda CX-5 назван редакцией Consumer Reports «очень проворным автомобилем», особенно в версии с 2,5-литровым двигателем. В рейтинг попало и четвертое поколение Toyota RAV4. Последним участником пятерки лидеров стал Ford Escape, в Европе из-вестный как Kuga. Модель стала единственным продуктом американского автопрома, который попал в выборку экспертов издания из США. 

Что предпринимают участники рынка? 

Издание «КоммерсантЪ» цитирует гендиректора компании «Аларм Моторс» Романа Слуцкого, который считает отрицательную динамику тревожным сигналом, говорящим о приближающемся кризисе. «Минпромторг и импортеры, имеющие производства в России, должны разработать меры стимулирования спроса. Это могут быть, например, новые утилизационные программы, субсидирование кредитных ставок, госзакупки. В противном случае, если господдержки не будет, спрос на автомобили снизится, и, как следствие, мощности заводов не будут загружены, упадет спрос на металл, пластик. Надо учитывать, что автобизнес тащит за собой и другие отрасли».Один из путей привлечения потребительского спроса — обновление модельного ряда, специальные акции и предложения от производителей и дилеров. «Авторевю» отмечает объявление производителями скидок на машины 2013 года выпуска, причем иногда даже на свежие модели. Например, рестайлинговый Chevrolet Cruze сейчас можно купить со скидкой 20 тысяч рублей, обновленный Opel Astra «скинул» 60–70 тысяч рублей, а при покупке нового хетчбэка или универсала Kia cee’d можно сэкономить 30 тысяч рублей. Дилеры предлагают «собственные» скидки практически на все машины, которые есть в наличии, — дешевле рекомендованной цены можно купить даже кроссовер Ford Kuga нового поколения. 

Обновленный кроссовер Honda Crosstour появился у дилеров после майских праздников, причем отныне в России будут продавать базовую версию с «четверкой» 2.4 (194 л.с.) и передним приводом. Такая машина с пятиступенчатым «автоматом», кожаным салоном, электроприводом передних сидений, климат-контролем, ксеноновыми фарами и люком стоит 1 млн.
599 тысяч рублей — на 29 тысяч дороже, чем аналогичная Toyota Venza 2.7 (185 л.с.). Однако в условиях стагнирующего рынка представители Honda слабо верят в рост продаж — будет хорошо, если удастся удержать спрос на прошлогоднем уровне (356 машин). На снижение спроса отреагировал и УАЗ, выпустив Патриот в упрощенной комплектации Welcome. Отказ от CD-ресивера, боковых подножек, окраски «металлик» (предлагается только белый цвет) и других мелочей позволил сэкономить 74 тысячи рублей — такой Патриот стоит всего 499 тысяч рублей. 

Прогноз по рынку 

По некоторым оценкам, в первом полугодии авторынок продолжит стагнировать и сможет прийти в себя уже только во втором. По итогам же года эксперты прогнозируют, что продажи автомобилей смогут подрасти от 1 до 5%.

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"