За 9 месяцев этого года жители Томской области направили в Банк России свыше тысячи жалоб на действия участников финансового рынка. Большая часть обращений касается работы банков и страховых организаций. Об этом говорится в ответе на запрос VLFin.ru в пресс-службу регулятора.
Всего с января по сентябрь в ЦБ поступило 1 061 обращение на действия участников финансового рынка — это на 102 больше, чем за тот же период 2018 года. Чаще всего жители региона жаловались на деятельность коммерческих банков (704 жалобы). При этом наиболее проблемными оставались вопросы потребительского кредитования и ипотеки — 40,9% и 7,4% соответственно от всех жалоб на банки.
Также клиенты жаловались на коммерческие банки по поводу вкладов. Причем таких жалоб по сравнению с прошлым годом стало больше (с 32 до 47). Существенно выросло количество обращений на неудовлетворительное обслуживание и обменные операции с иностранной валютой (с 10 до 44 заявлений). Вдвое больше граждане жаловались по вопросам, касающимся кредитной истории (рост с 29 до 58 обращений).
Жаловались томичи и на некредитные финансовые организации (НФО) — таких обращений поступило 300. Кроме того, 44% жалоб пришлось на страховые компании. В ЦБ отмечают их серьезное снижение по сравнению с 2018 годом (на 32%). Спад произошел за счет обращений, связанных с ОСАГО.
Всего в Банк России от жителей региона поступило жалоб по ОСАГО на 29% меньше, чем в 2018-м. В основном жаловались на применение коэффициента бонус-малус (52 обращения); на отказ в заключении договора (7 жалоб); на навязывание допуслуг при заключении договора (6 обращений), а также на моменты, связанные с оформлением электронного полиса, включая перенаправление на сайт РСА (15 жалоб).
При этом томичи стали чаще жаловаться на субъекты коллективных инвестиций (40 обращений). Почти 83% составляли жалобы на несогласие клиентов с переходом из Пенсионного фонда РФ в НПФ и между НПФ.
Выросло количество жалоб и на микрофинансовые организации (МФО). Их поступило 119 — на 52,6% больше, чем за тот же период 2018-го. Половина из них касается взыскания просроченной задолженности по договору микрозайма. На кратное превышение размера начисленных процентов по договору займа пожаловались 20 раз.
«Обратная связь от потребителей, которую регулятор получает через жалобы, позволяет вовремя реагировать на изменения ситуации на финансовом рынке, принимать во внимание потребности пользователей финансовых услуг. Не во всех обращениях граждане жалуются, иногда просят просто пояснений или консультацию. Хорошим помощником в этом плане выступает наш сайт fincult.info. Ответы на многие вопросы можно самостоятельно найти именно там. Кроме того, если гражданин считает, что его права нарушили, он может обратиться в контактный центр ЦБ по телефону 8(800)300-30-00 или в интернет-приемную», — прокомментировала управляющая Отделением Томск Сибирского ГУ Банка России Любовь Табольжина.