Задать вопрос

Такси по клику

16.02.2016

Сейчас уже сложно представить, что когда-то основным способом вызвать такси было голосование на обочине — о диспетчерских службах речи тогда и не шло. Но времена изменились, и теперь «поймать» такси, стоя на дороге, практически невозможно — гораздо проще и надежнее вызвать машину по телефону, «привязав» свое местоположение к конкретному адресу. 

Сейчас уже сложно представить, что когда-то основным способом вызвать такси было голосование на обочине — о диспетчерских службах речи тогда и не шло. Но времена изменились, и теперь «поймать» такси, стоя на дороге, практически невозможно — гораздо проще и надежнее вызвать машину по телефону, «привязав» свое местоположение к конкретному адресу.

Впрочем и телефон нынче уже не единственный способ заказать автомобиль — к услугам клиентов специальные мобильные приложения, позволяющие оформить заказ, «накликав» в своем смартфоне пункт отправления и пункт назначения. Как это работает и чем это может быть выгодно клиенту таксомотора?  

UBER № 1

Думаю, что все вы как минимум слышали о компании UBER — именно с нее и началось крупномасштабное развитие разного рода мобильных приложений для вызова автомобиля. Принцип работы приложения прост: у водителя и у клиентов установлены однотипные приложения, которые позволяют пассажиру делать, а водителю — принимать заказы, минуя диспетчерскую службу в классическом ее понимании. Здесь в роли диспетчера-посредника выступает собственно гаджет со специальной программой.

Такой подход вызвал однозначно отрицательную реакцию со стороны профессиональных таксистов: ведь установить приложение и попасть в «штат» перевозчиков может любой водитель, не имеющий разрешения и лицензии на работу в такси. В связи с этим UBER часто попадала в конфликтные ситуации, особенно в Европе, а не так давно — и в России. В результате где-то деятельность компании была запрещена, где-то — приостановлена, а в Москве (на данный момент UBER в полной мере функционирует лишь в столице и Санкт-Петербурге) представители бизнеса сумели договориться с властью и пообещали, что приложения будут устанавливать только на гаджеты лицензированных водителей — то есть легальных перевозчиков.

Сейчас у UBER существуют десятки последователей — конкурентами их назвать пока еще сложно. Среди крупных приложений можно выделить международные GetTaxi, intaxi, Wheely, CityMobil и отечественный сервис Яндекс.Такси. На данный момент все они работают только в крупных городах и до Томска пока еще не добрались. По крайней мере, в том виде, в каком они должны выполнять все свои функции: от обозначения точек «А» и «Б» до выбора класса автомобиля и прочих нюансов.

В Томске же на данный момент наиболее часто используемым мобильным приложением можно назвать программу для вызова машины от «Максим» — одной из сетевых компаний, которая занимается сбором заявок и передачей их непосредственно исполнителям. То есть — и это важно — это не таксомоторное предприятие, а посредник между клиентом и перевозчиком. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Еще не так давно в Томске агрессивно — в смысле, громко о себе заявив — заработало и приложение InDriver. Уверен, что многие видели желтые плакаты, призывающие установить приложение на свои айфоны и смартфоны, чтобы вызывать такси без диспетчеров и самостоятельно назначать цену за поездку. Насколько это соответствует действительности? Давайте посмотрим.

Цена на заказ

Итак, что такое цена на заказ? В случае с InDriver вы, указав маршрут следования, действительно можете обозначить желаемую цену. И здесь несколько вариантов: с вашей ценой могут согласиться и перезвонить, не согласиться и оставить заявку без внимания или же не согласиться, но перезвонить и начать торговаться.

Один из моих знакомых «лицензированных» таксистов говорит об этой системе с недоумением: мол, как можно за 50 рублей куда-то уехать?

— В «Максиме» и «Лидере» цена поездки зависит от километража, в нашей компании — цены фиксированные, но тоже в зависимости от расстояния, — говорит Илья. — А как здесь водители работают и зарабатывают? Мы ради интереса оставили заявку, чтобы проехать метров 500 по проспекту Фрунзе, и выставили цену 10 рублей. Так нам сразу четверо перезвонили! Правда, все торговаться стали, но за 50 рублей реально можно было бы договориться. Учтите, что в приложении InDriver вы можете обозначить только маршрут и предполагаемую стоимость, а подъедет к вам автомобиль, водитель которого согласен с вашей ценой и находится в нескольких минутах езды от вас. И что это будет за машина — предсказать очень сложно. Может быть, ухоженная иномарка, а может — «ушатанная» «шестерка». То есть с комфортом и сопутствующими ему атрибутами — детские кресла, некурящие водители, чистый салон, отсутствие мата и шансона — вам может не повезти.

Просто и удобно

Теперь о приложении для «Максима». Используя его в качестве «диспетчера», стоит знать одно: стоимость поездки никак не будет отличаться от стоимости заказа по обычному телефонному звонку, и никаких систем накопительных и прочих скидок здесь не предусмотрено. По крайней мере, никто из опрошенных мною пользователей этого приложения с такими подарками не сталкивался. Оно создано сугубо для удобства клиентов, которые часто пользуются услугами этой компании и ездят по нескольким основным маршрутам. Кстати говоря, большинство мобильных приложений также не предполагает каких-либо скидок по стоимости поездки на такси.

По сути это приложение мало чем отличается от десятков приложений, созданных другими компаниями. Вы задаете маршрут движения, который может включать в себя несколько пунктов, обозначаете тариф (к примеру, минимальная стоимость по «легковому эконому» — 90 рублей, а по «легковому комфорту» — 150 рублей), а также указываете, есть ли у вас багаж и какие-то пожелания — это вы можете написать в заявке. К примеру, если вам срочно-срочно потребовался автомобиль, то вы можете добавить 50 рублей «сверху» к стоимости поездки и сообщить об этом в комментарии: «Плачу 50 за срочность». Может быть, кому-то из водителей такой бонус придется по душе.

Безусловное удобство всех без исключения приложений — отсутствие человеческого фактора. Диспетчер может ошибиться, не расслышать название улицы или номер подъезда, или же телефон заказа будет неимоверно долго занят — в работе с приложениями такого не случится.

Интернет-скидки

Возвращаясь к теме скидок, надо сказать, что некоторые компании в Томске их все же предоставляют — либо напрямую, либо в качестве накопительных бонусов. Так, приложение InTaxi, работающее в десятках городов России, в том числе и в Томске, помимо стандартного набора опций позволяет клиенту потихоньку копить баллы на одну из следующих поездок. За каждый заказ пассажир получает 5% бонусов от стоимости поездки, которыми он сможет рассчитаться за один из последующих вызовов такси по этому приложению. Но такой подход, повторюсь, скорее исключение из правил.

А вот прямые скидки на поездки, заказанные через интернет, в Томске дает лишь одна компания — «Лидер». По крайней мере, в открытом доступе подобной информации прочие таксомоторные компании не предоставляют. Так вот у «Лидера» на заказ, оформленный через официальный сайт — собственного приложения для клиентов у фирмы нет — предоставляется скидка 25%. То есть позвонил — заплатил, условно говоря, 120 рублей, подал заявку на сайте — и поездка обойдется в 90 «рэ». Помимо этого, заказ на сайте автоматически попадает в разряд приоритетных, что сократит время ожидания подъезда машины.

Прямая речь

Работая над этой статьей, я понял, что приложения — не такая уж бесполезная вещь, как мне это казалось. А что думают на этот счет постоянные клиенты таксомоторных компаний?

Олеся, 24 года:

— Такси я пользуюсь нечасто, когда возникает необходимость, вызываю машину по телефону: в «книжке» у меня зашиты номера трех компаний, и хоть одна из них да отзовется. А что касается приложений, то я ими просто никогда не пробовала пользоваться. И ущербной себя из-за этого не считаю.

Максим, 34 года:

— Я уже года два вызываю такси только через приложения. Маршруты у меня «накатанные» и мне гораздо удобнее обозначить заказ парой «кликов», чем каждый раз проговаривать адреса по телефону. Деньги я плачу те же, но… Просто уже привык.

Удобно или выгодно?

Итак, подводя итог, можно отметить несколько плюсов при использовании разного рода приложений. Один из незначительных, но «прикольных» — возможность отслеживать движение вызванной вами машины на экране гаджета. Далее — минимальный срок выполнения заказа, который составляет от 3 до 5 минут, а иногда и того меньше.

Еще один — это отсутствие человеческого фактора и возможность задать четкие координаты вашего местоположения, не повторяя адрес по буквам и не объясняя на пальцах, «где находится нофелет». Ну, и кое-где заказ через интернет даст вам возможность сэкономить или же заработать на следующую поездку. Получается, пользоваться приложением для вызова такси скорее удобно, чем нет, а иногда еще и выгодно.

P. S.

И еще один вопрос: а что выгоднее — вызывать такси или же эксплуатировать собственный автомобиль?
Возьмем минимальный вариант: две поездки в день — на работу и с работы, без учета выходных, загородных поездок и прочих преимуществ, которые дает вам личный автомобиль. Это будет обходиться вам (в зависимости от компании, где вы заказываете машину) примерно от 150 до 300 рублей в день. Теперь возьмем расходы на личное авто, и начнем с бензина. Зимой, к примеру, вы в любом случае «сожжете» не меньше 10 литров за день, а это 300-350 рублей. Считайте — те же две поездки на такси.

А теперь прибавим неизбежные замены масла, техосмотры, всевозможные присадки, щеточки и прочие «некопеечные» обязанности, связанные со своим автомобилем, и становится понятно, что в режиме двух поездок в день такси выглядит гораздо предпочтительнее. И рисков никаких, и денег тратится минимум. В любом случае выбор остается за вами. И как при случае вызвать такси, вы уже знаете. Можете по телефону, а можете — парой кликов.

Сергей Негодин
Редакция "Ваши личные финансы"