Задать вопрос

Страховка: нет, но хотелось бы…

11.03.2015

Корреспондент портала «Ваши личные финансы» проверил, как и где в Томске оформляют полисы ОСАГО и выяснил, что страховые компании делают это без особого желания.

Корреспонденты портала «Ваши личные финансы» проверил, как и где в Томске оформляют полисы ОСАГО и выяснил, что страховые компании делают это без особого желания.

Раньше работники ГИБДД любили стоять возле офиса «Ингосстраха» на улице Пушкина. Подъехать к нему с удобной стороны можно было, только слегка нарушив правила. Учитывая клиентский поток офиса на одной из главных проезжих улиц Томска, автоинспекторы легко выполняли план по протоколам. Однажды чуть не попался и я, когда приехал вносить исправления в полис ОСАГО. Спасибо братьям автолюбителям — поморгали, предупредили. А вот страховщики оказались не родственниками. Сначала я долго сидел на диванчике. В офисе «висела» система, а перезагрузку могли начать только проснувшиеся в московском офисе. Так, во всяком случае, объясняли. Ждали полчаса до наших 12.00. Кое-как перезагрузили. Спросите, почему не уехал в другую страховую компанию? 

Потому что уже оплаченный полис ОСАГО от «Ингосстраха» у меня был на руках, его выписали прямо в автосалоне в обмен на большую скидку на автомобиль. 

— Мы вам скидочку сделали, — сказал менеджер автосалона. — Так что вы уж будьте добры, у нашего страхового агента полис выпишите. Вам же все равно его делать, а тут не отходя от кассы полис и получите.

Так что быстро поменять страховую компанию я не мог. Система перезагрузилась, но мне выдали даже не полис, а обычный белый лист, на котором принтер напечатал дополнения к полису. 

— Бланков ОСАГО у нас нет! — сказала менеджер. — И если что случится, то центр урегулирования убытков у нас в Зырянском.
— А поближе его никак нельзя было сделать? — спросил я.
— Такова политика компании, — улыбнулась, наконец, менеджер. 

Через год офис «Ингосстраха» исчез с проезжей улицы Пушкина. Где теперь офис компании — даже «ДубльГис» подсказать не может. Страховые компании массово изымают свою информацию из справочных систем. Ощущение, что розничное автострахование их интересует все меньше и меньше. Где теперь офис «Ингосстраха» в Томске, ответ дает официальный сайт компании. Село Зырянское, улица Смирнова 14. Правда, говорят, что и в Томске офис есть где-то на перекрестке Комсомольского проспекта и ул. Никитина, но найти его там — проблема. Компания почему-то не стремится афишировать свою деятельность по новому адресу. Немудрено, что через год я поменял страховую компанию. 

Страховая группа «УРАЛСИБ» тоже находится в проездном месте, но компания никуда не переезжает, сколько себя помню. Внутри нет шикарного ремонта, интерьеры вышли из фильмов о советской эпохе, но кабинет с оформлением полиса ОСАГО — на первом этаже, «как зайдешь, сразу направо».

По иронии судьбы здесь тоже утром зависла столичная система, но ждать пока проснутся москвичи мы не стали. Чтобы не задерживать меня, забрали копии документов и сказали, что перезвонят, как только полис будет готов. Перезвонили уже через полчаса. Полис выдали нормальный, центр урегулирования убытков находится здесь же. 

В порядке эксперимента захожу в офис страхового дома «ВСК» на тихой улице Гоголя. В здании два одинаковых центральных входа. Один — в фитнес-клуб, другой — в страховую компанию. Судя по бумажкам, наклеенным рядом со входом, посетители часто путаются в дверях. Однако никаких дополнительных указателей для клиентов компания все равно не вывешивает и, похоже, не случайно. Офис розничных продаж полисов ОСАГО находится на 3-м этаже! Находишь его, только поплутав на втором, где расположился центр урегулирования убытков. И на том спасибо. Хотя бы не в Зырянском. 

«Лучший работник месяца», о чем свидетельствовал информационный стенд на входе, в основной зал меня не пустила, прямо на входной стойке обсчитав стоимость полиса ОСАГО. 

— Сколько займет оформление полиса? — спросил я, «уходя думать».
— 15 минут, — ответила лучший работник месяца, даже не пытаясь меня задержать. 

А вот в «филиальчике» Росгосстраха — по-другому назвать малюсенький павильон около пункта регистрации автомобилей в п. Предтеченск очень сложно — полисы оформляют всем подряд, пользуясь тем, что граждане, ставящие на учет свои машины, по понятным причинам хотят сделать все в один день. Вот и моя коллега, которой нужно было оформить только что купленную машину, не решилась ездить по городу без полиса — это, во-первых. А во-вторых, без страховки поставить авто на учет нельзя. Пришлось ей оформлять ОСАГО у агента Росгосстраха, сидящего в упомянутом павильончике. Но за «удобство» приходится платить: помимо страховой премии непосредственно за полис ОСАГО, пришлось дополнительно выложить 1 300 рублей за страховку жизни и здоровья, которая, как пояснил агент, является обязательным условием оформления полиса ОСАГО. 

В поисках офиса страховой компании «Коместра-Томь», что находится на пл. Батенькова, нашему корреспонденту пришлось несколько раз обойти нужное здание, так как опознавательных знаков и указателей, направляющих потенциальных клиентов в офис страховой, обнаружено не было. Набрав телефонный номер представителя офиса компании, корреспондент получил ориентир, что центр оформления полисов ОСАГО находится непосредственно в книжном магазине. Приклеенный лист с надписью «Полисы» на стекле внутренней двери подтвердил, что так оно и есть. Жаль только, что с улицы это никак не увидеть.

Комфорта и удобств для клиента в этом офисе в миниатюре не предусмотрено, видимо это связано с отсутствием очереди как таковой — ведь постоять пять минут никого не затруднит. Получив от нашего корреспондента все необходимые документы для расчета стоимости полиса ОСАГО, женщина за компьютером объясняет, что приобрести страховку без так называемого Каско-Lite не представляется возможным. Кстати говоря, эта самая услуга стоит не так уж и мало — 950 рублей. По какой причине выписать обычный полис без дополнительных опций здесь не могут, ответить корреспонденту не смогли. Скорее всего такова установка «сверху» и для компании такие «фишки» являются нормальной практикой, ведь им тоже хочется работать и зарабатывать. 

Интересная ситуация складывалась и в страховой компании «СОГАЗ». Нашего корреспондента тут встретили два «секьюритянина», поинтересовавшись целью визита в данную организацию. Узнав, что целью является оформление полиса ОСАГО, мужчины предупредили корреспондента о том, что он вряд ли успеет, хотя на дворе было около четырех часов дня. 

— Попытка — не пытка, — ответил наш корреспондент, и ему дали-таки возможность пройти через турникет.

В холле было около десяти человек, которые, видимо, уже давно ждали своей очереди. Перед нужным кабинетом было 3 человека — все, кто оформляется в первый раз, остальные — в другой кабинет, на продление полиса ОСАГО. Ожидание в очереди из 3 человек продлилось «всего лишь» каких-то полчаса. Когда корреспондент зашел, никто из сотрудников не обратил на него внимания, даже после произнесенного им приветствия. Видимо, не здороваться с клиентами — это новый тренд в работе страховщиков. Свободный специалист без особого энтузиазма и банально без вежливости начала разговор. На вопрос о том, какая нынче сумма покрытия в результате наступления страхового случая, девушка недобро посмотрела на корреспондента и ответила: «400 тысяч». 

Действительно, увеличение лимита выплат со 120 тысяч до 400 — больная тема для всех страховщиков, поэтому реакция была, мягко говоря, «недружественной». Понятно, почему в России так и не сложилась цивилизованная страховая система. Страховщики думают, как получить с нас деньги, но выплатить минимум при наступлении страхового случая. Соответственно застрахованные начинают мудрить с обстоятельствами и оценками ущерба. Кто первый начал и кто виноват, как в семейной ссоре, выяснять бессмысленно.

По данным Центрального Банка России, в 2014 году в Томской области работали 66 страховых компаний, из которых лишь в 30 можно было оформить полис ОСАГО. Всего за прошедший год жители Томской области оформили более 238 тысяч полисов ОСАГО, что составляет 0,74% от общего количества полисов, выданных на всей территории Российской Федерации. Наиболее активным страховщиком стала компания «Росгосстрах», выдавшая более 58 тысяч полисов — 24,35% рынка региона. На втором месте страховая компания «Коместра», выдавшая более 48 тысяч полисов и занимающая 20,21% рынка региона. 

Полисы ОСАГО «Коместра» продает не собственные, а как представитель «ЮЖУРАЛ-АСКО», поэтому в отчетности о деятельности компаний по ОСАГО на территории Томской области «Коместру» вы не найдете.
Тройку лидеров замыкают «СОГАЗ» и «УРАЛСИБ», выдавшие более чем по 23 тысячи полисов и занимающие по 10,02% и 9,78% рынка региона соответственно.  

Право на полис

Если у клиента возникли какие-либо трудности в оформлении нового или продлении старого полиса ОСАГО, он как правило идет приобретать этот полис в другую фирму, рынок-то у нас свободный! Но если быть столь же принципиальными, как и наше законодательство, клиент вовсе не обязан метаться от одной страховой компании к другой, умоляя продать ему полис, — и без этих «ритуальных танцев» страховщики должны оказать данную услугу!

Но если вы не горите желанием покупать дополнительные страховки, без которых услуга по оформлению ОСАГО якобы не может быть вам оказана, хотя бы сделайте попытку построения диалога со специалистом, продающим вам полис, оперируя знаниями закона. Хорошо бы предусмотрительно иметь при себе переписанные статьи законов, которые страховщикам прекрасно известны. Тогда есть надежда, что с таким «подкованным» клиентом просто не захотят связываться и вас оформят без лишних «бонусов».

Если же разговор с обычным специалистом не прошел, как хотелось, не стесняясь, просите вызвать начальника и поговорите с ним. Пускайте в ход «тяжелую артиллерию» — требуйте у страховщика написать вам письменный отказ в продаже полиса. Правда, почти наверняка это требование они не удовлетворят, так как знают, что нарушают закон. 
  
Ну, и напоследок: так же, как при общении с инспекторами ГИБДД многие пользуются видеосъемкой, делайте то же самое в офисе страховой компании — фиксируйте диалог на камеру своего телефона. Пригодится. Если же и такими действиями не удается привести страховщика в чувства, инициируйте бумажные отношения — отправьте в эту страховую компанию заявление с требованием продать вам полис ОСАГО  Страховщик будет просто обязан в 30-дневный срок рассмотреть заявление и удовлетворить ваш запрос, так как договор ОСАГО является публичным и отказа в продаже полиса быть не может. Заявление лучше направить по почте заказным письмом с уведомлением (пусть оно станет доказательством в случае отказа). Ну и храни провидение вас и ваш автомобиль эти 30 дней. 
  
Для самых принципиальных есть самый сложный способ получения полиса — через суд. Сделать это можно самостоятельно, а можно подключить юриста, который с удовольствием за это возьмется, ведь дело беспроигрышное: статья 445 Гражданского кодекса РФ гласит, что «сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

Независимо от того, вступили вы в справедливый бой со страховой компанией или нет, подать жалобу на действия страховщика точно не помешает. Для этого есть несколько инстанций — головное представительство страховой компании, прокуратура и Российский союз автостраховщиков (РСА). Бланк жалобы можно посмотреть и скачать на сайте РСА.

Андрей Остров
Редакция "Ваши личные финансы"