Задать вопрос

Случайные покупки: как вернуть деньги за вещь, приобретенную в кредит

27.05.2024

Как поступить в таком случае, узнаете из нашей инструкции.

Люди иногда совершают спонтанные покупки под воздействием эмоций. Но вот эйфория схлынула, покупатель «протрезвел» и понял: вещь не нужна, надо возвращать. Без объяснения причин — просто потому, что передумал. А что если товар куплен в кредит? Как поступить в таком случае, узнаете из нашей инструкции.

<Эксперты>

Валерия Пронина, директор подразделения обувной сети «Кари Томск»

Борис Богомолов, владелец сети магазинов BOOMSTORE

Можно ли отказаться от покупки?

Согласно «Закону о защите прав потребителей» покупатель имеет право в течение 14 дней обменять товар надлежащего качества или вернуть за него деньги, если он не подошел ему в силу личных причин — не устроил цвет, фасон, размер, габариты или комплектация. Главные условия: вещь не была в употреблении, имеет товарный вид и на ней сохранились фабричные ярлычки и пломбы. Вернуть деньги можно, даже если покупка была совершена с использованием кредитных средств.

— В сети наших магазинов вместо кредитов предоставляется рассрочка без первоначального взноса, — говорит Валерия Пронина. — По закону потребитель может вернуть товар в четырнадцатидневный срок, если передумал носить модель или его не устроил цвет обуви. И обязательно без следов носки, не бывшую в употреблении. Возвращать деньги в таком случае нет необходимости, потому что он ничего не платил — первый платеж по графику только через месяц после приобретения продукции.

Если же заводской брак был обнаружен в срок до 180 дней с момента покупки, гражданин имеет право вернуть некачественную обувь к нам в магазин. После расторжения договора рассрочки все уплаченные деньги будут возвращены потребителю. Действительно все: при оформлении рассрочки не страхуется товар, ответственность или здоровье потребителя.

Что нельзя вернуть

Есть перечень непродовольственных товаров, которые невозможно обменять или вернуть продавцу, если они не имеют явного или скрытого дефекта. В эту группу входят и технически сложные бытовые приборы с гарантийным сроком обслуживания 1 год или более. К ним относятся, например, сотовые телефоны (смартфоны). Если вы купили телефон и решили от него отказаться по личным мотивам, деньги вам не вернут.

— Поскольку телефон является сложным техническим устройством, продавец имеет полное право отказать вам в возврате денег, — объясняет Борис Богомолов. — Сейчас многие производители (первыми такую практику применили Apple) ставят в свои устройства «таймер обратного отсчета гарантии» — после активации телефона аппарат считается бывшим в употреблении и теряет в цене по сравнению с новым. 

На интернет-торговлю не распространяется!

Правило невозврата сложных технических устройств не действует в интернет-торговле. Согласно логике закона в офлайн-магазине покупатель может лично осмотреть товар перед принятием решения о приобретении, визуально оценить его цвет, вес, размер и технический функционал. При онлайн-заказе потребитель лишен такой возможности. Поэтому ему дают 7 дней на осмотр и тестирование продукта. Если продавец письменно не уведомил покупателя о порядке и условиях возврата, срок отказа от исправного товара увеличивается до трех месяцев! При обнаружении дефектов и неисправностей действуют правила ремонта/возврата согласно гарантийным обязательствам. А если посылка еще не пришла, отказаться от нее можно в любой момент.

Товар ненадлежащего качества, даже если он входит в категорию невозвратных, может быть обменян на новый или сдан обратно в установленные законом сроки — в течение 14 дней. Продавцу может потребоваться экспертиза или время на устранение неисправности. Если поломка произошла позже 14 дней, вернуть деньги можно в течение всего гарантийного срока.

Как вернуть товар, купленный в кредит

Покупая товар в кредит, потребитель использует деньги банка. Поэтому имущественные вопросы следует решать с продавцом, а финансовые — с банком.

  1. Изучите кредитный договор. Найдите пункт о возврате или замене товара и уточните, требуется ли расторжение договора с банком и досрочное погашение кредита в случае возврата товара продавцу.
  2. Обратитесь к продавцу с заявлением о возврате товара. Если вещь надлежащего качества, проценты банку за пользование кредитом возмещает покупатель. Если был обнаружен дефект или брак, нужно подать заявление на возмещение процентов по кредиту. Все экспертизы товара продавец производит за свой счет.
  3. Приложите чеки, квитанции, кредитный договор, реквизиты банковского счета или номер карты, на которые магазин вернет деньги за покупку. 
  4. Получите акт о приеме магазином товара и возврате за него денег. Этот документ станет основанием для прекращения кредитного договора с банком. До момента его расторжения не прекращайте платежи по кредиту. 
  5. Ознакомьтесь с условиями досрочного погашения кредита и обратитесь в банк с заявлением о расторжении кредитного договора. Оплатите тело кредита и начисленные проценты за время фактического пользования деньгами банка. 
  6. Запросите справку о полном исполнении кредитного договора и закрытии ссудного счета. С этого момента вы ничего не должны банку и имеете тому документальное подтверждение.

Как вернуть деньги за страховку по кредиту

Если для оформления кредита потребовалось заключить договор страхования жизни и здоровья, то и его можно расторгнуть. Это добровольный вид страхования, а значит, отказаться от него вы вправе в любой момент. Если это произошло в период охлаждения (14 дней с момента заключения договора страхования), стоимость страховки вернут полностью или частично — в зависимости от того, сколько дней фактически действовал полис. Если страхование прекращается по причине досрочного погашения кредита (возврат товара, купленного на заемные средства), вернут деньги за неиспользованные дни. Какие шаги нужно сделать для возврата денег?

1.     Написать заявление в страховую компанию на расторжение договора. Это право закреплено в Федеральном законе «О потребительском кредите (займе)». Подготовить необходимые документы: кредитный договор, справку о погашении обязательств перед банком, реквизиты счета для перечисления средств, копию паспорта и чек об оплате страховки.

2.     Подать заявление и документы в страховую компанию. Это можно сделать через ее сайт, по электронной почте, отправить заказным письмом (в таком случае у вас на руках будет извещение о получении документов страховщиком) или лично принести в офис страховщика. Важное условие: на момент подачи заявления о возврате не должно быть наступившего страхового случая! Иначе обязательства страховщика считаются выполненными.

Страховая компания обязана вернуть деньги в десятидневный срок. В случае отказа придется обращаться в суд или Роспотребнадзор

Теги:
Андрей Рублев
Редакция «Ваши личные финансы»