Несмотря на то, что маркетинг диктует нам быструю моду с меняющимися трендами и вещами, теряющими актуальность через сезон, спросом продолжают пользоваться услуги мастеров по ремонту одежды и обуви. В каждом районе города есть такие мастерские. Мы решили узнать, как учится, работает и сколько зарабатывает мастер по ремонту и реставрации обуви. Для этого отправились в томскую мастерскую Le'craft.
«Даже было что покушать»
Владельцу мастерской Вячеславу Тыщенко 37 лет, по образованию он специалист по радиоэлектронной бытовой аппаратуре.
— Четыре года назад я купил машину с потертым кожаным рулем. Стал искать информацию о том, можно ли его как-то восстановить без перетяжки. Искал в интернете и наткнулся на блог Левона Тоняна, у него есть мастерская Chisto-Blisto в Краснодаре, связался с ним. Позже у нас завязались партнерские отношения. Он выслал один набор для реставрации на пробу, мне понравилось, — рассказывает Вячеслав.
Тогда Вячеслав работал в найме, но решил оставить эту работу и поехать в Краснодар на обучение. Капиталом был автомобиль, половина суммы от продажи которого ушла на обучение и проживание в Краснодаре (около 200 тысяч). Вторая часть денег (около 300 тысяч) осталась на первые месяцы жизни мастерской.
Вначале Вячеслав пробовал реставрировать кожаные автомобильные салоны, но дело не пошло в наших широтах — зима не прощала реставрацию, специальные составы застывали за ночь на морозе, и кожа трескалась при эксплуатации. Решено было открыть мастерскую по ремонту и реставрации обуви и других кожаных изделий — сумок, курток. Тогда в Томске эта ниша, как и сейчас, была относительно свободной. Работала одна именитая мастерская с широким спектром услуг — «Маглена», одна поменьше и отдельные мастера по городу. В соседнем Новосибирске конкуренция в разы выше. В последние годы Вячеслав замечает, что появилось много химчисток для кроссовок, но у них другая специфика.
Три года назад, закончив обучение, Вячеслав вернулся в Томск и открыл свое дело. Стартовые деньги уходили постепенно на аренду помещения (15 000 руб. в месяц), закупку материалов, оборудования. Первую швейную машинку удалось купить за счет участия в госпрограмме.
— Когда открывался, получил 100 тысяч рублей от государства. В службе занятости была программа «Легкий старт». Мы прошли курсы, написали бизнес-план, был куратор, который помогал его составлять. После защиты выделили деньги, на которые я купил одну машинку, — объясняет Вячеслав.
Первые месяцы работы были трудными — мастерскую еще никто не знал.
— Я начал активно рекламироваться в Instagram*. Два года он работал очень хорошо, я даже другие виды рекламы не рассматривал. После блокировки (рекламные кампании в соцсети недоступны в России — прим. ред.) я от этого ресурса вообще не вижу эффекта. Та аудитория, которая есть, просматривает сторис и все. Я в поиске новых решений. Возможно, это будет 2GIS, — делится мастер.
Сыграло на руку при запуске то, что работать начали в августе. А ремонт обуви — дело сезонное. Самый большой поток клиентов осенью и весной, когда погода резко меняется и все переобуваются. Вне сезонов посетителей становится меньше в полтора-два раза.
«Лучше отремонтируют, чем купят обувь на полсезона»
— Первый год работал один, другие мастера приходили-уходили. На второй год начал набирать сотрудников. Сейчас у меня их трое. Один из них занимается ремонтом обуви, сумок, курток. Есть реставраторы, которые занимаются заделкой трещин, прорывов на коже, зацепов, покраской. Я тоже работаю как мастер на подхвате, либо если приносят какие-то дорогие изделия, — объясняет Вячеслав Тыщенко.
За три года работы мастерской первоначальное оборудование удалось заменить на немецкое, которое обошлось в миллион рублей. Раз в месяц Вячеслав заказывает расходники для работы — жидкую кожу, кремы, проникающую и покрывную краску и другую химию для разных видов кожи и замши. Партии небольшие, потому что условия хранения обеспечить сложно, а без них средства теряют свойства. Все материалы в основном импортные, привозятся из Франции и других стран. Часть химии покупают на заводе учителя Вячеслава Левона Тоняна, запустившего свою линейку.
— Проблем с поставками нет, но цены подросли, — отмечает мастер. — У нас в Томске интересную подошву или кожу не найдешь, мы заказываем через поставщиков из Новосибирска, у нас же продают в основном «бабушкины» варианты.
На аренду и коммуналку тратится 10 % дохода мастерской, но много и мелких расходов вроде спонжей, кистей, салфеток, которые используют в реставрации, поэтому пока шиковать не выходит, шутит мастер. Большой процент расходов — зарплаты.
— Я сам зарабатываю в среднем 50 тысяч в месяц, учитывая, что есть сезонность: осенью и весной зарплата выше, а летом и зимой ниже. Доход всегда есть, все мастера постоянно заняты. Но сегодня меньше, а завтра не успеваем. Я всегда стараюсь эту неравномерность усреднить. Мастер по ремонту обуви в нашей студии получает 50 тысяч в среднем, реставратор — 35—40 тысяч, зарплата у нас сдельная, — говорит Тыщенко.
Средний чек у клиента студии — 1 800 рублей. Но разные услуги могут стоить и 10 тысяч рублей, и 200 рублей — как замена набойки. Эти цены примерно сопоставимы со средними по рынку, говорит мастер. На ремонт приносят абсолютно разную обувь — от брендовой до недорогой. И, по словам Вячеслава, мода на недолговечную трендовую обувь не влияет на его бизнес.
— Те, кто носили Baldinini, никогда не пойдут в Kari. Поэтому люди лучше отремонтируют, чем купят обувь на половину сезона. Основная часть той обуви, что приносят, средняя по стоимости — Tamaris, «Эконика». Хотя бывает и дорогая итальянская обувь — Bottega, Gucci. Причем чем хуже будет в стране, тем больше будет тренд на ремонт. Чем больше закроют границ, тем чаще будут ремонтировать старое, — уверен Вячеслав.
Самая запомнившаяся обувь, что приносили на починку, — белорусские сапоги, которым было 30 лет.
— Девушка принесла, потому что у бабушки строение ноги изменилось и новую обувь подобрать сложно. Мы отреставрировали их, теперь гуляют по Кемеровской области, — улыбается мастер.
Сейчас поток клиентов в Le'craft обеспечивает сарафанное радио.
— Некоторые стараются открыться в торговом центре, но там очень дорогая аренда, будешь только на нее работать. Наша мастерская расположена, казалось бы, неудобно, но, если ты хорошо делаешь, к тебе люди приедут с другого конца города, просто делай классно, — говорит Вячеслав.
* Принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией на территории РФ.
Фото: Елена Бронникова