Задать вопрос

«Шанель» — № 1

13.03.2015

Всемирно известный французский бренд «Шанель» занимает особое место среди брендов, гармонично сочетающих в себе традиции и нововведения, классику и смелые решения, красоту и функциональность. А все потому, что «Шанель» всегда «пользовался» рецептом долголетия: нужно идти в ногу с новыми тенденциями, иногда даже опережать их, но никогда не изменять себе, не становиться рабом моды.

Всемирно известный французский бренд «Шанель» занимает особое место среди брендов, гармонично сочетающих в себе традиции и нововведения, классику и смелые решения, красоту и функциональность. А все потому, что «Шанель» всегда «пользовался» рецептом долголетия: нужно идти в ногу с новыми тенденциями, иногда даже опережать их, но никогда не изменять себе, не становиться рабом моды.

Цыпленочек Коко

История становления бренда «Шанель» неразрывно связана с историей жизни Коко Шанель. Габриель Шанель, а именно таково настоящее имя великой законодательницы моды, родилась в 1883 году в городе Сомюре на западе Франции. Всю жизнь она старалась избегать темы своего несчастливого детства: внебрачного происхождения, ранней смерти матери от астмы и истощения, предательства отца, который сдал ее в 12-летнем возрасте в приют.

Монахини обучили девочку несложному ремеслу швеи и после ее совершеннолетия помогли устроиться в небольшой трикотажный магазинчик. Там трудолюбивая и талантливая девушка быстро заслужила уважение хозяев и заказчиков — она великолепно шила одежду для женщин и детей. Пожалуй, там и началось зарождение известного французского бренда «Коко Шанель». Почему Коко? Габриель в свободное от работы время любила петь в кабаре модные шлягеры «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». Правда, Габриель не любила вспоминать и об этом, поэтому объясняла происхождение своего псевдонима так: «Мой папа называл меня цыпленочком», что по-французски звучит как «коко».

Подробности

Интересные факты о Коко и бренде «Шанель»:

  1. Коко Шанель не очень-то любила своих манекенщиц (были, конечно, исключения). Почему? Да потому что считала, что, будь они умнее, то не распоряжались бы так легко богатством, которым одарила их природа.
  2. В мире каждые 30 секунд продается флакон «Шанель №5»!
  3. Карманы Коко Шанель просто обожала и была уверена, что женским вещам их катастрофически не хватает. Она привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары. Главной деталью и в сумочках от «Шанель» являются карманы!
  4. Коко одна из первых начала использовать знаменитостей для продвижения своих вещей. Это был отличный маркетинговый ход — одевать знаменитых актрис и снимать их для рекламных страниц. С тех пор многие успешные актрисы становились лицом марки разных лет. И в настоящее время редкая модель не мечтает быть лицом «Шанель» — ведь это признак успеха и признания, а также многомиллионные контракты.
  5. Коко Шанель вошла в список 100 самых влиятельных людей на планете за всю историю человечества. Что неудивительно, учитывая колоссальное количество вещей, привнесенных ею в нашу жизнь, без которых сейчас сложно представить наше существование.

Все начиналось как хобби

В 1908 году Шанель при поддержке своего друга, молодого англичанина Артура Кейпела, открывает свой первый шляпный магазин. Головные уборы от Коко пользуются популярностью у местных модниц. Уже через два года перспективная француженка расширяет линию шляпок и создает ателье под названием «Моды Шанель» на улице Камбон в Париже. Но и этого для Габриель вскоре становится мало. Она мечтает о собственной коллекции одежды… Казалось бы, а почему нет? Проблема заключалась в том, что Коко не имела права шить женские платья, так как у нее не было профильного образования и ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию.

Движимая мечтой и желанием идти вперед, Шанель находит выход из ситуации — начинает шить платья из джерси — ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья. Платья того времени были весьма неудобны: объемны и тяжелы, с жесткими корсетами. Шанель отвечает им нарядами элегантного и простого кроя, выполненными из мягких натуральных тканей. А как она это делала! Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. «Нужно безжалостно убирать все, что чрезмерно», — любила говорить Коко, накидывая ткань на манекенщицу. Она прямо на ней моделировала форму платья, подкалывая и отрезая все лишнее, пока не проявлялся нужный силуэт.

Дело всей жизни

Находить новые, смелые и необычные решения за короткие сроки, сохраняя при этом свою узнаваемость, основополагающую идентичность, — одна из задач, которая стоит перед брендами. Не каждый из них способен справиться с ней. Для «Шанель» эта задача — ключевой принцип развития. От всего, что бы ни создавалось под этим именем, веяло новыми тенденциями, духом всемирной известности. И в то же время любая вещь «Шанель» отличалась простотой и комфортом, перед чем не могла устоять ни одна женщина.

Всякий раз Коко предлагала женщинам дополнить их гардероб, казалось бы, немыслимыми для того времени вещами: элегантными брюками, пляжной пижамой, платьями-рубашками с заниженной талией, спортивными костюмами... Все это традиционно сочетало в себе классическую красоту и удобство. В этом и заключается гениальность вещей от «Шанель»: их дизайн основывается на простой идее, а сами они синтезируют элегантность, изящество и практичность. Вспомните, к примеру, знаменитое «маленькое черное платье» — символ простоты, хорошего вкуса и стиля.

Кстати, история его «возникновения» связана с горестным событием — в 1919 году автокатастрофа унесла жизнь Артура Кейпела. Это стало сильным ударом для Коко. Не имея право носить траур, поскольку законной супругой Кейпела она так и не стала, Шанель заявляет, что мода — это маленькое черное платье. К тому времени ее авторитет был довольно весомым, поэтому неудивительно, что все француженки, не раздумывая, надели «траурный» наряд. «Если я не могу носить траур одна, пусть тогда вместе со мной это делает вся Франция», — резюмирует Коко, с удовольствием наблюдая, как ее решительный шаг принес всемирную известность бренду «Шанель» и сделал находку легендарной. Появляется понятие «стиль «Шанель»». Сама она говорила: «Прежде всего — стиль. Мода выходит из моды. Стиль — никогда!»

Узнаваемый стиль «Шанель» находил свое выражение не только в одежде, но и в аксессуарах, ювелирных изделиях, косметике и, безусловно, парфюме. «Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла», — делилась Коко со знаменитым парфюмером Эрнестом Бо своей идеей создать «запах настоящей женщины». Первый совместный парфюм был выпущен ими в 1921 году. Это ныне известный всему миру «Шанель №5». Аромат жасмина, майской розы, иланг-иланга, сандалового дерева, бурбонской ванили — он включал в себя около 80 различных компонентов. «Для того чтобы быть неотразимой, нужно быть разной», — говорила Шанель. Хрустальный прямоугольный флакон со скромной этикеткой, куда дизайнеры заключили легендарный аромат, стал еще одной отличительной чертой бренда. До его появления парфюм облекали в замысловатую форму.

Элегантность. Функциональность и ... карманы

Нужно отметить, что при широкой известности бренд был малодоступен. Коко считала, что высокие цены на продукцию ограничивают круг клиентов, которые могут нанести вред репутации «Шанель», и создают вокруг него атмосферу таинственности. Пройдя «русский» период с народными мотивами и вышивкой, затем «английский» с жилетами и блузами, костюмами жокеев и яхтсменов, «пережив» меха и бриллианты, бренд «Шанель» удивлял потребителей, бросал им вызов, удерживал их внимание, вместе с тем сохраняя свою уникальность — неподвластную времени элегантность и функциональность.

Если на платье были пуговицы, то они обязательно застегивались. Наряд как правило дополняли туфли на низком каблуке, носок которых был отделан поперечной полоской, что зрительно уменьшало ногу. Юбки «Шанель» закрывали колени и имели карманы, куда деловая женщина могла положить сигареты. Коко также ввела в женскую моду короткие мужские стрижки и сумку через плечо, лаконично объясняя — для удобства. Шанель всегда удавалось подчинять тенденции своим интересам.

Верность своим принципам, постоянство бренда отражаются и в неизменной двойной букве «С» в логотипе, который появился в начале 20-х годов сначала на флаконах парфюма «Шанель №5», а позднее — на всей продукции «Шанель». Он олицетворяет собой стиль и хладнокровную уверенность в успехе. По одной из версий, в логотипе сплелись две первые буквы имени создательницы бренда — Coco Chanel, по другой, это две подковы, символизирующие удачу. И действительно, успех сопровождал бренд на протяжении всего пути. И даже в периоды жесткой конкурентной борьбы «Шанель» не изменял своим принципам и продолжал развиваться.

Коко Шанель умерла в 1971 году. Но ее наследие вечно. Сегодня знаменитый французский дом моды «Шанель» является одним из самых успешных в мире, имея годовой оборот около миллиарда долларов. Он по-прежнему настолько же независим в самовыражении и сохранении своей уникальности, как и знаменитая женщина, которая его основала.

Юрий Голицын
Редакция "Ваши личные финансы"