Заказ продуктов и покупок с доставкой до двери дома в последние несколько лет прочно вошел в обиход обычных российских семей. Нам уже не кажется излишеством доставка готовой еды или редкого товара, который нам привезут прямо до подъезда из другого региона. Но и для жителей царской России такое было обычным делом. Какой сервис предлагали продавцы своим покупателям в прошлом и как можно было получить покупки на дом без интернета и телефона, рассказываем в новой истории от «ВЛФ».
Доставка по «Домострою»
Самая известная книга на Руси о ведении домашнего хозяйства предписывала домовладельцам всегда иметь достаточный запас продуктов. В ней детально описывалось, как и в каком виде хранить съестные припасы. За покупками обычно отправляли слугу, приказчика или ключника. Покупки упаковывали в мешки из холстины и кожи. Часто приобретали целые бочки, туеса или корзины продуктов. Доставляли их с рынка, как правило, сами продавцы. Если купец или торговец был приезжим, всегда находились желающие доставить покупки с ярмарки за деньги. Также автор «Домостроя» рекомендовал хорошим купцам платить из рук в руки, а за хороший товар угостить «хлебом, солью и питием». Убытка не будет, а дружба останется. Предполагалось, что в будущем такой продавец лишнего не возьмет и плохого не продаст.
С рынка продукты приносили на дом
В городах также закупались на рынках и ярмарках. В Москве известным был рынок на Болотной площади. Сюда поставляли товар большими партиями из других городов и деревень и продавали оптовикам, которые реализовывали его уже в других точках. Но нередко ящики овощей и фруктов, а также туеса с квашеной капустой приобретали домовитые хозяйки. Здесь же можно было найти и носильщика, который буквально за копейки доставит все до двора. На Болотной приобретали продукты партиями и торговцы вразнос. Взяв товар, они отправлялись с ним по привычным маршрутам, а часто и по конкретным адресам и улицам. Многие первым делом шли к постоянным заказчикам, принося свежие продукты прямо до двери. Чаще всего на дом доставляли молоко, дикоросы, рыбу, привезенные из пригорода промысловиками и крестьянами.
«Позади «Шиповской крепости» был огромный пустырь, где по зимам торговали с возов мороженым мясом, рыбой и птицей, а в другое время — овощами, живностью и фруктами. Разносчики, главным образом тверские, покупали здесь товар и ходили по всей Москве, вплоть до самых окраин, нося на голове пудовые лотки и поставляя продукты своим постоянным покупателям. У них можно было купить и крупного осетра, и на пятак печенки для кошки. Разносчики особенно ценились хозяйками весной и осенью, когда улицы были непроходимы от грязи, или в большие холода зимой», — писал в своей книге «Москва и Москвичи» журналист и краевед Владимир Гиляровский.
В Москве конца 19 века числилось около 6 000 торговцев вразнос. Их деятельность регламентировалась. Например, им нельзя было собираться вместе, чтобы не образовывалось скопление людей на улицах. В Санкт-Петербурге торговцам вразнос не разрешали работать в центре, а также занимать скамейки или мостовые.
Приобрести продукты на каждый день также можно было в лавках и магазинах. В очерках о жизни Петербурга на рубеже 19—20 веков современники Засосов и Пызин рассказывали, что каждая порядочная лавка имела двухколесные тележки, в которых развозили покупки. Доставкой занимались «молодцы», которые в остальное время работали грузчиками. Авторы также отмечали, что нередко коробочки и пакеты с покупками из магазина модных дамских вещей занимали всю повозку — даже кучера можно было разглядеть с трудом. А вот готовые платья из ателье и модных мастерских на дом приносили девочки-ученицы.
«Мюр и Мерилиз», он же ЦУМ
Одним из самых прогрессивных в Москве был магазин «Мюр и Мерилиз». Он был образцом сервиса. Магазин открыли в 1885 году два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз. Это был первый в России универмаг, в котором на трех этажах в 44 отделах продавались самые разные товары премиального качества. Здесь были фиксированные цены, вежливые продавцы и актуальные новости мировой моды. Посетителей встречал мальчик-консультант, который помогал сориентироваться в большом магазине и провожал до нужного отдела. Новшеством по тем временам были и темные примерочные, позволявшие оценить, как сидит вечернее платье, до его покупки. Также магазин предоставлял камеры хранения, большой иллюстрированный каталог товаров с ценами, который по заказу могли привезти на дом. При заказе от 50 рублей покупки доставлялись бесплатно по любому адресу в пределах страны. А еще говорят, что одним из покупателей магазина был А. П. Чехов. Он приобретал там большой письменный стол, кресло-качалку, чернила и пачку бумаги.
И хотя «Мюр и Мерилиз» был образцом того времени, другие уважающие себя магазины тоже старались обеспечить своим покупателям достойный уровень сервиса. В помощь им всегда были готовы предоставить мальчика, который отнесет покупки на дом. В обязанности юного работника также входила уборка помещений, упаковка, выкладка товара и любая другая помощь по хозяйству. Освоив азы торговли, со временем доставщики дорастали до должности продавца.
Также доставкой могли заниматься дворники. В царской России они не только подметали дворы, как сегодня, но также топили печи, ходили на почту и в прачечную, приносили газеты, встречали гостей, могли принести чай из самовара, в случае крайней нужды сходить в магазин за покупками. За это хозяева давали им чаевые.
Готовая еда с доставкой
Заказ обедов на дом тоже впервые появился не в современной России. В начале 19 века в больших городах начали открываться кухмистерские — заведения общепита, рассчитанные на людей со скромным достатком. Работали они с утра и до позднего вечера, а располагались обычно в центре города. Обед из нескольких блюд в кухмистерской стоил около 40 копеек. Постоянные клиенты могли купить за 10 рублей абонемент на месяц. Можно было заказывать обеды на дом. По факту это были не только обеды, но и ужины. Чаще всего этой услугой пользовались одинокие квартиранты, студенты и семьи, у которых не было своей печки или кухарки. Со временем стали появляться кухмистерские без зала для гостей, которые работали исключительно «на вынос».
Нередко владельцами кухмистерских являлись люди разных национальностей. Они предлагали в меню свою кухню: польскую, немецкую, татарскую, кавказскую. Однако в греческих кухмистерских было традиционное меню русской кухни.
Горожане побогаче могли заказать еду в ресторане или трактире. Многие из них договаривались с владельцами заведений о постоянном обслуживании за ежемесячную подписку. Меню обновлялось каждый день, так что все оставались довольны. В целом заказ еды не был проблемой ни для богатых, ни для простых рабочих. Стоила еда недорого. Зачастую этот сервис даже позволял экономить на дровах и кухарке. Помимо еды на дом было принято заказывать и разные услуги. В частности, всегда приходили к ученикам домой репетиторы, священники, доктора, портные и парикмахеры.
Автомобили для доставки
В начале 20 века, когда изобрели первые двигатели внутреннего сгорания, некоторые компании стали приобретать для развоза товаров автомобили. Они оказывали ошеломляющее воздействие на гулявших по улицам горожан. Предприимчивые владельцы старались дополнительно брендировать машины, что служило фирмам отличной рекламой. Известно, что кондитерская фабрика «Жорж Борман» заказала сразу пять грузовых автомобилей для развоза шоколада и кондитерских изделий. В 1901 году «Московские ведомости» сообщали, что недавно открывшийся магазин «Братья Елисеевы» собирается «развозить по домам свои товары на моторе». Особенно популярна такая доставка была у пекарен, которые стремились порадовать покупателей свежеиспеченных хлебом, а также у других производителей продуктов. Например, молочная фирма «Помещик» нанимала курьеров, которые развозили продукты на фирменном автомобиле.
СССР: дорого и по блату
Заказать себе доставку из ресторана простой советский гражданин, конечно, не мог. А вот начальствующие чины или партийные запросто! Однако иногда и обычным людям удавалось сделать это, договорившись об услуге за отдельную плату через знакомых. Некоторые магазины общепита предоставляли доставку официально. Заказать услугу можно было по телефону или лично. Однако цены на товары в этом случае значительно отличались, порой накрутка достигала 30—40 %. Также оговаривалась в условиях и минимальная сумма заказа. Иногда она выражалась не только суммой, но и обязательной покупкой другого товара, например консервов. Доставляли заказ на машинах, мотоциклах или пешком.
Можно было договориться о доставке и через «столы заказов», которые занимались распределением дефицитных товаров. Они также давали возможность приобрести дорогие дефицитные продукты. Вообще, основной задачей «столов заказов» было обеспечение продуктовыми наборами ветеранов, инвалидов, передовиков, партийных работников и других категорий граждан. Выдавались заказы, как правило, перед праздниками, в том числе на предприятиях через профком. Но нередко при поступлении часть дефицита продавалась налево.
А что в Томске?
До постройки Сибирской железной дороги в 1891 году основные товары в Томск поставляли купцы. Часть товаров отправлялась на прилавки местных магазинов и лавок, а другая часть после сортировки — дальше по Сибирскому тракту. Частная торговля в Томске велась активно.
Со второй половины 19 века многие товарищества стали объединяться в крупные торговые фирмы, чаще всего семейные: «Е. Н. Кухтерин и сыновья», «И. В. Смирнов и сын», «В. Вытнов с сыном Петром». Так, в магазине товарищества «А. Ф. Второв и сыновья» предлагались ткани, в магазине Е. Х. Некрасовой — скобяные изделия. Мебель, велосипеды, сенокосилки и автомобили продавал П. Н. Рукавишников. Самый популярный книжный магазин в Томске основал известный купец и меценат П. И. Макушин. Муку с собственных мельниц реализовывали В. А. Горохов, Кухтерины и Г. И. Фуксман. Бакалейно-кондитерские товары можно было приобрести у И. Г. Тихонова и Б. В. Бородзича. А в магазине купца 1-й гильдии Ивана Герасимовича Гадалова велась универсальная торговля.
Томские купцы старались не отставать от столичных. Многие упаковывали товары в коробки с фирменными надписями и рисунками. А большие магазины отличались высоким уровнем сервиса. Одним из них был «Пассаж» Второва. В дверях покупателей встречал швейцар в ливрее. Зимой он предлагал им снять верхнюю одежду, чтобы оставить ее на вешалке. За прилавками стояли приказчики, одетые в черные костюмы тонкого сукна. Они предлагали гостям стул и только после этого приступали к беседе, чтобы выявить потребности покупателя. А затем старались максимально представить ассортимент магазина. Без покупок люди уходили редко, а сам их факт влиял на зарплату работников. Рассчитывались чаще всего наличными, но если продавец знал покупателя, то мог выписать счет. Приказчик упаковывал товар в бумагу, перевязывая сверток шпагатом. К упаковке объемной покупки для удобства крепилась деревянная ручка.
Доставка в крупных торговых точках была обязательным сервисом. Ее делали фирменные магазины Голованова, Гадалова и других известных томских купцов. В этом плане Сибирь не сильно отличалась от столицы. Здесь тоже работали мальчики-помощники, которых снаряжали в помощь покупателям. Томск отличался только тем, что достаток покупателей не был секретом для продавцов и состоятельным людям всегда старались уделять больше внимания.
А еще томичи выписывали нужный товар из других городов по почте. Однако предугадать его качество было невозможно. Как-то один из железнодорожных служащих по объявлению в «Сибирской жизни» выписал из города Лодзи от общества «Меркурий» себе и жене пару штиблет. Они оказались некачественными: подошвы чуть держались, а в сырую погоду носить их было совершенно невозможно. Публикация об этом факте сопровождалась утверждением, что подобного рода случаи при выполнении заказов по почте не единичны.