Задать вопрос

Свой бизнес. Куда податься?

25.01.2016

Начало нового года — чем не повод пересмотреть свою жизнь, собственное место в ней и сферу деятельности, если имеющаяся работа не приносит ни дохода, ни удовольствия? А с чем почти всегда сталкиваются те, кто решил перестать «работать на дядю»? Правильно, с отсутствием стартового капитала.

Начало нового года — чем не повод пересмотреть свою жизнь, собственное место в ней и сферу деятельности, если имеющаяся работа не приносит ни дохода, ни удовольствия? А с чем почти всегда сталкиваются те, кто решил перестать «работать на дядю»? Правильно, с отсутствием стартового капитала. Эта проблема обычно решается одним из трех способов: кредит в банке, заимствование денег у друзей-родственников или же поиск партнеров, поверивших в вашу идею и готовых вложить в дело деньги. Но есть и другая проблема, причем не менее важная, чем деньги — чем заниматься? 

Самое удачное решение — заниматься тем, в чем хорошо разбираешься. Опыт почти любой деятельности можно получить, поработав в компаниях, уже действующих на этом рынке. Нужно попытаться понять их бизнес-процессы, откуда берется прибыль, каковы сильные и слабые стороны.

 Создавая свое дело после ухода из другой компании, необходимо понимать, почему клиенты выберут вас, а не ваших конкурентов: в чем вы более эффективны, какие факторы побуждают клиента выбрать одну из компаний-конкурентов, предлагающих ему свой товар или услугу, и почему эти факторы играют вам на руку.

Если же положительного и полезного опыта работы нет, то сферу приложения собственных усилий в создании нового бизнеса можно выбрать, опираясь на анализ рынка. Простейший способ — прочитать в открытых источниках прогнозы роста или падения различных сегментов потребительского рынка и оценить насыщенность этого рынка у себя в регионе. Естественно, лучше всего начинать дело в сфере с минимальной конкуренцией и максимальными показателями роста рынка, но где такие найти? Давайте обратимся к официальным прогнозам нашего государства по отраслям экономики.  

Как мы видим, кризис больнее всего ударил по строительной отрасли и по торговле, а лучше всего себя чувствует сельское хозяйство — здесь отмечается, пусть и небольшой, рост даже в кризис — эффект от введенных санкций. Но насколько общероссийские данные коррелируют с томскими показателями? Для сравнения я решил взять данные из совсем других источников — из объявлений о продаже готового бизнеса в Томске. Конечно, каждый владелец, продающий свой бизнес, уверяет, что делает это по причинам, отличным от убыточности — в связи с переездом, со сменой сферы деятельности, по семейным обстоятельствам и т. д. Такие случаи, безусловно, попадаются, но все же подавляющее большинство из продающихся по объявлениям бизнесов выставлены на продажу именно по причине отсутствия прибыли хотя бы в том размере, чтобы нанять сотрудника, а не заниматься этим делом самому. По-настоящему прибыльный бизнес стараются сохранить или в крайнем случае продать (отдать) родственникам или друзьям.

Тут стоит уточнить одно важное, на мой взгляд, отличие понятия «бизнес» от самозанятости. Я считаю, что если человек, например, открыл магазин и работает там все время сам, то это самозанятость. Если же в этом магазине трудятся наемные продавцы, а владелец лишь контролирует процессы и получает прибыль, то это уже можно называть бизнесом.

Проанализировав открытые источники и обобщив данные, я получил следующее.

В сфере розничной торговли самым плохим выбором для начала своего дела в данный момент является торговля разливными напитками, т. к. более 27% действующих в городе подобных магазинов выставлены владельцами на продажу. Купить готовый магазин разливных напитков можно за 150-400 тыс. руб. — в зависимости от расположения, размера, ремонта и жадности текущего владельца. Второе место делят сферы торговли интимными товарами и товарами для животных. Более 20% опубликованных объявлений о продаже торгового бизнеса — продажа небольших продуктовых магазинов «у дома», однако от общего количества подобных городских магазинов это около 5%. Замыкают антирейтинг идей для бизнеса магазины, обеспечивающие население сумками, аксессуарами и хозтоварами.

В сфере услуг активнее всего продают салоны красоты и парикмахерские — этот сегмент занимает около 20% от всех предложений в сфере услуг. На фоне постоянного ввода новых муниципальных детских садов, сокращения очереди и подхода страны к очередной демографической яме (т. к. поколение 90-х как раз входит в репродуктивный возраст) бизнес частных детских садов теряет свою былую финансовую привлекательность и активно выставляется владельцами на продажу. Продается сейчас почти каждый третий томский частный детский сад. Также ощущается заполнение рынка в других сферах: автомойки, хостелы, кальянные, ремонт электроники и шиномонтаж.

Достаточно предложений о продаже есть в сфере общественного питания: продаются в основном маленькие заведения, рассчитанные на обслуживание не более 50 человек. Однако встречаются и объявления о продаже больших заведений, а также служб доставки готовой еды на дом.

В производственной сфере реальных предложений о продаже готового бизнеса совсем мало. Лидерами здесь являются деревообработка и изготовление мебели.

Меньше всего сейчас продают сельскохозяйственный бизнес, что подтверждает оценки правительства России о потенциале отдельных секторов экономики.

Таким образом, учитывая прогнозы правительства, анализ рынка готового бизнеса, программы поддержки с/х предпринимателей, можно сделать вывод о том, что в данный момент безопаснее всего вкладывать свои средства в сферу сельского хозяйства.

Дерзайте, пробуйте! С Новым годом и новым доходом вас!

Андрей Остров
Редакция "Ваши личные финансы"