Задать вопрос

«Праздник к нам приходит»: как новогодний маркетинг стал двигателем торговли

21.12.2023

Как Новый год стал двигателем торговли, а реклама его неотъемлемым спутником?

Новый год для жителей нашей страны больше, чем просто праздник. Это и символ обновления, и надежда на перемены, и предвкушение чего-то хорошего. А также возможность провести время с семьей и порадовать близких подарками. Мы не представляем Новый год без елки, иллюминации, пушистого снега и радостной атмосферы. А еще без оливье, бутербродов с икрой, сельди под шубой и мандаринов. И, конечно, без ажиотажа в магазинах и новогодней рекламы. Как Новый год стал двигателем торговли, а реклама его неотъемлемым спутником? Рассказываем в нашей истории.

Рост продаж и двойные расходы

Бюджет на Новый год у каждой семьи свой. Но он точно превышает расходы в любой другой месяц иногда в два, а то и в три раза. Зная это, многие из нас уже в конце сентября начинают откладывать деньги и подыскивать подарки. Это подтверждает и сервис «Яндекса»: согласно его статистике с сентября количество поисковых запросов со словами «новый год», «купить» и «что подарить» начинает постепенно возрастать. В октябре эта цифра увеличивается в два раза и измеряется уже одной-двумя сотнями тысяч, в ноябре в разные годы колеблется от 900 000 до 1,1 млн запросов. Пик активности приходится на декабрь — более 3 млн запросов.

Не отстают и продавцы товаров. Многие увеличивают расходы на рекламу. Каждый бренд старается присоединиться к празднику и заявить о себе. Маркетологи как никто понимают, что денег в эти месяцы будет потрачено много, и не хотят упустить прибыль. Отсюда массовая новогодняя реклама, многочисленные розыгрыши и праздничные акции. Да и создать позитивные ассоциации со своей компанией, присоединившись к ценностям праздника, гораздо проще. Вот почему новогодняя реклама обычно такая душевная, пропитанная атмосферой домашнего уюта и доброты, она взывает к самым хорошим чертам в людях. Однако это не исключает желания действительно порадовать своих покупателей, добавив в их предновогодние будни немного радости и праздничного настроения. Иногда из этого получается что-то хорошее. 

Как новогодний маркетинг подарил миру оленя Рудольфа 

ru.freepik.com ru.freepik.com

Одним из ярких символов, который появился благодаря рождественской рекламе, стал красноносый северный олень Рудольф. Его придумал Роберт Льюис Мэй в 1939 году. Копирайтер торговой сети Montgomery Wards мечтал о карьере писателя. Однажды перед Рождеством он предложил руководству написать несколько шуточных песен. Эксперимент удался.

В 1939 году Роберту предложили сочинить текст для детской книги. Ее компания планировала раздавать ребятишкам во время рождественской распродажи универмага Montgomery Wards. Главным персонажем сказки стал олень. К тому времени олени Санта Клауса регулярно появлялись в историях в качестве героев. Вдохновившись «Гадким утенком» Андерсена, автор решил рассказать о Рудольфе, которого дразнят за его отличие — красный нос. Но именно благодаря этой особенности ему сопутствует удача. Светящийся в темноте нос Рудольфа позволяет Санте не сбиться с пути, после чего Санта приглашает его присоединиться к нему на следующее Рождество, чтобы вместе совершать новые добрые дела. Сказка получилась настолько хорошей, что за Рождество было роздано 2,4 млн копий. После войны тираж книги составлял уже 3,6 млн экземпляров. Роберту Мэю удалось убедить руководство компании передать ему авторские права на Рудольфа. В 1954 году он написал продолжение истории, а позже выпустил линейку товаров со своим героем.

В 1948 году вышел в прокат первый девятиминутный анимационный фильм про Рудольфа, в 1964 году зрители увидели на экранах уже полноценный фильм, который сегодня считается уже классикой рождественской коллекции в Америке. Современный полнометражный анимационный фильм был создан в 1998 году, еще один сиквел к нему вышел в 2001 году.  

«Праздник к нам приходит»  

Слова из известной рекламы Coca-Cola ассоциируются с праздником не только на родине газировки, но и по всему миру. С момента появления первой новогодней рекламы колы с участием Санта Клауса прошло уже 103 года. За это время напиток приобрел большую популярность и стал чуть ли не самым известным символом Рождества.

Идея поместить на плакат Санту со стаканом Coca-Cola — это хорошо продуманный рекламный ход. До этого кола считалась исключительно летним напитком. Слоган «Жажда не знает сезона» придумал Арчи Ли из агентства D’Arcy в 1920-х годах. В 1931 году на плакате появился веселый добрый краснощекий Санта. Его для компании нарисовал художник Хаддон Сандблом. Моделью стал вышедший на пенсию торговый агент Лу Прентис. Так у Санты появился реальный узнаваемый образ, который компания использовала в течение 33 лет. А картины, с которых делались оттиски для печати, позже даже выставлялись в Лувре.

Известный всем рекламный ролик «Рождественский караван» с 18 грузовиками, украшенными праздничными огнями, был снят в 1995 году американским агентством W. B. Doner по заказу компании. Он сразу приобрел мировую популярность. Сегодня новогодняя реклама от Coca-Cola считается эталоном того, как нужно делать маркетинг на празднике. Ее ролики с интересом ждут не только любители и исследователи рекламы, но и обычные зрители.

В этом году рекламная кампания Coca-Cola называется «Миру нужно больше Санта-Клаусов», а ее главная идея — каждый может быть Сантой. Многочисленные Санта Клаусы в ролике носят подарки, катаются на скейте, ловят такси, идут по делам, поднимают штангу в тренажерном зале и, конечно, пьют газировку. А когда ее не хватает, делятся бутылочкой с другим Сантой. 

Новогодние пузырьки в бокале 

В России свои символы Нового года и Рождества. У нас есть любимые фильмы, продукты и блюда, традиции и развлечения, связанные с этими праздниками. Да и наши производители тоже не отстают. Даже свой бренд, который ассоциируется исключительно с Новым годом, тоже есть. Сложно представить праздничный стол периода застоя без «Советского шампанского». Да и любимые герои из фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Бриллиантовая рука» и «Карнавальная ночь» появляются на голубых экранах с узнаваемой зеленой бутылкой в руках.

Производство «Советского шампанского» в стране началось в 1936 году по решению Иосифа Сталина. Первый массовый выпуск игристого вина под этой маркой состоялся спустя всего год. Технологию быстрого создания пузырьков предложил ученый-винодел Антон Фролов-Багреев. Ускоренная шампанизация достигалась за счет брожения вина в большом резервуаре под давлением. В традиционной методике его выдерживают в отдельных бутылках. Нововведение позволяло сократить сроки созревания напитка до месяца, а также снизить затраты на производство, а значит, и итоговую стоимость продукта. Именно поэтому купить на Новый год бутылку «Советского шампанского» могла каждая семья в СССР. 

Телеграммы и новогодние марки 

Каждый год перед зимними праздниками производители пытаются удивить своих покупателей чем-нибудь новым. В наше время герои из рекламы существуют не только на плакатах и экранах, еще они периодически оживают. Так, в 2001 году грузовики из рекламы Coca Cola отправились в свое первое путешествие по миру. А за два года до этого у русского Деда Мороза появилась своя резиденция в Великом Устюге. Ежегодно миллионы ребятишек отправляют волшебному дедушке заветные письма. А доставляет их еще одна компания, которая ассоциируется у россиян с Новым годом, — «Почта России». Особенно у тех, кто постарше. В середине прошлого века далеко не у каждой семьи был телефон. И получить поздравление от родственников можно было только письмом или телеграммой.

В декабре 1962 года «Почта» начала выпускать почтовые марки «С Новым годом!» Впервые на марке, фактически напечатанной в 1962 году, был указан 1963 год. Идея пришлась по вкусу не только филателистам, но и вызвала большой интерес у тех, кто отправлял новогодние поздравления. Впоследствии маленькие наклейки с новогодним сюжетом использовались для оплаты открыток, писем, бандеролей. С тех пор такие марки выходят ежегодно, а после 1991 года «Почта» начала выпускать и рождественские марки. 

Новогодние игрушки как вид искусства 

Пожалуй, одна из самых распространенных рождественских традиций — это украшение ели. До середины IXX века на праздничное дерево вешали сладости, орехи, яблоки, фигурки из бумаги, картона, ткани и фольги. Затем стали появляться стеклянные игрушки. В России есть компания, которая существует только благодаря Новому году. Это один из старейших производителей новогодних игрушек ОАО «Елочка». Завод находится в Клинском крае на северо-западе Подмосковья. Компания была основана в 1848 году князем А. С. Меншиковым, который открыл в Клине стекольный завод. Первыми украшениями, произведенными клинскими стеклодувами, стали елочные бусы длиной четыре метра. Их начали выпускать в 1887 году. За бусами последовали стеклянные шары, самоварчики и чайнички, фигурки животных и сказочных персонажей.

За годы войн и революций предприятие переживало разные времена. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы не Новый год, ради которого оно и создавало свою продукцию. В 1993 году завод преобразовали в ОАО «Елочка». Сегодня на нем полностью отказались от стеклодувных автоматов в пользу традиционного способа выдувки, то есть это практически ручная работа. Все игрушки, сделанные на предприятии, признаются изделиями народного промысла. Но главное, что они по-прежнему украшают дома россиян во время самого любимого праздника — Нового года.

Теги:
Юлия Кривокрасова
Редакция «Ваши личные финансы»