Задать вопрос

Права пациента: как вести себя, если заболели или попали в лечебное учреждение

08.04.2018

Продолжаем нашу рубрику «Медликбез», которую ведем совместно с телеканалом «Доктор». Сегодня расскажем, как себя вести, если заболели или попали в лечебное учреждение и какие у нас есть в этом случае права.

Рубрику ведет

Эвелина Закамская — главный редактор телеканала «Доктор»   Эвелина Закамская — главный редактор телеканала «Доктор»  

Мы продолжаем рубрику «Медликбез», которую ведем совместно с телеканалом «Доктор». Сегодня расскажем, как себя вести, если заболели или попали в лечебное учреждение и какие у нас есть в этом случае права.

Больничный лист

В зависимости от стажа по больничному листу вам могут компенсировать от 60 до 100 % зарплаты. Важно понимать, что эти средства выделяет не работодатель, а Фонд социального страхования. Получить больничный можно как в государственной поликлинике, так и в частной. Не забудьте взять с собой паспорт. Если у вас несколько мест работы, листок нетрудоспособности выдадут в нескольких экземплярах. 

Если заболел ребенок — больничный может оформить тот член семьи, который за ним ухаживает. Также стоит получить листок нетрудоспособности, если болезнь совпала с отпуском. В этом случае отпуск продлевают либо переносят на другой срок. 

Согласие на лечение

Важно помнить: врач имеет право начинать лечение только после того, как получит согласие от пациента. Сейчас в лечебных учреждениях пациентам предлагают подписать листы информированного согласия. Документ защищает права больного: ему должны разъяснить тактику лечения и возможные последствия. Подписание согласия не должно происходить «автоматом» — сразу при поступлении в приемный покой. В случаях, когда медицинское вмешательство неотложно, а состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, решение принимает консилиум или лечащий врач. Что касается родственников, их информируют о лечении только в том случае, если сам больной не против этого. 

Ситуация, когда согласие на лечение дают законные представители пациента, возможна только в двух случаях: если больному еще не исполнилось 15 лет или если он признан недееспособным.

Сроки оказания медпомощи

По существующим нормативам, с момента вызова и до прибытия бригады скорой помощи должно пройти не более 20 минут. Однако это правило не всегда выполняется, а в некоторых регионах норматив и вовсе пересмотрен в сторону увеличения с учетом местных условий — неразвитой сети дорог, нехватки персонала, старого автопарка.

Если, почувствовав себя плохо, вы решили самостоятельно обратиться за помощью, помните — врач обязан принять вас в течение двух часов. Он оценит ваше состояние, окажет первую помощь и направит либо на госпитализацию, либо на консультацию к специалисту. К специалистам обычно попадают по записи. Ожидание может растянуться на несколько дней. Но не дольше, чем на две недели. В этом деле большое подспорье — возможность записаться на прием в электронном виде через портал госуслуг. Но одновременно возможен и привычный вариант — через регистратуру.

Участковый терапевт или участковый педиатр появится у вас в течение суток с момента обращения. А вот результатов диагностических и лабораторных исследований придется подождать. Для них установлен 14-дневный срок ожидания. Если же вы решите основательно подлечиться и лечащий врач выдаст вам направление, помните, что с этого момента до плановой госпитализации может пройти 20 дней.

Консилиум

Когда лечение долгое время не приносит результатов, а состояние больного продолжает ухудшаться, возникают закономерные вопросы: верно ли поставлен диагноз и правильно ли назначено лечение? В таких случаях созывается врачебный консилиум — совещание докторов одной или нескольких специальностей. Консилиум позволяет использовать опыт и знания разных врачей. Инициатором созыва консилиума чаще всего бывает лечащий доктор.  Это может сделать и руководство медицинского учреждения. Ранее инициатором созыва консилиума мог быть и пациент, несогласный с действиями лечащего врача. Однако в новой редакции закона об этом праве не упоминается.

Решение консилиум принимает большинством голосов. Если кто-то из врачей не согласен и имеет особое мнение — это факт вносится в протокол. Протокол подписывают все участники консилиума. Документ становится частью истории болезни и руководством к действию. Лечащий врач получает возможность скорректировать терапию и снизить груз персональной ответственности. Допускается проведение врачебного консилиума в режиме телеконференции. Использование современных технологий позволяет привлекать в работе высококлассных специалистов с уникальным опытом. 

Врачебная тайна

Врачебная тайна — запрет на разглашение информации о пациенте, его личных данных, диагнозе и перспективах лечения. Эти сведения могут быть использованы во вред пациенту: вызвать конфликты у него на работе или ухудшение отношений с родственниками. Их разглашение нарушает право человека на неприкосновенность частной жизни. 

Сотрудники медицинского учреждения обязаны соблюдать врачебную тайну независимо от занимаемой должности. Если вы пострадали в результате разглашения сведений такого рода, вы вправе требовать наказания виновных. Предусмотрена не только дисциплинарная или административная, но и уголовная ответственность: вплоть до лишения  свободы сроком до четырех лет. С другой стороны, вы можете попытаться компенсировать потери без суда, обратившись к руководству медицинской организации и сотрудникам, допустившим разглашение врачебной тайны, с требованием о возмещении вреда. 

Причинение вреда здоровью медицинскими работниками

Нанесение ущерба здоровью человека влечет за собой не только физический вред, но также имущественные потери. Во-первых, непредвиденные расходы на лечение и медикаменты. А во-вторых — снижение доходов, вызванное полной или частичной утратой трудоспособности. Если при оказании медицинской помощи вашему здоровью был нанесен ущерб, вы имеете право на его возмещение с учетом этих двух составляющих. 

По закону за действия врача отвечает не он сам, а медицинская организация, сотрудником которой он является. Можно обратиться к руководству этой организации и попытаться урегулировать проблему. Если ваше обращение оставят без внимания — подавайте исковое заявление в суд. Чтобы добиться материальной компенсации, в суде вам придется документально доказывать, что ваши потери стали следствием приобретенных по вине врачей проблем со здоровьем. Помните, что ни в одной статье уголовного кодекса «врачебная ошибка» не фигурирует как самостоятельное понятие. Поэтому наказать виновных на практике достаточно сложно.

Право на адвоката и священника

Если вы стали пациентом медицинского стационара, то должны находиться на его территории и выполнять предписания врачей. При этом вы сохраняете право обращаться с заявлениями в органы власти, прокуратуру и суд. Ведь у вас может возникнуть потребность прояснить некоторые юридические вопросы, оформить нотариальную доверенность, составить исковое заявление. В таком случае вы или ваши доверенные лица вправе пригласить адвоката. Закон позволяет вам обсуждать с юристом любые вопросы. Причем наедине.

Будучи пациентом стационара, вы можете встретиться и со священником. Например, для исповеди. При этом вы обязаны выполнить обязательное условие: ваши действия не должны нарушать внутренний распорядок медицинской организации. Персонал обычно идет навстречу пожеланиям пациентов. Кроме того, на территории некоторых стационаров действуют храмы, а в больницах — молельные комнаты. 

Задать вопрос, связанный со здравоохранением, вы можете в разделе "Задать вопрос" или по телефону (3822) 71-67-87.
Эвелина Закамская
Редакция "Ваши личные финансы"