Задать вопрос

Поделиться деньгами в один клик? Как работает система быстрых платежей

01.04.2019

28 февраля в России заработала Система быстрых платежей (СБП), с помощью которой физические лица могут мгновенно переводить друг другу деньги по номеру мобильного телефона независимо от банков, где находятся их счета. Как это работает, насколько удобно и безопасно — разбирался наш корреспондент.

28 февраля в России заработала Система быстрых платежей (СБП), с помощью которой физические лица могут мгновенно переводить друг другу деньги по номеру мобильного телефона независимо от банков, где находятся их счета. Как это работает, насколько удобно и безопасно — разбирался наш корреспондент.

Представьте, что вам необходимо перевести деньги своему знакомому, но у вас нет ни реквизитов счета, ни номера карты — вы знаете только номер его мобильного телефона. Для клиентов Сбербанка такая услуга доступна уже давно. Для тех, кто выбрал другую финансовую организацию, раньше это было серьезной проблемой. Решить ее призван проект Центробанка — Система быстрых платежей. Она как раз-таки и должна стать конкурентом Сбербанку, который в настоящее время является крупнейшим игроком на рынке переводов между физлицами.

На первом этапе о подключении к СБП заявили 12 организаций: Газпромбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, банк «АК Барс», Райффайзенбанк, Тинькофф Банк, КИВИ Банк, СКБ-банк, Росбанк, Совкомбанк и РНКО «Платежный центр». Однако не у всех из них функционал СБП заработал в полном объеме. Некоторые банки заявили, что будут подключать своих клиентов к системе не сразу, а поэтапно — одну категорию за другой. Кто-то начал с приема переводов, отложив функцию отправки денег клиентами на потом. Заявляется, что это необходимо для того, чтобы банки могли адаптировать свои внутренние операционные процессы к работе в СБП.

Несколько банков запустили систему для своих клиентов в полном объеме. На данный момент это АК Барс, Тинькофф Банк», СКБ-банк, Росбанк, Промсвязьбанк и Совкомбанк. Отправить перевод с помощью системы смогут те, у кого установлено мобильное приложение банка, и пользователи онлайн-банка. Получить переводы при этом смогут все клиенты этих банков без исключения. Список участников СБП будет только расти. Ожидается, что уже к концу 2019 года к системе присоединятся еще 40 банков, а в перспективе к ней должны подключиться все финансовые институты страны.

Перспективы
С прицелом на инновации

Когда в Систему быстрых платежей войдут все финансовые организации, она сможет стать самым популярным способом перевода средств. Особенно если комиссия за переводы будет небольшой. Например Почта России, один из конкурентов в этом вопросе, сегодня берет за перевод немалый сбор — 80-290 рублей + 1,5 % - 5 % от суммы перевода. Кроме того, СБП может стать благодатной почвой для появления инновационных продуктов и сервисов. Каких — покажет время.

Как перевести, сколько стоит и безопасно ли это?


Переводы в Системе быстрых платежей выполняются напрямую между счетами клиентов и не зависят от международных платежных систем. Переводить деньги с помощью СБП можно через мобильное приложение банка или онлайн-банк. Для перевода достаточно ввести номер телефона получателя или выбрать его из адресной книги, затем указать сумму и подтвердить операцию. Если у получателя к одному номеру привязаны несколько счетов в разных банках-участниках системы, отправитель сам сможет выбрать, на какой из них перевести деньги. Получатель также может указать в приложении своего банка счет, на который ему по умолчанию будут поступать средства через СБП.

Способ перевода в каждом банке, подключившемся к СБП, будет отличаться в зависимости от функционала мобильного приложения и онлайн-банка. Но в целом перевод происходит по одной схеме. Лимиты по объему переводов в сутки или в месяц в СБП не установлены, а вот сумма одного перевода не должна превышать 150 тысяч рублей. Центробанк в первый год работы системы установил нулевые комиссии для банков. Это значит, что в течение этого года СБП будет работать для банков бесплатно. Однако с 2020 года размер комиссии составит от 1 до 6 рублей за платеж.

— В течение 2019 года банки-участники СБП скорее всего не будут брать комиссию за переводы в системе. Например Промсвязьбанк установил нулевую комиссию для переводов по дебетовым картам до 31 мая 2019 года. Затем мы изучим рыночную ситуацию и примем решение, — отмечает Елена Коноваленко, заместитель регионального директора по развитию розничного бизнеса Томского офиса ПАО «Промсвязьбанк». — В 2020 году комиссия за переводы в СБП появится, но ее размер будет зависеть от тарифа ЦБ России для банков и себестоимости этой услуги. Сегодня можно предположить, что ее размер уменьшится, ведь одна из целей создания СБП как раз и заключается в удешевлении переводов из банка в банк для россиян.

Важно отметить, что у клиентов некоторых банков есть возможность сделать перевод при помощи СБП в пользу другого лица не только с дебетовой, но и с кредитной карты. Однако за этот перевод придется платить комиссию уже сегодня, тарифы надо уточнять в обслуживающем банке.

Безопасность переводов обеспечена Центральным банком России — оператором СБП и Национальной системой платежных карт, которая будет выступать в качестве операционного платежного клирингового центра. Осуществление перевода через СБП подразумевает, что отправитель средств надежно аутентифицирован его банком, а получатель перевода идентифицирован отправителем (для этого перед подтверждением перевода отправитель увидит ФИО получателя). Главное — внимательно проверять все данные на каждом этапе перевода средств.

Что на практике?


Мы не могли не испытать новую систему переводов на себе. Для проведения эксперимента заходим в мобильное приложение Росбанка. Обнаружить раздел, в котором разместились быстрые переводы, удалось не сразу. По логике они должны быть в разделе «Переводы», но нет — неожиданно обнаружились в разделе «Оплата услуг». Так что, если знаете, что ваш банк — участник СБП, но не можете найти быстрые переводы в мобильном приложении сразу, ищите внимательнее.

Следующий шаг: вводим номер телефона адресата перевода. Система выдала список всех организаций, которые подключены к СБП. При выборе организации, в которой у адресата отсутствует счет, система выдает технический сбой. Эта формулировка может ввести в заблуждение: непонятно, по какой причине счет не найден, — его нет у адресата в этом банке или система не работает в принципе? Методом тыка организация, в которой счет есть, была найдена. После этого перевод прошел в считанные секунды, без комиссии.

Вторым участником эксперимента стало мобильное приложение Тинькофф Банка. Поскольку еще в прошлом году он заключил соглашение со Сбербанком, то для переводов в первую очередь предлагается Сбербанк и только потом — участники СБП. Формулировки здесь более продуманные. В случае выбора организации, в которой у адресата нет счета, система выдает «Проверка реквизитов — не найден». Далее все тоже очень просто и быстро.

Однако есть опасность: с помощью этой системы очень легко узнать весь перечень банков, в которых у адресата есть счет. Для получения этой информации достаточно знать его номер телефона, к которому могут быть привязаны карты. Этим могут воспользоваться мошенники — не забывайте о правилах финансовой безопасности. Главный минус СБП — ручной перебор организаций занимает время. К тому же для самой возможности отправить перевод нужно установить приложение. Качество реализации СБП зависит от конкретного банка.

Лайфхак
Как получать все переводы на один счет?

Если вы клиент нескольких банков, то для упрощения задачи отправителю перевода укажите в мобильном приложении вашего банка-участника СБП счет, на который переводы по номеру телефона будут приходить по умолчанию. Изменить счет можно будет в любой момент.

Первые проблемы


Повсеместное введение переводов по номерам телефонов требует особо внимательного отношения. Об этом красноречиво говорит история одного из пользователей форумов. Зайдя в мобильное приложение Тинькофф Банка, он решил проверить, на какие свои счета и в каких банках сможет переводить деньги по номеру телефона. И с удивлением обнаружил, что по его номеру система нашла в Росбанке (в котором у него никогда не было счетов) абсолютно другого человека (ФИО не совпали). Как пояснил оператор сотовой связи, номер когда-то принадлежал этому человеку и был зарегистрирован в Росбанке. После проведения проверки банк убрал из базы привязку номера форумчанина к другому человеку. Но проблему это не решает.

Что делать? Прежде всего — быть очень внимательными при переводе средств, проверять имя адресата перед отправлением. Если вы не пользуетесь какой-то сим-картой, обязательно открепите от нее привязанные к ней банковские карты — это нужно для вашей же финансовой безопасности.

— Поскольку идентификация получателя средств происходит при помощи номера мобильного телефона, то средства поступят именно на ту карту или счет, к которому он привязан. Подчеркну, номер должен был подтвержден клиентом, поэтому рекомендую томичам проверить актуальность своих персональных данных в обслуживающих банках, — советует Елена Коноваленко. — Как правило, основной картой выступает зарплатная карта клиента. Если у получателя средств в банке нет зарплатной карты, то деньги будут зачислены на ту расчетную карту, которую он открыл первой. Если и карты нет, то платеж поступит на основной счет. В настоящий момент клиент не может повлиять на процесс закрепления за картой или счетом приоритета, но мы работаем в этом направлении.

Может случиться и так, что номер вашего телефона кто-то привязал к своему счету случайно. Это возможно в том случае, если человек ошибся в какой-то цифре, а банк не проверил номер телефона. Тогда придется идти к оператору сотовой связи и брать справку, что вы настоящий владелец номера. После этого вы сможете открепить от своего номера чужие счета, если они есть. Будьте внимательны.

Елена Реутова
Редакция "Ваши личные финансы"