Задать вопрос

П(р)оверка на доверчивость

21.12.2017

Томичам стали приходить извещения об обязательной поверке водосчетчиков. Причем рассылает их коммерческая компания, но маскирует под официальное обращение коммунальных служб.

Каждый месяц в наши почтовые ящики приходят квитанции за услуги ЖКХ. И сомнения возникают лишь в одном: правильно ли начислен платеж? Вся остальная информация большинством принимается на доверие. Этим и воспользовались мошенники. Томичам стали приходить извещения об обязательной поверке водосчетчиков. Причем рассылает их коммерческая компания, но маскирует под официальное обращение коммунальных служб. Как распознать мошенников и не попасться на их удочку? Попробуем разобраться.

Реклама-хамелеон


На первый взгляд извещение действительно похоже на официальное. Черно-белый бланк с мелким шрифтом, отправленный некой «Единой городской службой по учету водоснабжения» (название вполне подходящее для какой-нибудь муниципальной службы), который отличается от ярких рекламных листовок. В нем жильцы дома оповещаются о коллективной проверке приборов учета воды в доме. Причем сделать ее можно только в строго отведенный срок. Упоминается федеральный закон и постановление правительства. И отдельно подчеркивается, что это уведомление является повторным. Создается полная иллюзия того, что человек, получивший такое извещение, обязан срочно обратиться по указанному телефону и проверить приборы учета. На это и расчет.

Но при ближайшем рассмотрении бланка выясняется, что это вовсе не официальное уведомление от служб ЖКХ, а работа организаций-продавцов индивидуальных приборов учета воды, которые используют агрессивную и вводящую в заблуждение граждан рекламу. Как нам рассказали в «Томскводоканале», они не отправляют подобного рода предупреждений. О необходимости поверки счетчиков воды указывается в квитанциях «Томского расчетного центра» на оплату услуг водоснабжения и водоотведения. Причем именно в квитанциях, а никак не в отдельных извещениях — в этом просто нет смысла. 

Такие поддельные обращения в октябре-ноябре томичи стали обнаруживать в своих почтовых ящиках.

«Согласно федеральному закону собственник жилья обязан...», «Это уведомление является повторным» — такими фразами пугают листовки из почтовых ящиков. На самом деле это недобросовестная реклама.

Если вы обнаружили у себя в почтовом ящике подобное рекламное извещение о поверке водосчетчиков, замаскированное под официальное, вы можете обратиться в Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области. Такого рода коммерческие предложения не только вводят людей в заблуждение, но и нарушают закон о рекламе. Первый раз такая фирма получает лишь предупреждение, во второй — уже штраф от 4 до 20 тысяч рублей.  

Индивидуальная ответственность


Главная ошибка, которая должна броситься в глаза внимательному человеку при изучении извещения рекламного характера, — коллективная поверка индивидуальных приборов учета воды. Она невозможна, поскольку собственники квартир даже в одном подъезде могли установить их в разное время.

Важно знать, что срок поверки счетчика устанавливается его производителем и указывается в паспорте прибора. Как правило счетчик на холодную воду имеет нормативный срок службы 6 лет, на горячую — 4-6 лет. Этот срок отсчитывается не с момента установки или запуска прибора в эксплуатацию, а с даты производства счетчика и его поверки на заводе-изготовителе.

Таким образом, ни о какой коллективной поверке да еще в сжатые сроки речи идти не может: сроки поверки счетчиков в разных квартирах могут отличаться на несколько месяцев и даже лет.

Навязать поверку никто не может, даже если у вас и правда подходит срок поверки. Именно собственник прибора учета обязан своевременно заменить/поверить счетчик, поскольку внутриквартирные сети холодного водоснабжения и канализации, а также установленные на них приборы учета являются собственностью потребителя. В связи с этим на основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя надлежащего содержания указанного имущества. И в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» приборы учета воды подлежат первичной и периодической поверке.

«Томский расчетный центр» (сбытовой агент ООО «Томскводоканал») лишь извещает о приближении сроков поверки (за три, два и один месяца до окончания) для удобства потребителей. Если вы внимательно посмотрите на свои квитанции, то увидите предупреждение следующего содержания: «Внимание! В связи с окончанием срока поверки приборов учета вам необходимо заменить (поверить) и опломбировать их до… В противном случае начисление за услуги будет производиться по нормативу».

Деньги на ветер


Главная опасность для собственников индивидуальных приборов учета, купившихся на недобросовестную рекламу, — выкидывание денег на ветер. Дело в том, что у таких коммерческих организаций может отсутствовать лицензия на предоставление услуг поверки счетчиков. Это значит, что акты поверки, которые они выдают, не будут приняты ресурсоснабжающими организациями. И это при том, что стоимость услуг у них может превышать цены в лицензированных компаниях. 

К еще большим тратам может привести дезинформирование. Например, в одной из компаний, которая навязчиво призывала поверить приборы учета, диспетчер уверенно заявила, что если документы на счетчик утеряны, он подлежит обязательной замене и ни одна организация такой счетчик не поверит. А замена прибора учета уже на порядок дороже. При этом информация откровенно лживая. Даже если вы потеряли документы, поверку пройти можно.

— Если за время эксплуатации прибора учета вы утратили паспорт на него и другие документы, ничего страшного, — поясняет Марина Чухланцева, директор ФБУ «Томский центр стандартизации, метрологии, испытаний в Томской области». — Мы посмотрим на сам прибор, его тип, год изготовления и найдем информацию о нем на общедоступном ресурсе (федеральный информационный фонд на сайте Росстандарта). Допускаются к поверке аккредитованные организации, юридические лица или ИП. Информацию об аккредитованных субъектах мы можем также получить в общедоступном информационном фонде, но уже на сайте Росаккредитации.

Например, в Томске поверкой индивидуальных приборов учета воды легально занимаются ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области», ООО «Томск Эконом Ресурс», ООО «Сибирский хозяин» и другие компании.
Что касается установки счетчика потребления воды, эту процедуру собственник может и вовсе провести самостоятельно. Нужно будет только пригласить представителей ресурсоснабжающих организаций для опломбирования.

Если срок упущен


Отсутствие счетчиков или их несвоевременная поверка наказываются санкциями. С октября 2016 года в Томске для потребителей, в чьих квартирах не установлены приборы учета воды или же приборы есть, но срок поверки вышел, при расчете платы за холодную воду начал применяться повышающий коэффициент 1,4, а с января 2017 года — 1,5.

Применение повышающего коэффициента продиктовано изменениями в федеральном законодательстве, которые вступили в силу в июле 2016 года. По задумке законодателей это должно стимулировать собственников устанавливать индивидуальные приборы учета воды. К примеру, если по нормативу житель квартиры с типичной степенью благоустройства в месяц должен оплатить за водоснабжение около 400 рублей, то применение повышающего коэффициента увеличивает эту сумму на 50 %.

Напомним, по федеральному закону № 261 «Об энергосбережении…» владельцы квартир обязаны были оснастить счетчиками свои квадратные метры еще в 2012 году. Однако до сих пор в Томске без приборов учета холодной воды живут более 20 % потребителей. Нередко жильцы таких квартир потребляют в разы больше воды, чем предполагает норматив. Тем самым собственники «бесприборных» помещений пытаются экономить на платежах. Но не стоит забывать, что сверхнормативное потребление квартир без ИПУ при введении платы за общедомовые нужды ляжет на плечи добросовестных соседей. Ведь общедомовой прибор зафиксирует весь объем воды, что был подан в многоквартирный дом.

Совет

Куда обращаться, если нужно поверить счетчики

Если возникла необходимость заменить или поверить счетчик, обратитесь в свою управляющую компанию. Именно она будет вводить новый прибор учета в эксплуатацию. Там же вам подскажут, куда можно обратиться, если УК подобные услуги не оказывает. 

Выбор организации для поверки счетчиков за собственником. Законы лишь устанавливают сроки, в которые необходимо проводить поверку. Для счетчика горячей воды — раз в 4-6 лет, для холодной — раз в 6 лет. 

Если вы хотите самостоятельно отследить сроки поверки счетчиков воды, это легко можно сделать с помощью платежного сервиса «Томского расчетного центра». В электронной версии квитанции нужно навести курсор на знак вопроса рядом с заводским номером прибора и во всплывающем окне увидите дату следующей поверки. 

Елена Реутова
Редакция "Ваши личные финансы"