Задать вопрос

От духов до «дайсона»: как 8 Марта стало коммерческим праздником

08.03.2024

Как магазины зарабатывают на 8 Марта?

История праздника началась в 1910 году, когда немецкая политическая деятельница Клара Цеткин во время второй Международной конференции социалистов предложила учредить Международный женский день. Ее поддержали больше 100 женщин из 17 стран. В России праздник впервые отметили 2 марта 1913 года. Тогда наши соотечественницы вышли на митинг. После Февральской революции 1917 года женщины получили право голоса. Сегодня необходимость борьбы за права уже забылась, а 8 Марта считают просто днем женщин и весны, в который принято дарить цветы, подарки и комплименты. А для большинства компаний он стал еще и способом заявить о себе и подзаработать.

Как менялись традиции 

Если вначале Международный женский день был посвящен протесту против неравенства мужчин и женщин, то со временем он трансформировался в день, когда было принято поздравлять советских тружениц. Это связано с тем, что многие права постепенно стали частью жизни. В СССР прекрасный пол получил избирательное право на год раньше, чем в Великобритании, и на несколько лет раньше, чем в США. Более того, чтобы коммунистки могли работать, в стране стали открываться детские сады и школы. До Великой Отечественной войны сложился обычай отмечать 8 Марта на предприятиях. В этот день в адрес работниц звучали поздравления и аплодисменты.

Клара Цеткин и Роза Люксембург, фото из «Википедии» Клара Цеткин и Роза Люксембург, фото из «Википедии»

Нерабочим днем 8 марта стало в 1965 году. Акцент праздника постепенно сместился на поздравление всех женщин. На производствах мужская часть коллектива устраивала творческие представления, дарила подарки. Все чаще подчеркивалась красота, хозяйственность и материнские качества прекрасного пола. Мужчины в этот день брали на себя все дела по хозяйству. Для советских женщин, переживших тяжелый послевоенный период восстановления страны, было особенно приятно просто побыть красивыми и целый день не работать, не готовить и не заниматься уборкой. Даже в магазин дамы в этот день старались не ходить. Самые галантные кавалеры приглашали спутниц в ресторан, но и прогулка по парку тоже считалась хорошим подарком.

Поздравительные открытки Поздравительные открытки

Уже тогда ни одно 8 Марта не обходилось без букетов. Главным символом в те годы была мимоза. Этот недорогой цветок мог приобрести каждый рабочий. Очереди в магазины цветов выстраивались за несколько дней до праздника. Продавались также тюльпаны, ландыши и розы. К букету всегда прилагалась открытка, подписанная вручную. На открытках обычно изображались цветы. В 1949 году «Почта России» издала серию почтовых марок номиналом от 20 копеек до 2 рублей, посвященных 8 Марта. Марки клеили на конверты с открытками, которые отправляли родственницам в другие города. В последующие годы выпускали и новые марки, часть из них выходили по случаю юбилеев праздника.

Какие подарки дарили на 8 Марта в СССР

Очередь в магазин, фото: m.russiainphoto.ru Очередь в магазин, фото: m.russiainphoto.ru

Самым лучшим и желанным презентом у советских женщин считалась дефицитная косметика и духи, красивый платок, ювелирные изделия, капроновые колготки и чулки. Но если не удавалось найти что-нибудь импортное или редкое, в ход шли сковородки или доступная бытовая техника. Поскольку в то время можно было купить далеко не все товары, дарили даже продуктовые наборы с деликатесами — икрой, растворимым кофе (особенно ценился индийский), конфетами «Птичье молоко», шампанским. Позже стало принято дарить фабричные торты, которые тоже по тем временам считались роскошью.

Предметом особой гордости и зависти были брендовые подарки. На первом месте в рейтинге были заграничные духи Christian Dior, Lancome, Chanel. Ценились отечественные «Красная Москва» и «Любимый букет императрицы», а также парфюм «Быть может» польского производства.

Фото: travelask.ru Фото: travelask.ru

Любимые бренды советских красавиц 

Духи «Красная Москва» 

Знаменитый парфюм и одеколон с одноименным названием производила фабрика «Новая заря». Она выпускает их и сегодня. Отличительной особенностью духов стал их состав, включающий более 60 компонентов. Существует несколько легенд о том, как были созданы духи. По одной из них, аромат придуман специально для императрицы Александры Фёдоровны к празднованию 300-летия дома Романовых. Оно состоялось в 1913 году. По официальной версии, духи создали лучшие парфюмеры фабрики «Новая заря», а их состав до сих пор хранится в тайне.

Оренбургский платок

Фото: www.culture.ru Фото: www.culture.ru

Воздушную и легкую «паутинку» из шелковой нити и козьего пуха носили на голове и шее, изящно накидывали на плечи в кино или театре, утепляли ею наряды в холодное зимнее время. Обладать таким практичным и красивым аксессуаром мечтала каждая уважающая себя дама. Оренбургский платок и сегодня является одним из символов России, как матрешка или хохлома. В Оренбургской области его вязанием занимаются более 300 лет. Промышленное производство платков началось в 1945 году с артели кустарей, которая постепенно переросла в фабрику. В 1857 году платок был впервые представлен на международной ярмарке в Париже, после чего обрел мировую известность. 

Конфеты «Птичье молоко»

Анна Чулкова, фото: kulturologia.ru Анна Чулкова, фото: kulturologia.ru

Первой их начала выпускать польская кондитерская фабрика E.Wedel по рецепту владельца Яна Веделя в 1939 году. В Союзе производство появилось в 1967 году после визита министра пищевой промышленности В. П. Зотова в Чехословакию. Вернувшись из командировки, он собрал советских кондитеров в Москве и дал им задание — воспроизвести рецепт конфет. Первой справилась технолог из Владивостока Анна Чулкова. После этого на Владивостокской кондитерской фабрике запустили свое производство «Птичьего молока». В 1968 году экспериментальные партии сделал и московский «Рот Фронт», но из-за сложной рецептуры министерство пищевой промышленности их не утвердило. Добавим, что современное название владивостокских конфет — «Приморские». Их отличительная особенность — натуральный агар-агар в составе.

Сколько россияне тратят на подарки к 8 Марта сегодня

В современной России праздник все больше приобретает коммерческий характер. Накануне 8 Марта компании придумывают рекламные акции, предлагают скидки и в большом количестве завозят самые востребованные товары, стремясь заработать на подарочном ажиотаже.

По данным исследования Superjob, в прошлом году средний бюджет на покупку букета к 8 Марта составлял 3 000 рублей. Выручка цветочных магазинов одной только Москвы без учета оптовых баз составила 413 млн рублей. Это в 13 раз больше среднесуточного оборота в обычный день. Прибыль ювелиров увеличилась накануне праздника как минимум в три раза. Выросли продажи и в магазинах косметики и парфюмерии. В супермаркетах было совершено в 2,5 раза больше покупок, а оборот кондитерских изделий вырос на 17 %. 

По мнению аналитиков, в этом году средний чек на подарки к 8 Марта увеличится на 15—20 % по сравнению с прошлым годом. По данным маркетплейса OZON, около 40 % покупателей готовы потратить на подарки до 3 000 рублей, 26 % планируют выложить от 3 000 до 5 000 рублей, а 21 % собираются потратить от 5 000 до 10 000 рублей.

Какие подарки предпочитают в современной России 

По словам продавцов бытовой техники, современные мужчины чаще всего дарят своим дамам фены и стайлеры, аромадиффузоры, а также беспроводные наушники, смартфоны и различные аксессуары. Покупают и другую технику, но гораздо реже.

По-прежнему актуальны зарубежные бренды, в том числе духи и любая техника с эмблемой надкушенного яблока.

За два месяца до праздника на AliExpress выросли продажи товаров для массажа лица, шеи, спины и плеч, аромадиффузоров и увлажнителей воздуха. Из техники и электроники стали чаще заказывать фитнес-браслеты, смарт-часы и кольца с измерением температуры, умные bluetooth-колонки, беспроводные наушники с зарядным боксом и автомобильные мини-аудиосистемы со диодной подсветкой. Также в феврале было много заказов на ароматические свечи, декоративные вазы, засушенные цветы и шкатулки для хранения украшений. Как и раньше, перед 8 Марта увеличивается спрос на конфеты и сладости.

Да, у современных мужчин больше возможностей порадовать своих женщин, но сами представительницы прекрасного пола по-прежнему любят духи, украшения, технические новинки. И особенно все то, что трудно достать. И кто знает, может, дело вовсе и не в подарках, а в небольшом подвиге, которого женщина от мужчины ждет в любые времена.

Теги:
Юлия Кривокрасова
Редакция «Ваши личные финансы»