Задать вопрос

Нейминг, логотипы и айдентика: как зарабатывают на дизайне

02.04.2020

Студия «Дизайн-оркестр» работает на довольно узкий сегмент рынка — специализируется на визуале и нейминге для заведений томского общепита. Здесь придумывают названия, рисуют логотипы, проектируют фирменные стили, навигацию, меню для новых кофеен, баров и ресторанов.

Дизайн работает. Это понимает поколение молодых рестораторов, поэтому зачастую начинает бизнес с визуала своей компании. Арт-директор студии «Дизайн-оркестр» Павел Богданов рассказал, сколько стоит заказать фирменный стиль и название у профессиональных дизайнеров, почему важно нишеваться и какие скиллы увеличивают стоимость дизайнерского часа.

Фото: Вероника Белецкая Фото: Вероника Белецкая
Досье — Павел Богданов, 36 лет:
Учился на эколога, но потом перевелся на отделение дизайна журфака ТГУ. Первый дизайнерский опыт начался с оформления постеров и афиш.

В 2007 году оформил томский рок-фестиваль Muz-online и стал параллельно заниматься разработкой фирменных стилей. В 2011-м началось сотрудничество с Леной Трофимовой, с которой в 2016 году Павел основал студию «Дизайн-оркестр».  

Студия «Дизайн-оркестр» работает на довольно узкий сегмент рынка — специализируется на визуале и нейминге для заведений томского общепита. Здесь придумывают названия, рисуют логотипы, проектируют фирменные стили, навигацию, меню для новых кофеен, баров и ресторанов.

Ребята поработали над брендингом таких мест в Томске, как «Мама, я дома», «Medium, please», «Иtaly», «Багет-омлет», «Птичка» и многих других.

— Мы делаем айдентику, рекламные кампании, продумываем навигацию, занимаемся оформлением мероприятий, бывает так, что помогаем продумывать общую концепцию заведения. В последнее время некоторые рестораторы стали приходить со специфическими задачами: «Паш, придумай нам название блюда». С каждым годом спектр услуг расширяется.

Когда студия — альтернатива фрилансу


Костяк студии — два человека: Паша Богданов и Лена Трофимова (героиня материала «Теплое» семейное дело» — прим. ред.). Еще 4-5 человек они привлекают для аутсорсинга: шрифтовиков, иллюстраторов, дизайнеров.

— У нас дизайн-коворкинг — модель в чем-то даже уникальная. Мы придумали ее, чтобы минимизировать расходы на начальном этапе, в том числе на аренду. Сняли помещение побольше и взяли еще людей из разных сфер дизайна.

Сейчас с нами в офисе работают три архитектора и иллюстратор. У них свои проекты, заказчики, свои ИП, у нас свои — просто работаем в одном пространстве. В плане ценностей мы сходимся, по направлениям работы особо не пересекаемся.

При этом у нас есть возможность делать совместные проекты. Например, мы можем «упаковать» ресторан под ключ, когда вместе с коллегами-архитекторами придумываем концепцию интерьера и внедряем наработки по фирменному стилю в дизайн помещения.

Работа дизайнера часто вообще не требует офисного пространства. Сейчас многие работают удаленно — из дома или уезжают на рабочие «зимовки» к морю. Павел же говорит, что ему это не подходит.

— Работать дома или где-то на Бали — это, наверное, не мое. Сколько раз ни пробовал работать в отпуске — не получается. В этих поездках стоит отключать голову и впитывать то, что видишь вокруг. Это разгружает мозг и расширяет твой кругозор ощущений (визуальных, гастрономических, этнографических).

К тому же мне в принципе не близка эстетика подобного фриланса. Мне интересно рабочее место там, где движняк, запах утреннего кофе, где близкие по духу люди, где ты чувствуешь сопричастность к проекту. Это мои внутренние психологические мотивы. И чем глубже твоя вовлеченность в проект, тем выше результат работы. И это, кстати, одна из причин, почему мы работаем на томский рынок.

Расходы и доходы


— Когда мы начинали свое дело, у нас не было каких-то суперсбережений. Какие-то минимальные накопления. Благодаря коворкингу было 6 собственников, мы скинулись, чтобы заплатить аренду и покрасить офис. Техника и мебель уже была.

Грубо говоря, перенесли свои рабочие места из других локаций — из дома, прежних офисов. Открыли ИП, заказали два стола по собственным эскизам. Мне это обошлось примерно в 30 тысяч рублей. Стоимость студийной работы — 1 500 рублей в час.

Это относится к проектам с техническим дизайном, которые считаются по времени. Например, большинство заведений общепита, которым мы разработали стиль, остаются у нас на поддержке. А есть сдельные задачи (как разработка логотипа или фирменного стиля), у них четкий прайс.

Например, минимальный пакет фирменного стиля для ресторана стоит 100 тысяч рублей и по времени занимает около месяца. Из этого 50 тысяч — логотип и 50 тысяч — стиль. Названия мы начали продавать относительно недавно. Я начал с 10 тысяч. Просто чтобы попробовать, проверить свои силы. Вижу: толк есть — поставил цену 20 тысяч. Но посчитав трудозатраты в часах, изучив рынок, посмотрев, что делают компании-конкуренты, понимаю, что ценник можно поднимать еще.

Как и у любого проектного бизнеса, заработок «Дизайн-оркестра» варьируется в зависимости от загруженности и сложности проектов. Нормальная зарплата дизайнера, который работает по найму в Томске, — 40-50 тысяч рублей. Как считает Павел Богданов, заработок дизайнера напрямую зависит от таланта, технических навыков и умения брать на себя ответственность.

— Иногда не жалко платить и больше, если человек будет работать качественно и в срок, но сейчас очень много таких, которые мало что умеют, а денежные амбиции при этом у них большие. Мне сложно говорить о деньгах, потому что я не умею их считать, не веду никакую статистику выполненных за месяц или год работ.

Могу сказать только, что сейчас параллельно у меня 8 крупных проектов. Так вышло, что я до сих пор не осознал ценность денег. Мне интересно иметь свое дело, искать интересные решения, закрывать свои творческие амбиции. Безусловно, для меня дизайн — это процесс. Хотя я стал потихоньку наблюдать за результатом клиентов.

Мне хватает денег, чтобы съездить отдохнуть, также у меня есть несколько увлечений — хватает и на это. Я, как ярко выраженный гедонист, наслаждаюсь жизнью.

Некоторые из работ студии «Дизайн-оркестр». Фото из личного архива героя Некоторые из работ студии «Дизайн-оркестр». Фото из личного архива героя

Нормально делай — клиенты будут


Недостатка в проектах дизайн-студия не испытывает, даже не имея рекламного менеджера и не запуская таргет, говорит Павел. Имидж работает сам за себя. Клиенты приходят из инстаграма, из «ВКонтакте». Но в первую очередь — благодаря сарафанному радио.

— Когда есть спрос на услугу и ты научился неплохо справляться с задачей, все может и само собой работать. Хотя продвижением студии все же занимаюсь. Но не напрямую, а опосредованно, главным образом — через участие в культурных проектах Томска.

Большинство из них ребята делают бесплатно. Мы этими проектами занимаемся для удовольствия. Это всегда поле для экспериментов. Тут можно обкатать новые подходы, техники. Культурная среда более гибкая для нового.

Качество от количества

— Сейчас рынок дизайн-услуг очень конкурентный, и это еще не конец, так как профессия дизайнера на пике спроса, — считает Павел Богданов. — Поэтому появляется множество дизайнеров и студий-однодневок, которые оказывают некачественные услуги. С другой стороны, в ситуации этого массового ажиотажа появляется все больше хороших специалистов и студий. Если сравнивать рынок дизайна с тем, который был лет 10-15 назад, то это небо и земля.

Через 5-10 лет профессия дизайнера сильно поменяется. Многие вещи давно уже шаблонизируются. Дизайнер ближайшего будущего — это инженер эмоций и ситуаций с широким спектром инструментария.

Мы видим свои перспективы в углублении в маркетинг, аналитику. Мы уже давно консультируем бизнес, общепит в плане позиционирования, помогаем найти свою нишу. Это тоже часть дизайна и отдельная компетенция, которую мы можем продавать.

Где учиться дизайну?


— В дизайне я классический самоучка, — признается Павел. — Учился в ТГУ на эколога 2,5 года, потом перевелся на журфак и там проучился еще 1,5 года. На журфак формально шел учиться на дизайн, но никакого дизайна тогда на ФЖ не было — были отдельные островки дизайнерского счастья: фотожурналистика и пара преподавателей-практиков. Что хорошего у меня оттуда, так это знакомства — и с преподавателями, и с однокурсниками.

Сейчас факультет журналистики — единственное место в Томске, где можно учиться дизайну. Там классные изменения произошли, но там уклон в медиа, никто не даст основ по иллюстрации, например. Универсальному графическому дизайну у нас негде учиться.

Есть Институт культуры и искусств, где тоже дела стали улучшаться, но у них больше теоретический уклон, хороших выпускников-практиков оттуда я пока не вижу. Да, они молодцы, привозят клевых специалистов, делают выставки, но это несистемные вещи, не связанные с практикой. Нет классной базовой практики — это самый большой минус. Альтернатива — Москва, Британская школа дизайна, плюс появилось много крутых курсов.

Екатерина Кондрашова
Редакция "Ваши личные финансы"