Типичный вопрос владельцев токенов — «Когда мы получим прибыль?» Еще можно спрашивать разработчиков: «Когда ламбо?» — «Когда мы купим Lamborghini?» О том, что такое ICO, токены и чего необходимо опасаться начинающим инвесторам в криптовалюты.
ICO (Initial Coin Offering, англ. — первичное размещение монет) — это форма привлечения инвестиций в криптовалюте, подразумевающая, что какая-либо команда выпускает фиксированное количество собственных монет (токенов) и продает их инвесторам за криптоденьги.
Таким образом участники ICO финансируют развитие компании или выпуск какого-то продукта, чтобы получить выгоду в будущем. По принципу работы ICO похоже на краудфандинг. Только ICO работает в совершенно нерегулируемом с правовой точки зрения секторе — законов нет никаких.
Запускаются ICO под самые разные проекты: как под высокотехнологичные разработки типа защищенного от хакерских атак интернета, так и под идеи в сфере сельского хозяйства или личного развития.
Суровая статистика
Эксперты финансового рынка прогнозируют: до 95 % проведенных в 2017 году ICO окажутся провальными. Частично статистика прошлого года уже это подтверждает: по данным сайта bitcoin.com, из 902 проведенных размещений 142 не смогли собрать средства, 276 обанкротились, а 113 находятся на пороге банкротства. Данные по остальным ICO будут позже, ведь многие из них запустились только во второй половине года.
Для сравнения: в венчурных инвестициях тоже 80-90 % проектов разбиваются о реальность и не выживают. Разница лишь в том, что деньги вложившихся в ICO в России не защищены ничем и никем: процедура проведения не прописана, правовая ответственность за потерю денег клиентов — тоже. Еще одно отличие в том, что проекты, вышедшие на ICO, держатся только на одном слове разработчиков, и слово это не всегда честное.
— Мы отслеживаем все кейсы, связанные с откровенным обманом, по нашему убеждению, большая часть ICO-проектов — это мошенничество, — говорит Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров.
— Организаторы ICO в большинстве случаев не собираются выпускать никакой продукт, а хотят просто собрать деньги, пользуясь отсутствием правового регулирования, развести руками — «что-то не получилось» — или просто «раствориться в небытии». Но это связано не с тем, что ICO как инструмент привлечения денег — плохой, а с отсутствием правового регулирования и некритичным подходом инвесторов, который проистекает из «всеобщего убеждения», что криптореальность — это источник супердоходов.
Как работает ICO
Механизм запуска ICO кажется несложным, но нюансов много, да и сама сфера развивается и меняется стремительно. Сначала команда предлагает идею или проект, под который планирует собирать деньги. Затем на специальной платформе регистрирует ее, заполняя два важных документа: «дорожную карту» (road map), в которой прописываются все знаковые точки развития, и white paper («белая книга»), где указаны финансовые моменты — предполагаемая стоимость монет, наличие у проекта фиатных (реальных) денег и прочее. Строгих правил заполнения этих документов нет, их основная задача — привлечь клиентов, поэтому там расписываются все достоинства проекта. Иногда прямо в white paper авторы проекта прописывают, что ничего не обещают вкладчикам и за свои деньги несут ответственность только их хозяева.
Когда ICO запущено, выпускаются токены — собственные монеты компании. Теперь любой инвестор, у которого есть кошелек с криптовалютой, может купить токены. Дальше токены компании выходят на общедоступные криптовалютные биржи, где их можно продать, дождавшись повышения цены, — это называется «сделать иксы». Второй вариант развития событий — ждать, когда же компания выполнит свои обязательства и вы как инвестор получите свои бонусы.
Купить токены с каждым днем становится все проще: новые технические решения позволяют без специальных знаний завести кошелек, купить «крипту» и вложить ее в будущее какой-нибудь компании с заманчивыми обещаниями. Для компании запустить ICO тоже несложно, была бы идея, под которую люди готовы инвестировать. Но именно эта легкость и привлекает мошенников, которые изначально не планируют ничего создавать, зато вкладываются в работу маркетологов и пиарщиков, чтобы те красиво представили проект инвесторам.
Одну такую «пустышку» уже поймали: вкладчик компании Bananacoin обвинил организаторов в предоставлении недостоверной информации. Призывая вкладываться в развитие банановых плантаций в Лаосе, организаторы использовали фото чужих полей, а еще указали в white paper чужие регистрационные данные. Но дело на них не заведено.
Можно ли выбрать достойный ICO-проект
Тем не менее, желающих вложиться в ICO немало. Людей привлекает обещание высоких доходов, а подогревает все это быстрый рост курса криптовалюты за последние пять лет. В погоне за выгодой и снижается бдительность: вкладчики закрывают глаза на то, что реального продукта у компании пока нет.
Непрофессиональному инвестору (а таких в этой сфере большинство, ведь вход на рынок очень простой) практически нереально определить, насколько перспективно ICO.
Но базовые правила финансовой безопасности действуют и здесь:
- за ICO должна стоять не только красивая идея, но и прототип или конкретная разработка;
- в команде работают профессионалы, за плечами которых есть уже реализованные проекты в их сфере;
- разработчики четко прописали свои планы и ведут диалог с вкладчиками.
Но даже при соблюдении этих условий результата никто не гарантирует, вы ведь помните статистику?
В том числе чтобы защитить права ICO-инвесторов, Минфин РФ и Банк России подготовили законопроект «О цифровых финансовых активах», где прописано и регулирование ICO. 20 марта проект закона был внесен в Госдуму. Согласно документу, если токены приобретает неквалифицированный инвестор, то решение по ограничению суммы покупки будет принимать Центробанк, чтобы защитить людей.
Президент РФ Владимир Путин поручил принять законопроект до 1 июля 2018 года. Для этого правительство и ЦБ должны описать в законодательстве статус криптовалют, технологии распределенных реестров (блокчейн), а также токена и смарт-контракта.
Личный опыт
Илья Иванов в 2017 году занимался организацией ICO для высокотехнологичного проекта как маркетолог. Сейчас проект развивается более-менее в рамках своей «дорожной карты», но до реального выхода программы на рынок еще далеко.
«История любого стартапа — это небыстрая история, особенно если это высокотехнологичная сфера, в которой мало специалистов и сейчас все только налаживается. Силы мы, честно говоря, не рассчитали, не все учли, для всех нас это был первый опыт ICO. ICO — сфера новая, быстро развивающаяся, сейчас все больше проектов выходит на рынок, и, например, биржи стали заламывать цены за листинг одного проекта (внесение в базу) — вплоть до нескольких миллионов долларов.
На момент выхода на ICO у нас был прототип программы и профессиональная команда, и в этом плане мы выгодно отличались, ведь часто на ICO выходят только с одной идеей.
Бизнес-модель нашей команды была не в том, чтобы выйти на биржу и «сделать иксы». Но вкладчики у нас разные. Есть те, которые хотели на хайпе словить выгоду: через месяц-два дождаться выхода на биржу и распродать токены. Такие вкладчики сейчас нами недовольны, что все долго тянется. Но другие вкладчики понимают, что наша бизнес-модель подразумевает под собой инвестиции — это как акция. То есть выгоду можно ждать лишь после того, как наша программа выйдет в свет и начнет работать.
На мой взгляд, ICO — это механизм, который дал свободу творчества разработчикам и позволил без лишней бюрократии получить деньги на развитие проекта. Но ему, конечно, нужно правовое регулирование.
А вкладчикам надо понимать, что даже на хорошем проекте не всегда получится заработать. Вы могли купить токены по одной цене, но условия рынка криптовалюты сложатся так, что выгоды никакой. Нюансов здесь больше чем достаточно, и просто так, с набега, даже профессионалы могут потерять деньги».
Словарик
Краудфандинг (от англ. crowd — толпа, funding — финансирование) — вид коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах. Цель краудфандинга — реализация некой идеи или проекта, создание какого-то продукта или же просто сбор средств для помощи нуждающимся. Взносы собираются через специальную интернет-площадку — краудфандинговую платформу. При этом спонсоры не получают в итоге ни часть прибыли, ни долю в реализованном бизнесе. В качестве бонуса им предлагается право первыми приобрести продукт, созданный на собранные средства, или, например, скидка на него.