Задать вопрос

Мошенники на удаленке: как томичи дистанционно теряют свои деньги

17.07.2020

Как чаще всего действуют злоумышленники, кто становится их жертвами и почему некоторые томичи сами «хотят» быть обманутыми.

В январе в УМВД по Томской области сформировали отдел по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Здесь расследуют дела, связанные с потерей денег через подставные сайты, ссылки на сторонние ресурсы, программы удаленного доступа, получение секретных кодов из СМС и прочее. Мы побеседовали с руководителем отдела Григорием Бухаровым и узнали, как чаще всего действуют злоумышленники, кто становится их жертвами и почему некоторые томичи сами «хотят» быть обманутыми.

— Расскажите, почему появилась необходимость создать целый отдел, который занимается именно дистанционными кражами денег, и как быстро удается раскрыть эти дела?

— Создание отдела было обусловлено резким всплеском преступности в этой сфере. С января каждый день к нам поступают пять-семь заявлений, это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сотрудники отдела проводят полный цикл мероприятий: принимают заявления, занимаются следственно-розыскными действиями, задерживают злоумышленников и передают дела в суд. По горячим следам за пару месяцев удается раскрыть примерно 30 % преступлений. Чаще всего это кражи с банковских карт.

Расследование других дел может затянуться на полгода, потому что преступники умело маскируются: используют серверы других государств, подмену номеров. Чтобы проследить всю цепочку, требуется направить официальные запросы в банковские структуры, операторам сотовой связи, провайдерам. Сегодня Томская область занимает шестое место среди регионов Сибирского федерального округа по количеству заявлений по фактам подобных правонарушений.

— Какие суммы теряют жители области из-за мошенников и удается ли вернуть эти средства?

— Суммы совершенно разные — от 200 рублей до 2 миллионов. Удастся ли вернуть деньги, зависит от злоумышленника. Это уже гражданский иск, и возмещение ущерба происходит либо добровольно, либо средства будет взыскивать государство. Кто-то соглашается вернуть деньги полностью или частично, потому что это будет учтено как смягчающее обстоятельство в суде.

— Какими преступными схемами чаще всего пользуются злоумышленники на территории нашего региона?


— Преступления делятся на две категории: кражи с банковского счета и мошенничества. Когда вам звонят, представляются сотрудником банка и говорят, что в данную минуту у вас происходит незаконное списание средств, это кража. Для отмены операции просят срочно передать личные данные, номер карты, код доступа из СМС или установить программу удаленного доступа типа TeamViewer. Получив данные, злоумышленник подключается к банковскому продукту потерпевшего — происходит списание средств. Либо они звонят и говорят, что у вас по карте проходит подозрительная операция, нужно срочно снять деньги и перевести их на безопасный счет, которым является счет жулика, или по номеру сотового телефона.

Также у нас распространено мошенничество при онлайн-покупках на площадках «Авито» и «Юла». Мошенники звонят, якобы желая приобрести вещи, и предлагают совершить сделку по посторонним ссылкам. Отправляют через СМС или сообщением в любых мессенджерах свои ссылки. Люди выходят за грань торговой площадки, вводят номера карт и остаются без денег.

Либо мошенники распространяют объявления о продаже несуществующих товаров — от каких-то мелочей до телевизоров. Сейчас много объявлений о продаже щенков шпицев якобы из питомников Москвы и Санкт-Петербурга по цене от 50 тысяч рублей за одного. Люди переводят деньги, но ничего не получают, а тем временем объявления из интернета удаляются.

— Случалось, что потерпевшие переводили мошенникам не только свои деньги, но и заемные?

— Такие случаи тоже есть. Человеку звонят и говорят, что на него оформлен кредит. Чтобы его закрыть, нужно оформить новый, перевести деньги — и все будет отлично. Человек берет на себя кредит, не осознавая, на что. В данном случае мы видим факт финансовой безграмотности. Либо злоумышленники получают удаленный доступ к личному кабинету клиента, оформляют кредит онлайн и выводят деньги. Так мошенники могут незаконно получить до нескольких сотен тысяч рублей. Чем доступнее кредиты для физических лиц, тем проще действовать злоумышленникам.

— Может ли потерпевший потом доказать банку, что он стал жертвой мошенников, и не выплачивать кредит?


— Ему все равно придется выплачивать этот кредит. Человек сам его получил, подтвердил свои персональные данные, ввел все, что нужно. Как он потом им распорядился, банк уже не интересует.

— Кто чаще всего становится жертвами злоумышленников?

— Сейчас все грани стерлись. Когда раньше были звонки по сценарию «Мама/папа, я попал в беду», обычно страдали пенсионеры как самый незащищенный слой населения. Сейчас жертвами становятся все — от студентов до пенсионеров, независимо от уровня дохода и образования.

Преступники бывают крайне убедительными. Если вы сразу положили трубку, никто не будет вам названивать. Но если диалог состоится, то злоумышленники будут держать человека в постоянном напряжении. Если они представляются сотрудниками банка, то давят на страх потерять деньги. На эту уловку попадаются даже люди, которые сами работают в банковской сфере, или директора фирм, которые должны понимать, как устроены транзакции, что происходит, когда переводятся средства.

Вторая категория, страдающая от подобных схем, — люди, которые не знают, как устроена работа банковской системы изнутри. Поэтому мы постоянно рассказываем, сотрудники банка напоминают, что никогда вам не будут звонить из службы безопасности на сотовый телефон с непонятного номера, никогда не будут просить сообщить ваши персональные данные, номер карты или секретный код. В каждом СМС-оповещении всегда написано «никому не сообщайте…». Но почему-то люди думают, что мошенники могут обмануть кого угодно, только не их, и уверены, что им звонит именно сотрудник банка.

Один такой случай произошел с мужчиной средних лет, с которым мошенники держали связь по телефону в течение пяти часов. Казалось бы, за столь продолжительное время любой поймет, что его обманывают, но увы. Человеку говорят: «Вам надо идти в банк и через банкомат внести деньги. Только там ходят девушки, представляются консультантами — это мошенницы, вы им не верьте». При этом сотрудники банка видят, что человек возле банкомата ведет себя подозрительно, волнуется, по телефону говорит постоянно.

Работники уже знают, что человека, возможно, кто-то сейчас обманывает. К нему подходят, интересуются, все ли в порядке, не требуют ли от него неизвестные люди перевести деньги. Человек начинает вести себя неадекватно и говорит: «Вы все мошенники, отойдите от меня». До такой степени его обработали. Конечно, когда деньги пропали со счетов, он понял, что произошло, и обратился в полицию.

— На чем еще злоумышленники играют помимо страха потерять деньги, как манипулируют гражданами?

— Как ни странно, это жажда выгоды. Например, покупка несуществующей электроники и бытовой техники с большой скидкой на незнакомых сайтах, сделки под видом трейдинга или получение «компенсации». Так, один мужчина три раза подряд перевел деньги злоумышленникам, предлагавшим заработать на трейдинге. Каждый раз это были суммы около миллиона рублей. Даже когда он потерял деньги во второй раз, мошенники убедили его в том, что смогут отыграть на бирже потерянные средства и заработать проценты. Только после третьей неудачи мужчина обратился в полицию.

Был потерпевший, которому предложили компенсацию в 500 тысяч рублей. Человек общался с мошенниками несколько дней, каждый раз ему сообщали, что он должен перевести средства для оформления страховки, внести платеж за инкассацию, что машина уже на границе с Новосибирской областью едет с деньгами и надо успеть заплатить. Интересно, что человек даже не поинтересовался, за что ему положена компенсация, если он не проходил потерпевшим или пострадавшим по какому-то делу.

— Что нужно делать человеку, который понял, что стал жертвой мошенников?

— Если деньги еще не успели списать, позвонить по официальному номеру телефона в банк, отменить операцию или заблокировать карту. Если средства уже списали, незамедлительно обратиться в полицию.

— Многие думают, что подобными мошенничествами занимаются люди, которые сидят в тюрьме. Так ли это?

— Это абсолютно разные люди: кто-то с криминальным прошлым, кто-то нет. Есть и те, кто в настоящий момент находится в заключении. В основном они звонят в какую-нибудь гостиницу или автомойку и говорят: «Я директор, сколько там выручки за сегодня? Сейчас человек подъедет, отдай ему деньги». И это работает. В Томске такие случаи тоже были. Еще они любят представляться сотрудниками прокуратуры или ГИБДД.

— Мошенники всегда действуют в группе?

— Не всегда. Недавно мы задержали в Омске женщину, которая действовала одна, она звонила людям и представлялась сотрудницей банка. Была задержана группа лиц, действовавшая на территории Екатеринбурга. Они использовали поддельный сайт с большим количеством объявлений аренды недвижимости в Томске. Сайт даже визуально напоминал популярный сервис ЦИАН. Мошенники брали с людей предоплату, но никакого жилья по факту не было. В уголовное дело было объединено порядка 70 эпизодов, материалы уже переданы в суд.

— Какое наказание может грозить мошенникам?

— От пяти лет лишения свободы. Это дифференцированный показатель. Все зависит от тяжести преступления: какие суммы были похищены, действовал человек один или это была группа лиц, был это разовый случай или серия преступлений, готовы ли преступники идти на сотрудничество со следствием, согласны ли вернуть деньги.

— Как ваш отдел борется с подобными преступлениями в Томской области?

— Самое главное — это профилактика. Людям постоянно нужно напоминать, что не стоит сообщать свои персональные данные всем подряд, что нужно покупать товары только на проверенных площадках в интернете, а если в соцсети пришло сообщение от друга, что его родственнику нужна помощь, позвонить ему и уточнить, не взломали ли его страницу. Важную роль в этом играет повышение финансовой грамотности населения.

Мы также ведем работу с банками, вносим предложения по ужесточению проверки онлайн-операций, «заморозке» платежей. Все это банки рассматривают и, возможно, в дальнейшем будут внедрять в свою систему.

Как не стать жертвой мошенников:

  1. Если вам звонят, представляются сотрудниками банка и сообщают, что с вашей картой или средствами что-то не так, положите трубку. Сами перезвоните на горячую линию финансовой организации и объясните ситуацию. Так вы будете уверены, что говорите с реальным сотрудником банка.
  2. Не передавайте посторонним людям свои паспортные данные, ПИН-код и секретный код от банковской карты.
  3. Не спешите принимать решение, даже если вас торопят, наседают. Советуйтесь с близкими и знакомыми, прежде чем что-то купить, оформить какой-то банковский продукт или вложить куда-то деньги.
  4. Не доверяйте незнакомцам, относитесь к «доброжелателям» со здоровым скептицизмом. Всегда перепроверяйте информацию, которую вам сообщают.
  5. Не открывайте дверь и ничего не покупайте у продавцов, ходящих по квартирам.
  6. Не переходите по подозрительным ссылкам в СМС-сообщениях и электронной почте.
  7. Не реагируйте на сообщения о выигрыше денег, призов и прочего, если вы не принимали участие ни в каких лотереях и розыгрышах.
Теги:
Валентина Бейкова
Редакция "Ваши личные финансы"