Мошенничество в России бьет все рекорды. По данным МВД, за 11 месяцев 2021 года телефонные жулики украли со счетов населения 45 млрд рублей. Если прибавить к этому взлет инфляции и растущую закредитованность граждан, картина выходит совсем печальной.
В Томской области за год проблема с мошенничеством и долгами жителей по кредитам ухудшилась. Об этом говорили на круглом столе в региональном отделении ОНФ, который Народный фронт провел вместе с проектом «Ваши личные финансы». В круглом столе принял участие заместитель губернатора Томской области Александр Феденев, представители УМВД, УФАС, прокуратуры, банков.
Мошенники наседают
Начали с самого больного — телефонного мошенничества. Статистику представил замначальника отдела по противодействию преступлениям, совершенным с использованием IT-технологий, уголовного розыска областного УМВД Сергей Изосимов.
По его словам, за 2021 год в регионе зафиксировано 4 464 преступления, совершенных с использованием IT-технологий. Из них свыше 3,2 тыс. — это дистанционные мошенничества и кражи с банковских карт. И если последних стало меньше на 30% по сравнению с 2020 годом, то число первых выросло на 19%. При этом раскрываемость невысока — лишь 31,9%.
Ущерб от действий финансовых мошенников вырос почти в 2,5 раза — до 494 млн рублей (в 2020-м — 200 млн). Сюда входят и банковские кредиты, которые люди оформили на себя под влиянием злоумышленников.
В ведомстве отмечают: томичи начинают привыкать к телефонному мошенничеству в формате, когда им якобы звонит «сотрудник банка». Поэтому жулики используют новые схемы.
— Граждане уже понимают, что никаких данных по телефону сообщать нельзя. Поэтому появилась схема, когда после звонка из «банка» может поступить звонок от «правоохранительных органов». Для людей это новый способ. Они теряются и совершают финансовые операции по телефону, — отметил глава пресс-службы регионального УМВД Андрей Андреев.
Банки печальную статистику подтверждают: масштаб бедствия огромный. По словам управляющего томским отделением Сбербанка Игоря Чепенькова, клиентам по всей стране в 2021 году поступало до 10 тыс. мошеннических звонков ежедневно. Для борьбы с жуликами банк запустил бесплатный определитель входящих номеров, который можно подключить в мобильном приложении. Там же можно пожаловаться на конкретный номер, с которого звонили злоумышленники (раздел «Сообщить о мошеннике»).
Еще один механизм защиты клиентов — антифрод-система: она отслеживает мошеннический звонок, и банк реагирует еще до того, как клиент успевает перевести деньги преступнику.
Срабатывает она и на подозрительные операции. К примеру, пенсионер всегда снимал деньги в своем городе, но внезапно операция проходит в другом регионе. Или владелец карты никогда не переводил с нее большие суммы, а тут транзакция сразу на 300 тыс рублей. Такие операции блокируются банком, а клиенту высылается СМС с номера 900 просьбой связаться с колл-центром для подтверждения действий.
По словам Чепенькова, с мая в пилотном режиме заработает новшество для подтверждения перевода близкого человека. Создано оно в первую очередь для защиты старшего поколения. Как правило, у них есть накопления, которые являются лакомым куском для мошенников.
— Нужно будет указывать номер телефона, к которому привязана карта пожилых родителей. И если они делают перевод, он пройдет только после вашего подтверждения.
Несмотря на предупреждение о том, что нельзя сообщать код из СМС от банка, людей это не останавливает, сетует исполнительный директор Газпромбанка Алексей Алексеенко.
Некоторые клиенты, неоднократно получая такую СМС с предупреждением, в несколько приемов перечисляют деньги мошенникам. При этом растет число случаев, когда люди теряют не только свои, но и заемные средства: под влиянием жуликов человек идет в банк и оформляет кредит, а порой и не один, которые потом переводит злоумышленникам. Те же по телефону «ведут» человека буквально от дома до банка и назад.
— Недавно был случай: в течение месяца человеку звонили мошенники, он трижды оформлял большие кредиты и все деньги отдавал мошенникам. Потом сам не мог объяснить, как так вышло, — говорит Алексеенко.
И снова КПК
Тема банкротства кредитных потребительских кооперативов в регионе громко звучала последние два года. Самой нашумевшей стала ситуация с «Первым Томским»: пострадавших больше 500, ущерб на полмиллиарда рублей.
На сегодня большинство кооперативов, баннеры которые несколько лет висели по всему городу, обанкротились, оставив пайщиков без денег. Сейчас в отношении них возбуждены уголовные дела: помимо «Первого Томского», это «Уран», «Традиция», «Зенит», «Семейные традиции», «Медфарм», «Надежный союз» и «Росинвест».
Руководитель проекта «Ваши личные финансы» Михаил Сергейчик сообщил, что в Томской области только от действий КПК пострадало 5 тыс. человек. Ущерб составил около 6 млрд рублей. 70% пострадавших — это пенсионеры. В помощь жертвам кооперативов в рамках программы повышения финансовой грамотности Томской области открыли антикризисный центр с бесплатной юридической помощью. За год с лишним через него прошли 700 человек.
Сейчас полиция расследует восемь уголовных дел в отношении КПК, заявил начальник отдела по борьбе с налоговыми преступлениями и защиты бюджетных средств томского УМВД Александр Горбачев. Проблема таких дел, по его словам, кроется в несовершенстве закона: пока нет потерпевших, проверку не проводят.
— Даже если поступает сигнал, что какой-то кооператив неблагонадежный, мы сделать ничего не можем. Потому что позиция прокуратуры и следственных органов — должны быть потерпевшие. В Уголовный кодекс не так давно ввели статью 172.2 «Незаконная деятельность по привлечению денежных средств», как раз для борьбы с финансовыми пирамидами. Но практика показывает, что она не особо рабочая — должны быть потерпевшие. В итоге мы теряем драгоценное время.
Подобные организации зарегистрированы на подставных лиц, нередко маргиналов, а реальные руководители остаются безнаказанными. Когда КПК банкротится, изымать в счет погашения долга уже нечего, говорит начальник отдела документальных исследований УЭБиПК Надия Набеева. Особенно сложно обстоит дело, если головная организация находится не в Томске.
— Бухгалтерской отчетности и договоров с пайщиками в офисе нет, там обычно сидят девочки, которые ведут реестр клиентов. Принимают только наличные. При этом в кассе числится значительный остаток средств, то есть ущерба будто бы нет — формально у кооператива есть возможность вернуть вклады пайщикам. Пока не приезжает представитель из головного офиса и не забирает все деньги. Поэтому пока нет потерпевших, мы не можем ничего сделать.
Чтобы разорвать порочный круг, ведомство готовится выйти с инициативой об изменении определения кредитного потребительского кооператива.
— Сегодня в нем не заложено то, что пайщик обязан участвовать в организации КПК и следить за его работой. А не как сейчас бывает: принесли деньги, отдали и хотят только доход. Чтобы люди знали меру своей ответственности и понимали разницу между КПК и ПК. Деятельность у них одинаковая, а нормативно-правовая база совершенно разная. Неправильно, что ЦБ может контролировать кредитные потребительские кооперативы, а потребительские кооперативы нет, — поясняет Набеева.
Пока же пайщики могут рассчитывать на помоoь антикризисного центра при РЦФГ: там бесплатно помогут составить претензию, заявление на включение в реестр кредиторов или других документов. Между тем аналогичную юрпомощь томичам предлагают многочисленные конторы, но тариф там доходит до 300 тыс. рублей, отметили участники дискуссии. При этом не всегда оформленные ими документы примут в суде — бумаги «стряпают» буквально на коленке.
Недобросовестные брокеры
Потеря вложений в КПК и растущая закредитованность вынуждает людей искать способы выбраться из долговой зависимости. Нередко они обращаются к организациям, которые за деньги обещают решить проблемы, но нарываются на новые трудности, говорит координатор проекта ОНФ «За права заемщиков» в Томской области Мария Родченко.
— Недавно приходил клиент, который вложил в КПК 1,2 млн рублей, а после банкротства кооператива обратился в юридическую компанию за помощью. Те взяли с него 200 тысяч, документов никаких не выдали. Сумму он передавал при интересных обстоятельствах: его привезли к мировому суду на Смирнова, 9, вышел «судья» и взял деньги за решение вопроса.
Еще одна беда, по словам Родченко,— кредитные брокеры, которые предлагают рефинансирование потребительских кредитов под залог квартиры. А это шанс остаться не только без денег, но и без жилья.
— При этом брокеры по поддельным документам оформляют на людей кредит в 100-200 тысяч, чтоб те оплатили их услуги. Не исключено, что они держат своих людей в банках. Ведь закредитованному человеку с плохой кредитной историей получить заем нереально. А недобросовестные сотрудники банка, зная технологию «кредитных фабрик», помогают протащить определенные кредитные решения за откаты.
Недостоверная реклама
Подобные организации активно пиарят свои услуги, создавая у населения ощущение простоты банкротства, если платить по кредитам станет совсем нечем. Даже на ТВ крутят ролики о том, что раз в три года каждый россиянин может списать долги, но это не так, говорит Михаил Сергейчик.
— Людей за деньги вводят в заблуждение, что они могут набрать кредитов, а потом пойти на банкротство. А на самом деле, процедура очень сложная. Только по внесудебному банкротству в Томской области за период чуть меньше полутора лет за консультацией по этому вопросу обратились около 1200 человек, а реально обанкротились всего 65.
В УФАС разводят руками: да, недостоверная реклама висит по всему городу, но у ведомства не такой большой штат, чтобы с ней бороться. Но есть и хорошие новости: в прошлом году антимонопольщикам в регионах дали полномочия по самостоятельному выявлению рекламы с нарушениями. До этого был только заявительный характер. «С этого года раз в квартал мы будем объезжать город и фиксировать нарушения», — сообщила представитель регионального антимонопольного ведомства.
Население тоже может жаловаться на ненадлежащую рекламу — заявление рассматривают на экспертном совете в УФАС, а затем передают в суд. Правда, срок рассмотрения обращений немаленький — три месяца.
Замгубернатора Александр Феденев призвал антимонопольщиков жестко выявлять рекламу, вводящую в заблуждение потребителей финуслуг. «Мы еще два года назад здесь с вами обсуждали вышеназванные КПК. Уже тогда по рекламе было понятно, что это мошенники», — подчеркнул Феденев.
Закредитованность населения
За день до круглого стола Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) выдала удручающую статистику: 45% заемщиков в РФ влезают в новые долги, чтобы обслуживать уже имеющиеся. Все это говорит о серьезном падении платежеспособности населения.
С середины 2022 года ЦБ запретит банкам и МФО выдавать кредиты заемщикам с высокой долговой нагрузкой. И тогда неизбежен всплеск банкротств, уверен Михаил Сергейчик.
— Уже сегодня люди, которые не могут обслуживать кредиты, берут займы в МФО и ускоренными темпами загоняют себя в долговую яму. Другая проблема — в безвыходной ситуации заемщики начинают скрываться от банков. Пока на пороге не появятся судебные приставы.
Власти региона обеспокоены ситуацией с закредитованностью жителей. Замгубернатора Александр Феденев озвучил цифры о долгах томичей перед финансовыми организациями. На 1 ноября 2021 года просроченная задолженность физлиц по ипотечным кредитам составила 0,31% из 74,7 млрд рублей. А просроченная задолженность по неипотечным кредитам — 6,31%, или 5,7 млрд рублей. Тогда как на 1 января 2021-го было 5,2 млрд рублей.
Что делать?
Новые требования закона в отношении КПК, вступившие в силу с октября, дают надежду на то, что число кооперативов уменьшиться, как и количество пострадавших пайщиков (раньше они могли регистрироваться и работать в любом регионе, теперь в течение трех лет после создания могут действовать лишь в двух граничащих между собой муниципальных образованиях — прим. автора). Но что делать с ростом числа жителей в преддефолтном состоянии, пока непонятно.
— Я понимаю, банкам надо выполнять показатели, наращивать кредитный портфель, но надо ответственнее относиться к кредитованию людей. Недавно к нам обратился безработный томич: взял по 300 тысяч в пяти разных банках, не знает, что теперь делать. Для него по сумме это уже сравнимо с ипотечным кредитом. Но если в ипотеке жесткие условия, но тут он явно не вернет деньги, — заявил Феденев.
Снижать градус социального напряжения власти хотят, работая на опережение, в первую очередь с уязвимыми группами населения — многодетными семьями, инвалидами, людьми в сложной жизненной ситуации.
— Порой граждане приходят к нам, когда все суды проиграны, и поздно что-то делать, — пояснил Михаил Сергейчик. — Возможно, банки могли бы выявлять случаи давних неплатежей по кредитам и передавать информацию в наш антикризисный центр, а мы бы помогали людям решать проблему.
Как отметил сопредседатель томского отделения ОНФ, координатор Бюро расследований ОНФ в СФО Константин Юденко, задача общественности — поднимать текущие проблемы в обществе, не замалчивать их. Со своей стороны, ОНФ вместе с полицией планирует работать с жертвами финансовых мошенников, чтобы люди могли получать качественную и квалифицированную помощь. Проект реализуют в рамках новой концепции работы антикризисного центра.
***
Реализуемо ли такое предложение, пока неясно: как минимум, встает вопрос о передаче персональных данных заемщиков, а это жестко ограничено законом. В остальном, похоже, работает старая истина: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Личная финансовая грамотность надежнее.
Антикризисный центр РЦФГ:
Томск,
ул. Гоголя, 15, офис 401
Бесплатная горячая линия 8-800-201-67-70