Задать вопрос

MakeLove бизнес: от доставки до прибыльного заведения

07.12.2018

Еще в старших классах школы основатель службы доставки MakeLovePizza и одноименной пиццерии Евгений Давыдов твердо решил стать предпринимателем, и именно это желание влияло на все его дальнейшие шаги. Сначала он выбрал университет, учеба в котором «не слишком мешала» бы бизнесу. Затем на 4 курсе решился на не самые выгодные условия кредита — чтобы заниматься любимым делом. Сейчас в его компании больше 100 человек, бренд хорошо известен в Томске и готовится к запуску франшиза в Москве и Питере. 

Еще в старших классах школы основатель службы доставки MakeLovePizza и одноименной пиццерии Евгений Давыдов твердо решил стать предпринимателем, и именно это желание влияло на все его дальнейшие шаги. Сначала он выбрал университет, учеба в котором «не слишком мешала» бы бизнесу. Затем на 4 курсе решился на не самые выгодные условия кредита — чтобы заниматься любимым делом. Сейчас в его компании больше 100 человек, бренд хорошо известен в Томске и готовится к запуску франшиза в Москве и Питере.

Евгений Давыдов Евгений Давыдов
28 лет, основатель компании MakeLovePizza. Получил высшее образование по специальности «Бухучет. Анализ. Аудит».
Компания
MakeLovePizza начала работу в 2013 году как служба доставки. Четырехлетие компании отмечали уже в собственном кафе на пр. Ленина. Сейчас к открытию готовится еще одно стационарное кафе, совмещенное с кухней, работающей на доставку. 

В компании работает около 100 человек, средний возраст сотрудников, по словам директора, «сильно до 30 лет». Выручка MakeLovePizza за 2017 год составила 106 млн рублей. Кстати, свой первый «36%-й кредит» Евгений закрыл за год.

Аналитика на коленке


— Идея открыть компанию по доставке пиццы родилась спонтанно. Микробизнес к тому времени у меня уже был: я нанимал промоутеров, курьеров, расклейщиков объявлений — но хотелось чего-то более масштабного, и я зацепился за идею доставки. Позже сформировалась концепция бизнеса: доставка пиццы, монопродукт, разработали бренд, появилась команда.

К тому времени пиццу я, конечно, заказывал периодически, можно сказать, что был клиентом своего будущего бизнеса. Рынок анализировал простым способом: с друзьями заказывали пиццу в разных доставках и пробовали, думали, что и как можно улучшить. Помню, даже вели табличку: записывали преимущества и недостатки. Но все это было так, на коленке.

Главное, что мы тогда поняли, — рынок гарантированно есть. Доставкой пиццы можно заниматься, если при этом давать клиенту лучший продукт. Минусы того, что уже существует, определили сразу: качество продукта, отсутствие интересного бренда и какой-то изюминки, скорость доставки. Вот по всем этим трем направлениям и старались ударить.

Для начала я сам поработал в разных доставочных компаниях, посмотрел на кухню изнутри, составил примерный план по оборудованию, написал бизнес-план в Eхсеl. Потом мы сняли помещение из-под кафе — весь наш бюджет на момент запуска составлял 800 тысяч рублей, поэтому искали помещение уже с оборудованием. Находилось оно в подвале и стоило 60 тысяч в месяц.

Запуск был небыстрый. Так как в бюджете мы были ограничены, то сильно не торопились, много планировали. Запустились только через 4 месяца, за это время я даже диплом в университете успел написать.

Откуда деньги у студента?


— Благодаря первому микробизнесу к 4 курсу получилось накопить порядка 200 тысяч рублей, потом я еще продал свои «Жигули» и взял полмиллиона кредита в двух банках параллельно: в ВТБ и МТС.

Получить кредит студенту в 2012 году было очень сложно. Для этого мне пришлось фиктивно устроиться на работу, но главная трудность — отсутствие у меня военного билета. Если у тебя нет билета, то теоретически в любой момент могут забрать в армию, поэтому банки очень нехотя дают кредит таким людям. Но вот нашелся вариант — под очень высокие 36 %. Я на них согласился, потому что в первую очередь я предприниматель, а не экономист, а без риска ничего не делается.

Рассуждал я так: либо мой бизнес будет успешным и будет расти-расти-расти — тогда я легко выплачу кредит, либо неуспешным — мы закроемся, мне придется пойти на работу, зарабатывать минимум 25 тысяч рублей на ежемесячный платеж и жить с родителями. Меня это не пугало, я точно знал, что даже при таком раскладе отдам кредит за 5 лет, а потом опять попробую начать свое дело. Сейчас я думаю, что кредит — это хорошая штука, он подстегивает — и желания опустить руки и сдаться можно не бояться. А такое часто происходит с начинающими предпринимателями.

«Комбайн моих родителей»


— Еще до запуска доставки я начал искать поставщиков продуктов, с этим в Томске сложнее, чем в больших городах. Меньше крупных компаний, которые возят нужные для пиццы ингредиенты. В 2012 году в городе работала только одна компания, которая продавала оптом профессиональные продукты, например, зарубежную моцареллу или пеперони. И эта компания накручивала цены, очень сложно было заключить с ними договор — кучу документов просили. В этом плане было трудно из-за низкой конкуренции. Сейчас стало получше: появился еще один поставщик, мы перешли на него.

Когда запустились, мы были микрокомпанией, развивались с нуля. Открылись, вложили всё, что было, — и больше средств не осталось, что зарабатывали, то и пускали в развитие. Например, первое время на кухне терли сыр обычным кухонным комбайном моих родителей. Чтобы купить профессиональный кухонный процессор, а он стоит порядка 60 тысяч рублей, понадобилось работать несколько месяцев.

Я не планировал возить заказы сам, но в итоге все же пришлось забрать машину у родителей и превратить ее в служебную. Тогда же, кстати, мама узнала про кредит — из студенческой газеты, которая напечатала мое интервью. Мама удивилась, конечно, для родителей это тогда были большие деньги.
Первую ощутимую прибыль — тысяч сто — мы получили месяцев через пять. Вложения не считали, но за полгода смогли докупить новое оборудование и переехать в новое помещение, которое сами отремонтировали.

Сейчас я не могу сказать, что мы совершили какие-то глобальные ошибки. Но мы долго не могли понять, кто мы, кто наш конкурент, куда нам развиваться, будем ли мы как «Папа Джонс» или как хипстерские, крафтовые компании из столиц? Ресторанами нам нужно развиваться или доставкой? Долго думали, вот этот путь я начал бы быстрее.

Простые решения


— В процессе приходилось решать, как добиться того уровня качества, скорости доставки и атмосферы, на которые мы делали ставку. Сначала отказались возить пиццу в отдаленные районы: Тимирязево, за Степановский переезд, за АРЗовский переезд, в Южные ворота. Когда мы начинали, у нас было всего два курьера, и если один уезжал за переезд, который закрыли, то пропадал на час. Соответственно, следующий клиент получал заказ уже с опозданием.

Сейчас в смену выходят до 25 курьеров, в основном это студенты. У нас вообще очень молодой коллектив, средний возраст гораздо ниже тридцати лет, скорее даже 25 и меньше. Исполнительному директору нашей компании, например, 24 года, но по опыту он тянет на все 35. Он пришел к нам работать курьером в первый год после открытия, и мы сразу оценили его степень ответственности, инициативы и поняли, что надо вместе работать. Он занимается управлением, доставкой, а я больше маркетингом, мероприятиями и развитием.

Бутылочное горлышко для нашего бизнеса — это персонал. У нас мощное оборудование, хорошее помещение, но если просто пошел дождь и люди стали больше заказывать пиццы на дом, то возникает гиперспрос. Чтобы его обработать, нужно больше операторов в смене, больше курьеров. Пока мы вызываем дополнительных сотрудников на смену, часть из них всегда находится в режиме ожидания, на подхвате. Но эту проблему нужно решать, будем пытаться прогнозировать спрос.

Сейчас в нашей компании два больших подразделения: логистика (курьеры, IT, операторы) и кухня. Их объединяет информационная система, которую мы сами создали: заявки от клиентов попадают сразу в пул заказов, из которого они моментально распределяются. Система, например, показывает, через сколько за пиццей прибудет курьер. Ровно за 5 минут до этого времени пиццамейкеры ставят пиццу в печь.

Не только ради денег


— В прошлом году мы задумались о расширении, и риелтор предложил нам помещение в центре города, на Ленина, 85а. Мы к тому времени росли доставкой, накопили денег, и у нас была идея открывать кафе. С историческим статусом здания проблем не было: мы бережно отнеслись ко всему. Я сам поклонник дореволюционной эпохи, люблю архитектуру конца 19-начала 20 века, поэтому добросовестно отнесся ко всем требованиям. Мы не просто не стали ничего рушить, а еще и достроили: возле окон были выдолбленные ниши под батареи, наследие советской эпохи. Мы нашли на Avito кирпич 19-го века — где-то разбирали старое здание — и заделали эти отверстия в стенах. Из этого же кирпича, кстати, выложили барную стойку.

А этим летом мы активно занялись выездами: работали на Дне молодежи, празднике «Я в ТГУ», на фестивале «Вокруг», делали мероприятие «Во дворе» — там тоже готовили на улице. В начале осени работали параллельно на Street Vision и Дне томича. По деньгам мы не в минусе, конечно, но по уровню энергии затраты очень большие, несопоставимые. Наверное, правильнее вкладываться в то, что приносит деньги, заниматься маркетингом доставки, например. Но такие выезды нужны для повышения лояльности клиентов, доверия бренду. Да и для драйва внутри самой компании — хорошо сплачивают команду.

Не мешают — и спасибо


— Мы хорошо ощущаем себя на томском рынке: наш основной бизнес — доставка пиццы, и здесь мы явно лидеры, за нами идут большие федеральные игроки. Специально за конкурентами мы не следим: если кто-то яркий появится, то мы и так заметим. У нас свой путь, мы неплохо справляемся и потенциал еще большой. Специально смотреть, искать конкурентов, я думаю, не стоит.

Про поддержку бизнеса со стороны государства я слышал, но на деле не встречал. Впрочем, в Томске все хорошо в плане бизнеса, по крайней мере моим знакомым и нам самим никто не мешает. Все органы лояльны, сильной бюрократии и каких-то препон нет. Порядок открытия ресторана у нас уведомительный: никаких согласований не нужно, все на вашей совести: если честно ведете бизнес и клиенты не жалуются, то к вам никто не придет с проверками. Я думаю, в том и помощь, что не мешают.

Что касается планов, то в этом году мы переезжаем в новый офис, где будет крутая просторная кухня с большими окнами, с очень хорошими условиями для сотрудников. В этом же помещении будет и кафе. Есть серьезные намерения по франшизе у партнера из Москвы, есть предложения из Санкт-Петербурга — может, начнем развивать это направление. 

Лайфхак
MakeLove советы:

1. Открывая бизнес по доставке еды, можно сэкономить, если арендовать помещение, в котором уже было кафе. Сейчас мы делаем ремонт в новом помещении и вкладываем около 5 млн рублей именно в оборудование кухни: кондиционирование, вентиляцию, отделку, водоотведение.2. Не бояться взять кредит на открытие своего дела.3. Не затягивать с подготовкой — анализом рынка конкурентов и проч.4. Чтобы быстро распределять, выполнять и доставлять заказы, полезно использовать единую информационную систему, объединяющую кухню и логистику.
Яна Максимова
Редакция "Ваши личные финансы"