Томичи экономят на отдыхе. Треть активных туристов предпочла провести это лето в родных пенатах. В то же время значительно вырос интерес к российским курортам и путешествиям «дикарями». Как рынок подстраивается под потребителей, куда могут отправиться томичи на зимние каникулы и какие бонусы предлагают турфирмы, чтобы не потерять последних клиентов, узнавал корреспондент ВЛФ.
Туроператоры и турагенты работают «на грани возможностей» — такая фраза прозвучала на традиционной выставке «Отдых» в столице этой осенью. Это подтверждается и красноречивой статистикой: по итогам весенне-летнего сезона туристический поток сократился в целом по России примерно на треть, в нашем регионе ситуация идентичная.
Учитывая, что эксперты говорили о падении рынка на 25-30% еще в прошлом году, текущую ситуацию можно расценивать как близкую к критической. «Две явные тенденции текущего сезона — объединение турагентств в сети, поскольку без них невозможно выжить, и сокращение программ туроператорами», — отметил Алексан Мкртчян, гендиректор ростовского турагентства «Розовый Слон», на отчетной конференции Альянса Туристических Агентств. «Кризис — это повод задуматься о корректировке своих программ, об оптимизации бизнеса», — в свою очередь подчеркнул Дмитрий Горин, гендиректор «ВИП-сервиса». Свежайший пример — отказ крупного туроператора «Натали турс» от региональных программ из Новосибирска и Кемерово. По словам президента компании Владимира Воробьева, это привело к двукратному сокращению количества туристов и к увеличению рентабельности.
В Томске рыночная ситуация также подвижна и чувствительно реагирует на объективные экономические изменения: так, в июле 2015 года туроператор «Анекс Тур» приостановил продажу туров на остров Пхукет с вылетом из Томска. По данным туроператора, решение о корректировке полетной программы было принято «на основании спроса и рыночной ситуации в целом». В то же время возобновить чартеры планировалось в осенне-зимний период.
Пессимизма нет
У тех жителей региона, которые все же выехали во время отпуска за пределы страны, самыми популярными направлениями (как и в 2014 году) оказались Турция и Таиланд. Их выбрала почли половина из всех посетивших заграницу туристов. В меньшинстве ожидаемо оказалась Европа. Помимо роста курса валют на это повлияло сокращение количества рейсов из аэропортов Сибири, а также отсутствие системы «все включено», что предполагает трату дополнительного количества денег. При этом цены на отдых в Турции значительно выросли. Путевка на 10 дней на двух человек в трехзвездочный отель стоила от 60 тысяч рублей, в пятизвездочный — от 100 тысяч, во Вьетнам цены примерно в том же диапазоне. «Те, кто мог себе позволить поездки, от них не отказались. И от поездок по Европе в том числе. Потому что юго-восточной Азией уже все «наелись». А те, кто и раньше с трудом собирал эти деньги, теперь не ездят совсем», — комментирует директор агентства «Гео Тур» Людмила Тарасова. — В Европу остались на регулярных рейсах только Чехия и Италия, самолеты в Германию — из Новосибирска. В целях экономии средств операторы очень сильно сократили перевозки из регионов. В то же время директор ООО «Туристическая экскурсионная компания «Полярис» Юлия Калюжная уверена, что поводов для пессимизма нет. «Люди уже успокоились, появилась некая стабильность. Не скажу, что сейчас у всех хорошо с финансами, есть проблемка, но небольшая. На сегодняшний день идут продажи на октябрь-ноябрь, в зимний период люди также планируют отдых. По ценам пока беспокойства нет, но путевки стали покупать ближе к дате отправления. На Европу сейчас точно спад, у нас даже ряд групп сошли с маршрута. Томичи больше предпочитают безвизовые страны — Турцию, Египет. На зиму покупают Таиланд и Вьетнам».
Российские курорты набирают популярность
«Отличием этого летнего сезона стало то, что кроме стандартных полетов в Таиланд, Вьетнам и Турцию, у всех ведущих операторов добавились черноморские курорты и Крым», — рассказала глава «Ассоциации турагентств Томска» Ольга Севостьянова. — Спрос не заставил себя ждать — билеты в Крым, Анапу и Сочи раскупались моментально. Причем не только на самолеты, но и на поезда. И это несмотря на большую амплитуду колебаний по цене: в Крым летом можно было улететь за 7 тысяч по субсидированному билету, а осенью он стоил уже 40 с лишним тысяч. До Сочи же цена билета варьировалась от 17 до 30 тысяч. Стоимость проживания на этих курортах также разная: можно было пожить в отеле «три звезды» за 50-80 тысяч рублей за 12 дней. А можно без особых проблем снять квартиру или комнату от 500 рублей».
Многие туристы впервые в этом сезоне посетили Крым. Отзывы об этом отдыхе у жителей региона полярные — от восторженных до недовольных. «Если люди ждали от Крыма уровня пятизвездочных отелей Турции, то они приезжали разочарованными, а те, кто знал, куда едет, остались довольны отдыхом», — пояснила Ольга Севостьянова. «Россия сегодня — удовольствие недешевое. Я сама была в Крыму, гостиничная база осталась на уровне Советского союза, чтобы выбрать что-то приличное, надо было постараться. Цены очень высокие: виноград там стоил 300 рублей, помидоры — 120, арбузы — 25 рублей за килограмм, и это при том, что в Сибири они продаются по 15 рублей», — рассказывает Людмила Тарасова («Гео Тур»).
Директор томской туристической компании «Сатурн-Т» Светлана Чернышева, также недавно вернувшаяся из Крыма, отметила: «Туризм такой, как мы имеем где-нибудь в Турции, в Крыму будет таким не меньше, чем лет через 10. Я отдыхала в военном санатории крымском, который в советские времена был лучшим в России среди военных санаториев. Сегодня — это такие слезы. Будто мы вернулись с вами в разруху 1990-го года. Продали все, что можно, разрушили все, что можно, и не только в этом санатории. Будто Крым был отдан на разграбление армии, которая его захватила», — делится впечатлением Чернышева. При этом она отметила прекрасный обустроенный пляж и отличную систему курортного лечения.
Алтайский край также оказался в числе популярных направлений внутреннего туризма. На волне подорожания заграницы поток туристов ринулся в Белокуриху. К концу сезона министр экономического развития и туризма Республики Алтай Евгений Ларин констатировал увеличение турпотока на 25% и назвал абсолютным рекордом России соотношение отдыхающих и местных жителей: на одного гражданина республики приходилось девять гостей. Республику посетило около 2 миллионов человек (для сравнения: Крым с начала года посетили почти 4 млн туристов). Чиновник сообщил, что не намерен останавливаться на достигнутом и анонсировал строительство новой дороги до Телецкого озера в 2016 году, где планируется развивать зимние виды туризма и отдыха.
«Заграница помогла» и Великому Устюгу, где, как известно, находится резиденция Деда Мороза: владелец бренда «Деревня Санта-Клауса в Лапландии» подал иск о банкротстве из-за того, что его стало посещать в три раза меньше туристов, в том числе из России. Его долг по налогам составляет 200 000 евро. «В связи с известием о банкротстве проекта Санта-Клауса увеличился интерес к Великому Устюгу у московских туроператоров. Такие крупные компании, как CORAL-travel и TUI, вышли на наш туристический рынок. По их оценкам, в зимний период наш город будет самым посещаемым. Еще год назад Великий Устюг они даже не рассматривали как партнера, слишком мала была доля посещений. Начиная с октября, по выходным вотчину Деда Мороза планируют посещать больше тысячи человек», — рассказала начальник отдела туризма и межрегиональных связей администрации Великого Устюга Наталья Боринская.
All inclusive по-томски
Может ли на этом фоне что-то выиграть и наш регион, мы уточнили в областном департаменте по культуре и туризму. «Многие крупные игроки туррынка в России переориентировались на внутренний туризм. Ситуация прошлого года, скачки валюты — это помогает. Сейчас задача — войти в «пакетированные» (комплексные и широкомасштабные) туры, чтобы Томск «звучал», — рассказала заместитель начальника областного департамента по культуре и туризму Юлия Михалева. — Бизнес идет в ту точку, о которой он слышал, если видит интерес к этой местности. Для этого местность надо продвигать». В то же время большинство туроператоров в Томской области пока отказываются работать в сфере въездного туризма. «У нас, как и во всей стране, 90% операторов ориентированы на выезд. Доходит до того, что мы сидим и разрабатываем маршрут. А туроператоры не подключаются, это обидно до безобразия», — сказала Михалева. Она привела в пример ситуацию, когда в июне к визиту томского губернатора в Токио департамент разработал варианты туров, японская сторона оказалась «в восторге», но никто из томичей не захотел этим заниматься. «Проработали до стоимости ночевок и билетов. А это исключительно туроператорская деятельность», — отметила Михалева. По ее словам, сейчас в регионе официально зарегистрированы 10 туроператоров, развиваются детский и экологический туризм: организуются экскурсии в районы области, выезды на охоту и рыбалку, отдых в сельской местности. Но для развития массового туризма нужна большая активность операторов — только они, по закону, могут организовать туры.
Оказалось, что такая активность у местных туроператоров тем не менее есть. Директор Туристической экскурсионной компании «Полярис» Юлия Калюжная поделилась с нами далеко идущими планами: «Мы, конечно, делаем ставку на Россию, поскольку мы —операторы по внутреннему туризму. В ноябре у нас будет дебютировать эксклюзивное предложение — маршрут по Томской области длительностью 3 дня и 2 ночи, сервис будет как в Европейских странах — с комфортом, all inclusive. Прежде всего мы хотели бы привлечь томичей, поскольку у нас большая часть населения не знает о достоинствах области. Но особенности маршрута пока оставим в секрете».
Зимний сезон
Какие возможности отдыха есть у томичей в предстоящий зимний сезон и будут ли какие-то скидочные программы — об этом мы поинтересовались у представителей турагентств.
Глава «Ассоциации турагентств Томска» Ольга Севостьянова отметила, что в новом зимнем сезоне российские туристы скорее отдадут свое предпочтение безвизовым странам. Туроператоры будут осуществлять чартерные рейсы из томского аэропорта в таиландские Бангкок и Пхукет, а также во Вьетнам. По ее словам, на все три направления будет летать по одному самолету: «Полетки» на зимний период уже сверстаны. Три направления, по одному самолету на каждое. И все туроператоры будут на одном самолете представлены. Поэтому цены на турпутевки будут отличаться только в зависимости от того, у кого какие отели».
По стоимости предложений на зимние каникулы расклад цен следующий:
На Сейшелы, Бали и Филиппины сибиряки практически не летят. Заявки есть на эти направления, однако полет предстоит через Москву — такой отдых многим не по карману. Из Сибири оставлены перелеты в Грецию, Кипр, Болгарию и Чехию. Есть рейс в Германию из Новосибирска, но спроса на него нет. В Испанию можно улететь только на стыковочных рейсах через Москву.
Можно ли как-то сэкономить? Один из вариантов — раннее бронирование. Отели предлагают до 15% скидки на тур, покупаемый за месяц и более. По словам экспертов, если раньше раннее бронирование было не очень выгодным, то сейчас, напротив, кто купил заранее — заплатил меньше. Люди ждут «горящих» туров, а их практически нет. Поэтому приобретать билеты нужно минимум за две недели.
«Мы стараемся подобрать туры подешевле, экономим на днях, перелетах. А что касается «горящих» туров — у всех они одинаковые», — говорит Людмила Тарасова, директор ООО «Гео Тур». У всех агентств один экран, одна база. Если агентства делают скидку за счет комиссии, которую они получают за продажу тура от туроператора, то не знаю, на что они живут. У них постоянно меняются сотрудники… Часть из них просто прекратила существование».
Еще один тренд последнего времени — поездки «дикарями». Туристы покупают билеты на самолет и бронируют отели сами через онлайн-сервисы или ищут отели на местах. Карту развлечений и свой маршрут также можно составить через интернет. Мои знакомые ездили так по Европе, а также в Таиланд и Турцию, сэкономив до 25% средств. По сути получается, что наличие турагентства как обязательного звена при планировании турпоездки уже неактуально.
«В этой связи агентствам надо усиливать подготовку кадров», — считает Артур Мурадян, директор «Спейс Тревел». — Какое-то время потребители еще будут планировать свой отдых, ориентируясь на привычную планку комфорта. Однако с каждым месяцем делать это становится все сложнее. Продавать станет труднее, клиентам придется объяснять, почему растут цены. Возможно, как-то поможет переориентация туристов на другие, ранее незнакомые им направления». Этот подход поддержала Оксана Люлинцева из столичного агентства «Данко». Ассортимент, по ее словам, не должен ограничиваться Турцией и Египтом. Туристам надо предлагать сложные маршруты, которые затруднительно спланировать самостоятельно. Только опыт и знания менеджеров позволят удержать клиентов.
Что ж, рынок подстраивается под потребителя. И это правильно.