Мы продолжаем рассказывать о том, сколько зарабатывают и тратят люди разных профессий. На этот раз пообщались с московским кинокритиком и редактором онлайн-кинотеатра KION Тимуром Алиевым. Поговорили о первом гонораре, мифах вокруг профессии, а также об отношении к тратам и долгам.
Досье
Тимур Алиев, 33 года. Кинокритик, редактор онлайн-кинотеатра KION. Свой первый гонорар за рецензию получил семь лет назад.
Доходы и расходы
— На одной только кинокритике в Москве можно заработать 60-80 тысяч рублей. Но стоит понимать, что кинокритика — это не просто написание рецензий. Есть аналитические тексты: ты берешь какое-то явление или направление в кинематографе и разбираешься, из каких элементов и деталей оно состоит. Есть коллеги, которые представляют фильмы, ведут подкасты, читают лекции, дают мастер-классы, пишут книги о кино — все это тоже деятельность кинокритика, которая приносит деньги.
Некоторые уходят в смежные области — например, занимаются кураторством кинофестивалей или становятся редакторами разных изданий. При этом человек де-юре остается безработным. Он связан различными договорами, которые не предполагают стабильного заработка. В этом особенность работы — сложно прогнозировать, сколько ты получишь в следующем месяце. Понятие «штатный кинокритик» осталось где-то в начале 2000-х, сегодня таких предложений на рынке труда нет.
Я зарабатываю примерно 100-150 тысяч рублей в месяц. Основная часть — доход от работы редактором, остальное — гонорары за написание текстов о кино для редакций, с которыми я сотрудничаю.
Если говорить о ежемесячных тратах, то это около 50 тысяч: в основном на квартиру, питание и развлечения. Походы в кино, как правило, связаны с работой, а потому ничего не стоят. С наступлением пандемии большая часть общественно-культурных событий, которые были мне интересны, исчезла. Сейчас я редко выхожу из дома, чаще всего это какие-то рабочие поездки.
Как стать кинокритиком
— В России нет высшего образования по специальности «Кинокритика», просто нет такого федерального образовательного стандарта. Есть киноведение, но это отдельное направление, которое занимается глубинным изучением различных феноменов, связанных с историей кино и его развитием. Есть места, где занимаются профессиональной переподготовкой по направлению «Кинокритика», но юридически это все-таки не высшее образование.
Мне кажется, кинокритиком в России может быть любой человек, который обладает широкой насмотренностью и способностью внятно и доходчиво писать и говорить на русском языке. Например, Антон Долин, самый популярный кинокритик в стране на сегодняшний день, по специальности учитель русского языка и литературы. Он не раз говорил, что кинокритиком стал по воле случая.
У меня нет специализированного образования, я не оканчивал какие-либо курсы. В начале и середине «нулевых» была популярна платформа «Живой журнал». Тогда я начал интересоваться кино на любительском уровне и писать о нем из серии «хорошо или плохо». На тексты обратили внимание люди, которые были связаны с медиа, и предложили написать рецензию за деньги.
Мой первый гонорар составил 1 750 рублей, я получил его за текст объемом примерно четыре тысячи знаков. У меня его приняли без правок, что очень меня порадовало. Тогда я не был в состоянии что-либо глубоко анализировать, но мне повезло — попался фильм режиссера, предыдущие работы которого я довольно хорошо знал, более того, они мне нравились.
После такого «успеха» я думал, что работа кинокритика — писать лишь о том, что нравится. Но это глубокое заблуждение. Через некоторое время тексты в этом издании увидел главный редактор другого медиа и предложил мне позицию редактора кинорубрики. Таким образом ты постепенно зарабатываешь имя и репутацию.
Путь в профессии
— Долгое время кинокритика была для меня хобби, за которое я получал деньги. В 2010 году я окончил бакалавриат Современной гуманитарной академии по направлению «Менеджмент», в 2012-м — магистратуру по направлению «Экономика». Россия в тот период переживала последствия мирового экономического кризиса, поэтому экономисты без опыта работы никому не были нужны.
Я уже некоторое время на тот момент интересовался психологией, поэтому решил получить второе высшее образование в этой сфере. Уехал из Москвы и в 2015-м окончил бакалавриат Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы по направлению «Социальная психология», в 2017-м — магистратуру по направлению «Психологическое консультирование». Жил в Питере, работал психологом, параллельно сотрудничал с разными изданиями и писал тексты о кино.
В декабре 2019 года вернулся в столицу и решил связать свою профессиональную деятельность именно с кинокритикой. Устроился работать в издание «Канобу» редактором раздела «Кино и сериалы». Примечательно, что редакция «Канобу», когда я туда пришел, работала на удаленке. Когда начался локдаун, мы перепрофилировались на то, что происходило в онлайн-кинотеатрах. Тогда был пик их бурного роста как в России, так и за рубежом. Так что локдаун я пережил достаточно легко, в плане работы особо ничего не изменилось.
Через некоторое время попал в раздел «Культура» на Lenta.ru, а после оказался в команде издания TheCity — это общественно-культурный проект канала «Москва 24». В начале этого года мне предложили работу в онлайн-кинотеатре KION, где я сейчас и тружусь.
Надо отметить, как кинокритика меня во многом закалили редакторы, с которыми я сотрудничал в разных медиа — Максим Заговора, Антон Долин, Василий Корецкий и Денис Рузаев. Немногие задумываются, как текст меняется от первой версии до итогового варианта, который они видят на сайте или в печатном издании. На мой взгляд, работа редактора — одна из самых невидимых в медиа, а потому кажущаяся наименее значимой со стороны. На самом деле все ровно наоборот, и лучшие тексты рождаются тогда, когда на твою писанину есть взвешенный и аргументированный взгляд со стороны.
Нюансы работы
— Существует распространенный миф, что кинокритику платят за мнение. Но редакция платит за текст, а каким он будет — хвалебным или ругательным — вопрос десятый. Это никогда не будет определяющим фактором. Бывает, что издание, где ты работаешь, выступает информационным партнером релиза в кинотеатрах. Тогда на постере или в трейлерах фильма можно заметить логотип медиа и приписку «При поддержке». Но даже в таких случаях никто не запрещает отметить в тексте недостатки фильма, ведь идеального кино не существует. Хотя однажды редактор просил меня сильно не ругать фильм, потому что это наши партнеры. К счастью, у меня не было такого, что я выходил с сеанса и думал: «Фильм — полная ерунда. Но я должен написать что-то хорошее, потому что партнеры». В лучшем случае я могу написать нейтральный текст.
Рабочие конфликты
— Я знаю коллег, которые из-за своей работы подвергались травле и угрозам, вплоть до звонков с неизвестных номеров. Но лично я с таким не сталкивался. Было несколько случаев недопонимания со стороны создателей фильмов. Но все ограничивалось блокировкой в соцсетях или одним-двумя сообщениями в Facebook. Причем обычно это не персональное обращение — люди начинают писать на своей странице что-то вроде «Один кинокритик Б. рассказал, что…» Хотя из того, что человек напишет дальше, совершенно ясно, о ком идет речь, но напрямую имена не используются. Иногда резко реагирует на критику Михаил Идов, режиссер фильма «Юморист». Остро реагирует Жора Крыжовников, когда речь заходит о его ранних работах, например.
Я могу понять, откуда такая реакция. Ты создал фильм, работал над ним, у тебя команда, актеры, которые были с тобой на площадке при любой погоде. Шли съемки, вложен труд десятков людей, миллионы из бюджета. В итоге приходит какой-нибудь критик Иванов и говорит, что ты подражаешь Гайдаю, высот которого никогда не достигнешь, потому что актеры плохо играют и сценарий вторичен. Логично, что режиссеру такое слышать по меньшей мере обидно.
Знаю коллег, у которых есть внутренняя самоцензура, когда хочется сохранить приятельские отношения с режиссером. Например, ты похвалил его первый фильм, а потом выходит еще один, который откровенно слабее — приходится искать подходящие слова для текста. У меня такого не было, но со стороны всегда видно, когда текст, что называется, вымученный. В подобных ситуациях обычно говорят: «Была проведена большая работа». Вроде и похвалил, а вроде и нет.
Финансовый учет
— Кинокритики работают за гонорары, а гонорары — это вещь плавающая. Как планировщик и фанат учета я стараюсь учитывать не только траты, но и потенциальный заработок. Например, у меня есть договоренности с изданиями до конца месяца, о чем и когда я пишу. Поэтому могу спрогнозировать, сколько денег мне придет. В лучшем случае гонорар приходит через месяц, но так бывает не всегда. Как-то я ждал деньги от одного медиа полгода. Их в итоге выплатили, просто из-за пандемии у издания были финансовые трудности.
Для учета финансов многие пользуются разными приложениями, у всех есть свои плюсы и минусы. Я в итоге остановился на самом простом варианте — таблица в Excel. Я неплохо владею формулами, поэтому все, что можно было в этой системе подсчета автоматизировать, я автоматизировал.
Мне кажется, самое главное — тратить на необходимое. В финансовых вопросах важно отделять «хочется здесь и сейчас» от «нужно на самом деле». Так мы сможем подходить к своим тратам осознанно и рационально. Еще один важный момент — финансовая подушка безопасности. Я стараюсь, чтобы она у меня была и ежемесячно прирастала. Это странно, когда у тебя на непредвиденный случай нет вообще ничего. Такая «подушка» — это не только про финансовую безопасность, но и про психологическое спокойствие.
Деньги, которые портят дружбу
— Как-то человек занял у меня 15 тысяч рублей, вернул не в тот срок, о котором мы договаривались, а значительно позже. Мне пришлось каждые две недели напоминать ему о долге. С тех пор стараюсь не давать деньги в долг, разве что это какие-то форс-мажорные обстоятельства, например кто-то попал в больницу. Иначе есть риск испортить дружеские отношения.
Наша редакция будет благодарна, если вы поставите лайк нашим группам во «ВКонтакте», Facebook или «Одноклассниках». Также подписывайтесь на наш канал в Telegram и нашу страничку в Instagram. Еще мы есть в Дзене и на YouTube.