Задать вопрос

Клиенты банков жалуются на пересмотр кредитных условий

02.07.2020

Россияне массово жалуются на сокрытие банками условий предоставления кредитных каникул и затягивание сроков их оформления. Части клиентов вместо кредитных каникул, введенных по поручению президента в апреле, оформили реструктуризацию на условиях банков.

Россияне массово жалуются на сокрытие банками условий предоставления кредитных каникул и затягивание сроков их оформления. Части клиентов вместо кредитных каникул, введенных по поручению президента в апреле, оформили реструктуризацию на условиях банков, пишут «Известия».

По словам пострадавших, сотрудники финансовых организаций оказались не в силах объяснить по телефону, на сколько увеличится сумма переплаты и срок кредита.

Один из собеседников издания рассказал, что заболел COVID-19 и попал в больницу, оставшись без дохода на два месяца. «Хотел взять каникулы на кредитку. Заполнил заявку, пришло SMS, что одобрено. Потом оказалось, что это фальшивое одобрение, надо дождаться звонка специалиста. Однако уточнить на сайте или по телефону, сколько придется переплатить из-за каникул, не смог», — сказал клиент Сбербанка. 

Еще один клиент Сбербанка попытался оформить ипотечные каникулы, которые были введены в сентябре 2019 года, через сайт кредитной организации. Ему позвонил специалист банка и предложил внутреннюю программу реструктуризации. Мужчина отказался. Однако в июне ему пришло SMS о подключении каникул.

Жалобы на специализированных форумах и в соцсетях оставили десятки клиентов ВТБ. Они рассказали, что финансовая организация подключала собственную программу реструктуризации вместо запрошенной по 106-ФЗ. Также сотрудники call-центра не проинформировали граждан о размере суммы переплаты и увеличении срока. Переплаты составляли от 880 тыс. до 4,5 млн рублей, а сроки увеличивались от 1,5 до 5 лет.

Анатолий, клиент Альфа-банка, после подключения реструктуризации по программе банка обнаружил, что за пропуск трех платежей на 102 тыс. рублей он должен заплатить 1 млн рублей в течение дополнительных 2,5 года.

В ЦБ заявили, что нельзя исключать некорректной консультации по вопросу каникул по телефону, поэтому необходимо руководствоваться письменным подтверждением условий. Например, проектом нового графика, дополнительного соглашения к договору.

Если заемщика не устраивают предложенные кредитором условия, он вправе от них отказаться, но в таком случае нужно быть готовым вернуться к исполнению обязательств, исходя из первоначальных условий.

Ряд обращений связан с подключением не подпадающих под госканикулы заемщиков к собственным программам банков, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. При этом в SMS сообщается о «бесплатной» услуге «кредитные каникулы». Граждане понимают, что происходит, когда им начисляют проценты за пропущенные месяцы. Сумма в несколько раз больше, чем ежемесячный обязательный платеж.

Что касается введения в заблуждение потребителей и использования их сложного финансового положения для извлечения дополнительной прибыли, то это недопустимо, уверена Лазарева. Гражданам необходимо жаловаться в ЦБ, если они столкнулись с незаконными действиями со стороны финансовых организаций.

Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"