Задать вопрос

Карманные деньги: как, за что и сколько давать

19.09.2016

В современном мире деньги играют важную роль, и сколько бы ни говорили о том, что деньги — это не главное, прожить без них никак нельзя. Деньги для жизни необходимо постоянно зарабатывать, а заработанные — правильно тратить. И научить этому детей должны прежде всего родители. Один из инструментов на этом пути — карманные деньги. Но здесь кроются несколько подводных камней: за что и сколько давать и как научить тратить с умом?

В современном мире деньги играют важную роль, и сколько бы ни говорили о том, что деньги — это не главное, прожить без них никак нельзя. Деньги для жизни необходимо постоянно зарабатывать, а заработанные — правильно тратить. И научить этому детей должны прежде всего родители. Один из инструментов на этом пути — карманные деньги. Но здесь кроются несколько подводных камней: за что и сколько давать и как научить тратить с умом?

За что и сколько?


Многие родители выбирают самый, казалось бы, очевидный мотиватор получения денег ребенком — хорошие отметки в школе и помощь по дому. Хорошо проделал работу — получил награду, совсем как взрослые члены семьи на работе. Почему же тогда против такого подхода целая армия психологов? Аргументов набирается немало. Так, если первоклассника вполне можно удовлетворить скромной суммой, то по мере взросления аппетиты ребенка будут расти и мотивировать к учебе 10-50 рублями за пятерку уже сложно. А привычка учиться за деньги остается. Готовы ли вы к этому?

Но куда важнее другое. Какова конечная цель учебы в школе? Вряд ли кто-то будет сомневаться, прежде чем ответить: конечно же, поступление в высшее учебное заведение на вожделенную специализацию, чтобы получить профессию, которая позволит ребенку обеспечить себя в будущем. Но мотивация к учебе деньгами смещает акценты. 

Примерно то же самое касается денег за уборку дома. Развивая товарно-денежные отношения внутри семьи, не надо удивляться, что при отсутствии финансовой подпитки ребенок откажет в помощи. 

Намного логичнее, если ребенку стабильно выделяется небольшая сумма на карманные расходы или он может оставить себе сдачу после самостоятельных походов в магазин. Сумма, выделяемая на карманные расходы ребенку, должна быть умеренной. Слишком мало денег заставит его чувствовать себя среди сверстников ущербным, а когда их слишком много — нет никакой необходимости тратить разумно.

При этом нужно разделять деньги, которые выдаются ребенку на обед и проезд в общественном транспорте, и карманные деньги. Нельзя, чтобы перед ребенком стоял выбор: поесть или купить что-то нужное. Но в этом случае важно не упустить другой момент: научить распоряжаться собственными деньгами с умом.

Чем раньше, тем лучше


По мнению психологов, начинать знакомить ребенка с деньгами можно уже с трехлетнего возраста. Беря с собой в магазин малыша, можно активно привлекать его к выбору нужного товара. Уже на этом этапе важно уметь отказать в покупке вредных продуктов в привлекательной упаковке или дорогой игрушки, объяснив, что она стоит очень дорого и сейчас нет таких денег. Ребенок должен научиться понимать, что нельзя покупать все подряд, что только понравится, а необходимо делать выбор в пользу той или иной вещи.

Дома закрепить полученные знания можно в игровой форме. Побывав в роли покупателя или продавца в выдуманной ситуации, ребенок приобретает первоначальное реалистическое представление о ценности денег. Главное условие — денежки должны быть использованы по назначению. Вряд ли у малыша возникнет серьезное отношение к деньгам, если монетки будут использоваться в качестве строительного материала для башенки, а купюры для изготовления самолетиков. 

Ближе к школьному возрасту ребенка нужно постепенно готовить к самостоятельной покупке. Заведите привычку перед походом в магазин составлять вместе с ребенком список нужных товаров, обсуждая необходимость отдельных пунктов. Пусть кроха принимает активное участие в обсуждении. Далее научите малыша строго придерживаться выбранного перечня продуктов во время шопинга. При этом не возбраняется заранее оставить в списке один «свободный» пункт для товара, который вы, возможно, захотите приобрести сверх плана. Некоторые семьи идут дальше и активно привлекают детей к распределению семейного бюджета. Такой опыт наверняка поможет ему во взрослой жизни.

Ребенку, владеющему навыками счета, в скором времени уже будет доступно посчитать сдачу. Посылая первоклашку за необходимыми покупками для семьи, вы не только будете способствовать развитию его математического мышления, но и привьете ребенку самостоятельность и бережливость. А это уже реальные шаги во взрослую жизнь.

Многие дети предпочитают тратить свои деньги не сразу, а после того, как накопится определенная сумма. Пусть у ребенка будет своя копилка и это будет неприкосновенный запас: так он научится экономить и копить деньги на вещь, которая ему действительно необходима. Ребенок должен знать цену деньгам. Если он понимает, что родители не всегда будут решать его финансовые проблемы, то будет готов к тому, что когда-то и ему придется зарабатывать себе на жизнь, уметь грамотно обращаться с деньгами, его можно будет спокойно выпускать в самостоятельное плавание. Инструкция

Правила, которыми стоит руководствоваться, снабжая ребенка карманными деньгами

1. Точно определите сумму, которую сможете давать ребенку ежедневно. Не меняйте ее в зависимости от его поведения ни в большую, ни в меньшую сторону. Иначе получится, что вы платите ребенку за хорошее поведение.

2. Ребенок сам должен решать, на что ему тратить свои деньги. Иначе он никогда не научится ими распоряжаться. Он хотел купить конструктор, но потратил все на сладости? Это его проблемы, не умеет планировать расходы. В следующий раз он потратит деньги с умом.

3. Давайте ребенку деньги регулярно — он должен быть уверен в том, что получит ожидаемую сумму, даже если она совсем небольшая.

4. Перестаньте сами покупать ему разные мелочи (ручки, ластики и т. д.), ведь теперь у него на это есть свои собственные деньги.

Елена Реутова
Редакция "Ваши личные финансы"