Два тракта в Томске, Иркутский и Московский, получили название благодаря знаменитому Сибирскому тракту, проходившему через эти улицы в XVIII веке. К моменту его появления в Сибири проживали около 200 000 переселенцев и еще примерно столько же коренных жителей. Транспортная магистраль дала старт активному развитию торговли, а многие местные купцы начали заниматься доставкой грузов. Сам же Томск стал одним из центров транзитной торговли. Как томские купцы зарабатывали на доставке грузов, рассказываем в новой истории «ВЛФ».
Сибирский тракт: главная торговая магистраль

Сибирский или Московский тракт появился во второй половине XVIII века, хотя отдельные его участки существовали и раньше. Дорога протяженностью более 8 000 верст обеспечивала несколько важных функций: ведение торговли, сбор налогов, защиту границ от вражеских вторжений. До этого сообщение между европейской частью России и Сибирью проходило по рекам. Указ об учреждении пути, который соединит Центральную Россию с Сибирью, был издан в 1689 году. Договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем, требовал полноценного транспортного сообщения между странами. Фактически его строительство началось лишь в 1727 году, после подписания еще одного договора об установлении границы возле будущего города Кяхта.

Самая большая дорога прошла от Москвы до Тюмени через Муром, Козьмодемьянс, Казань, Пермь, Кунгур, Уфу, а дальше через Омск, Новосибирск, Томск до Иркутска, Нерчинска. Конечной точкой стала Кяхта, которая располагалась на границе с Китаем. Дорога соединила Центральную Россию с Сибирью. На протяжении XVIII–XIX вв. по Сибирскому тракту и прилегающим к нему дорогам тянулись запряженные лошадьми гужевые обозы. Сначала они доставляли в населенные пункты стратегические грузы и продукты — соль, хлеб или свинец и порох. Но позже их практически вытеснили купцы со своими товарами.
Как Томск стал большим транспортным узлом
Сибирский тракт существенно повлиял на развитие населенных пунктов, через которые он проходил. Население прилежащих к нему деревень зарабатывало на обслуживании извозчиков и путешественников. Очень быстро вдоль дороги стали появляться постоялые дворы, фуражные склады, бани, кузницы и мастерские для ремонта и обслуживания транспорта.

Благодаря тракту Томск превратился в большой транспортный центр. Через него везли уголь, железо и другие металлы, чай, ткани и хлеб. Так в городе появилась новая отрасль грузоперевозок. Доставкой товаров из других городов занимались более 150 предприимчивых томичей. Большинство пользовались услугами ямщиков, но были и такие купцы, которые предпочитали заниматься извозом самостоятельно. Торговцы были заинтересованы, чтобы доставка отнимала как можно меньше времени и денег, так как эти затраты увеличивали стоимость товаров.
Томские купцы-извозчики
Купец Емельян Данилович Бобков торговал в Томске российскими, немецкими и китайскими товарами, а также занимался золотопромышленностью. Он выполнял подряды на перевозку гужом различных грузов, таким образом обеспечивая себе дополнительный заработок.
Томский купец Илья Петрович Зырин владел Ильинской крупчаточной мельницей на шесть поставов вблизи деревни Алаевой Ояшинской волости Томского округа. В Томске у него был водочный завод и семь питейных заведений. Еще он имел мучной лабаз (магазин — прим. ред.) и занимался перевозкой грузов.
Доставлял товары на речных судах и гужом, а также торговал российскими товарами по городам и на ярмарках Михаил Михайлович Карпов. Купец владел в Томске тремя домами. Кроме того, Михаил Михайлович избирался на общественные должности ратмана (от нем. Ratmann: Rat — совет, Mann — человек — должностное лицо, избиравшееся в органы городского самоуправления — прим. ред.) и городского судьи и участвовал в пожертвованиях на строительство каменного здания кладбищенской Вознесенской церкви.
Извозным промыслом занимался и один из самых известных купцов и благотворителей города Евграф Королёв. Он вел торговлю в Бийске, Красноярске, Ачинске, Канске и Иркутске. Но основным его источником дохода были золотые прииски в Мариинском округе, которые он разрабатывал вместе с братом Всеволодом.
Выходец из крестьянской семьи Фёдор Харлампиевич Пушников тоже был золотопромышленником. Обладатель сословного звания потомственного почетного гражданина владел конторой транспортировки кладей, осуществлял перевозку грузов из Кяхты в Нижний Новгород и из Москвы в Иркутск. В Томске он вел оптово-розничную торговлю чаем и сахаром с ежегодным оборотом в 100 000 рублей. Купец прославился благотворительностью и общественными делами, учредив в Томске сиропитательный приют.
Купец Ксенофонт Михайлович Чевелев переехал в Томск из Канска Енисейской губернии. В 1895 году он учредил торговый дом «Ксенофонт Чевелев и сыновья». Купец организовал доставку товаров гужом, используя труд 30—40 ямщиков. Его контора транспортирования грузов с годовым оборотом до 200 000 рублей располагалась в Белозерском переулке. Также он содержал свой постоялый двор и заведение ломовых извозчиков.
Диомид Романович Шадрин перевозил грузы гужевым транспортом. Для этого он имел навес для товаров и казарму для возчиков. В 1885 году Диомид Романович перевез 42 000 пудов грузов, получив плату по 2 рубля с пуда. С 1898 года после строительства Сибирской железной дороги обороты его предприятия сократились до 40 000 рублей. Тогда он построил каменный дом на ул. Почтамтской, который сдавал под модные магазины (адрес дома — пр. Ленина, 95).

Пётр Фёдорович Чулочников до 1793 года вместе с братом Степаном относился к сословной группе ямщиков и занимался почтовой службой до Нарыма. После торговал российскими товарами в Томске и на ярмарках, закупал у крестьян «хлебородных» округов зерно и сплавлял его на продажу в Нарымский край. Еще занимался промыслом рыбы и владел «неводными заведениями» на жуковских песках на Оби. В Томске у него было свое мыловаренное заведение. В 1815—1816 гг. Пётр Фёдорович занимал должность городского главы.
Кухтерины: как тюменские ямщики стали королями томского извоза

Ямщики — особое сословие на Руси, которое состояло на службе у государства и занималось перевозками почты, казенных грузов, чиновников и прочего для государственных нужд. Они были такими же служилыми людьми, как городовые казаки или пушкари. Жили ямщики в ямских поселениях, которые создавались на почтовых станциях, получали жалование, а также землю для ведения хозяйства. Позже их статус изменили, причислив ямщиков к государственным крестьянам. В отличие от частных извозчиков они были обязаны нести государственную повинность и являлись госслужащими. Каждый ямщик обязан был иметь трех хороших лошадей и самостоятельно вести учет всех пассажиров и перевозок. Когда в начале XVIII в. ямская повинность была отменена, многие ямщики стали заниматься частным извозом.

Самым известным ямщиком в Томске был основатель большой купеческой династии Евграф Кухтерин. Он родился в 1834 году в Тюмени. Известно, что ямскую повинность несли его отец и дед. Его предки поселились в Сибири в начале XVII века по грамоте царя Бориса Годунова для исправления государственной дорожной повинности. Постепенно осев на земле, они начали заниматься земледелием, промыслом, а также нанимали извозчиков для исполнения заказов, которые семья получала с избытком. Когда в 1826 году сословие ямщиков упразднили, Кухтерины продолжили заниматься извозом и доставкой грузов из Тюмени в Томск и обратно, сделав из этого семейный бизнес. В Томск Евграф Кухтерин с семьей перебрался в 1870 году. К тому времени город стал местом, где скапливались грузы для доставки в Восточную Сибирь и Китай.

В Томске Кухтерин вместе с сыновьями открыл новую фирму. Благодаря трудолюбию и репутации извозчиков, она быстро набрала обороты, взяв на себя около 20 % всех перевозок по сибирским дорогам. Кухтерины доставляли грузы в Москву, Тюмень, Ирбит, Нижний Новгород, Казань, Иркутск, Кяхту и другие города. В 1887 году за зиму контора Кухтериных перевезла 750 000 пудов кладей. Для этого понадобился труд 3 000 ямщиков, которые управляли 15 000 возов. Всего в тот год через Томск прошло около 70 000 возов. Обращались к Кухтериным и тогда, когда груз был особо ценным или опасным. Так, в декабре 1880 года крупный томский предприниматель Дмитрий Иванович Тецков поручил Кухтериным перевозку из Томска в Москву грузов известного сибирского золотопромышленника Игнатия Кытманова. В их числе был «21 тюк кости мамонтовой весом с тарою 144 пуда, пять тюков песцов рослых счетом 1 765 штук, весом 23 пуда 32 фунта, 2 куля клея осетрового весом 3 пуда 8 фунтов» и другие ценности. Предусматривалось соблюдение строгих условий, но и оплата была соответствующей. В 1890 году компания Кухтериных доставила в Томск 675 пудов динамита. Из них 300 пудов отправили дальше, а оставшиеся 375 пудов хранились на складе на Киргизском тракте за пересыльной тюрьмой.
К концу XIX в. одного Сибирского тракта для обеспечения экономических потребностей страны стало недостаточно. В 1887 году началось изыскание трассы Сибирской железной дороги. Строительство Транссибирской магистрали стартовало спустя 4 года. Однако железная дорога прошла в обход города, и Томск потерял преимущество транспортного центра. Это повлекло за собой разорение многих фирм, которые занимались извозом. Но Кухтерины продолжали доставлять грузы в течение еще десяти лет. Лишь осенью 1907 года в томских газетах появилось объявление о «прекращении транспортирования кладей с 1 января будущего года». Кухтерины благодарили «господ грузоотправителей за оказанное доверие в течение многих лет».
За десять лет до своей кончины в 1887 году Евграф Николаевич учредил торговый дом «Евграф Кухтерин и сыновья». Полным членом-распорядителем он назвал старшего сына Алексея. Младшие сыновья должны были войти в состав предприятия на правах участников по достижении ими 25 лет. Передав в торговый дом все свое имущество и капитал в сумме 300 000 рублей, отец распорядился, чтобы никто из сыновей не мог забрать свою долю, пока фирма существует. Размер дохода каждого определялся сообща. При общем согласии решались и другие дела. Так Евграф Николаевич хотел устроить судьбу своего дела и детей. Торговый дом «Е. Кухтерин и сыновья» успешно просуществовал еще 40 лет (адрес дома — пер. Нахановича, 9).
После закрытия транспортной компании Кухтерины торговали чаем, семечками, сахаром, мясом, спиртом, покупали земельные участки и строили здания общественного назначения на продажу и для сдачи в аренду. Кроме магазинов и лавок торговый дом владел кожевенными, мукомольными, винокуренными предприятиями, конным заводом и спичечной фабрикой «Заря». Благодаря купцам Кухтериным в Томске появились многие знаковые здания из красного кирпича, построенные известным архитектором Константином Лыгиным, а также храм святых первоверховных Петра и Павла. Его строительство обошлось Кухтериным в 73 573 рубля. В историю Томска Кухтерины вошли не только как самая известная купеческая династия, но и как «короли извоза».