Задать вопрос

Как работает и сколько зарабатывает стюардесса

11.09.2023

Мы поговорили со стюардессой Екатериной Кузнецовой из Москвы о том, за что она любит свою работу и сколько получает.

Ночные смены на ногах, 12-часовые перелеты и постоянные изменения в графике — все это есть в работе бортпроводников. Мы поговорили со стюардессой Екатериной Кузнецовой из Москвы о том, за что она любит свою работу и сколько получает.

Фото из личного архива Фото из личного архива

«Экономист — это скучно»

В детстве Екатерина Кузнецова не мечтала стать стюардессой, а университетской подруге, метившей в бортпроводницы, говорила, что стюардесса — это официантка в небе. После окончания экономического факультета Екатерина поняла, что не хочет работать по специальности. Тогда же другая ее подруга стала бортпроводницей и рассказывала в соцсетях про отбор, обучение и рабочие моменты. Наблюдая за ней, Екатерина открыла для себя профессию стюардессы с другой стороны и задумалась: не стать ли бортпроводницей самой?

— После декрета я понимала, что быть экономистом слишком скучно. Я очень активный человек, мне нужна работа с постоянным движением и сменой обстановки. Когда решила стать стюардессой, изучила лучшие компании России и подала резюме в «Аэрофлот» и «Трансаэро», — вспоминает Екатерина.

Фото из личного архива Фото из личного архива

В резюме нужно было указать рост, вес, возраст, образование и уровень английского языка. Тех, кто подошел по параметрам, пригласили на собеседование. Екатерину позвали в «Аэрофлот». Девушка вспоминает, что на интервью три сотрудника компании задавали разные вопросы, в том числе и на английском языке, а из 70 пришедших вместе с ней кандидатов отбор прошли лишь семь. После собеседования была фотосессия в пилотке, и лишь через несколько дней Екатеринупригласили на медкомиссию. Обследование заняло около двух недель, а самым тяжелым испытанием для девушки стала проверка вестибулярного аппарата.

— Утром я сдавала анализы, поэтому ничего не ела, не пила, была голодная. Около 12 часов захожу к ЛОРу, меня садят на специальный стул, крутят и просят почитать книгу. Я все это стойко выдержала, а на выходе из кабинета побледнела и чуть не упала в обморок, — со смехом рассказывает Екатерина. — До сих пор очень боюсь стула, но на него сажают только раз в пять лет.

После медкомиссии начались трехмесячные курсы. Для Екатерины учеба была несложной и интересной, только выматывали частые экзамены. Будущие бортпроводники проходили аварийно-спасательную подготовку, учились оказывать первую помощь и правильно спускаться по трапу, занимались на специальных тренажерах и улучшали английский. Учащимся платили стипендию — около 15 000 рублей, а иногородних поселили в общежитие. После курсов Екатерину и других проводников приняли на работу по контракту: нужно было отработать несколько лет, чтобы оплатить учебу. 

До глубокой старости

В «Аэрофлоте» проводники начинают работать с экономического класса. Сперва летают «за торговлю», как это называется в компании. Следующая ступень — ответственный за экономический класс, а потом могут перевести в бизнес, если работать без нареканий и пройти обучение. Сама Екатерина сменила класс уже на второй год работы. 

— Если постоянно учиться и безошибочно отвечать на экзаменах, можно стать старшим бортпроводником. Сначала работаешь старшим на маленьких самолетах, потом — на судах, где 400 пассажиров и бригада из 12 человек. В «Аэрофлоте» работают до глубокой старости, со временем можно и до начальника отделения дорасти.

Фото из личного архива Фото из личного архива

Доход бортпроводника зависит от количества часов в полете, класса обслуживания и должности. Помимо оклада есть большое количество мелких доплат, например за заграничные перелеты и хорошие оценки при тестировании. По итогу можно получать как 60 000, так и 180 000рублей в месяц.

— В 2016 году я начала работу с зарплаты в 55 000 рублей. Тогда казалось, что эти деньги я буду тратить всю жизнь. Но потом я купила чемодан за 10 000 и поняла, что они быстро уйдут, — со смехом вспоминает стюардесса.

От Якутска до Сейшел

Екатерина не выкладывает из рабочего чемодана косметичку и личные вещи, чтобы всегда быстро собираться в полет. У бортпроводников «Аэрофлота» есть месячный план, но он не всегда совпадает с реальностью, и точный график полетов известен только на три-четыре дня вперед. Кроме рабочих и выходных есть дни резерва, в которые стюардессу могут попросить выйти на замену. 

— Мне нравится постоянная смена обстановки, неординарность, нестабильность. Нет рутины, нет обычной рабочей недели, — рассказывает Екатерина. — У тебя может быть три дня полета подряд, а потом три выходных. Ты никогда не знаешь, где окажешься: могут выдернуть из резерва и отправить хоть на Мальдивы. Такой драйв и движение меня заряжают эмоциями.

Фото из личного архива Фото из личного архива

Екатерина находит красоту в любом месте планеты, будь то холодный Якутск или Сейшелы. Но самым впечатляющим для нее стал первый полет в Америку. Девушка вспоминает, что в детстве смотрела американские мультики и думала, что США — это сказочная, недосягаемая страна.

— Когда мы садились в Нью-Йорке, был хмурый день, но у меня слезы текли от счастья. До сих пор я каждый раз улыбаюсь, когда прилетаю в США. Жаркие страны тоже впечатляют: смотришь и не веришь глазам, что существуют такие яркие краски. Везде мне очень нравится. Я мечтаю побывать в Австралии, — говорит Екатерина.

У бортпроводников есть 70 дней отпуска, их нужно распределить в конце года. Обычно Екатерина делит отпуск на три части — например, 30 дней, 21 день и еще две недели. Кроме того, бортпроводники не могут налетать больше 90 часов за месяц. С мая по сентябрь рейсы идут часто, и порой выходит так, что уже в 20-х числах Екатерина набирает 90 часов полета и получает неделю выходных.

Фото из личного архива Фото из личного архива

Есть в работе стюардессы и тяжелые моменты. Например, ночные перелеты без сна и на ногах, постоянная смена часовых поясов и погоды. К тому же нередко бывает, что стюардесса летит в интересное место, но на отдых там есть лишь 24 часа. В таких случаях ради прогулок приходится жертвовать сном.

— Например, летишь 12 часов в Лос-Анджелес, где у тебя сутки на отдых, а хочется посмотреть город. Всю ночь летела, не спала, разница во времени — 11 часов. И ты идешь гулять, собрав все силы, пока с ног не свалишься, — рассказывает Екатерина. —  Морально тоже бывает тяжело, когда люди приходят с негативом. Но я испытываю огромное удовольствие, когда недовольный в начале полета человек на выходе искренне благодарит.

Фото из личного архива Фото из личного архива
Теги:
Роман Чертовских
Редакция «Ваши личные финансы»