В ноябре прошлого года Андрей Ткачук впервые вышел на работу велокурьером. Мокрый снег, слякоть и пробные доставки заказов сразу дали почувствовать тяготы курьерства. Но Андрей решил, что справится, и остался. Сейчас считает работу любимой. Мы расспросили его, как устроен рабочий день велокурьера, что сложнее всего в доставке, сколько на ней можно заработать и почему не стоит отказываться от заказов из жалости к курьерам даже в сибирские минус тридцать.
Из пекарей в доставку
Андрею Ткачуку 30 лет. Он учился в техникуме на пекаря-кондитера, а после семь лет работал в частной пекарне. Друзья предложили пойти курьерить, и после недолгих раздумий Андрей оставил заявку на сайте «Самоката». С ним связался менеджер, провел короткое собеседование. Для начала кандидаты в специальном приложении Skill Cup самостоятельно изучают информацию с текстовыми и фото-/видеоинструкциями по правилам ПДД, распорядку работы, общению с клиентами. После проходят тест с вопросами по всем блокам информации. Андрей скинул скриншоты о пройденном тестировании менеджеру, а на следующий день впервые приехал в даркстор недалеко от своего дома.
Даркстор — магазин закрытого типа, где хранятся товары, которые продаются в приложении. Такие магазины находятся в разных районах города. Здесь собирают заказы, для курьеров даркстор — отправная точка доставки. Еще их называют ЦФЗ — центры формирования заказов.
— В первый день я прошел 4-часовую стажировку и на следующий уже вышел работать. Во время стажировки за тобой закрепляют велокурьера, который все показывает. Первые заказы новичок доставляет вместе с ним — он с пустой сумкой, а ты везешь заказ. Это нужно, чтобы почувствовать нагрузку. Максимально курьер у нас возит в боксе 30 килограммов, — вспоминает Андрей.
По его словам, после проверки и первых дней работы отсеивается примерно половина желающих.
— Когда начал работать, пришел в слякоть, таяло все, и снега много было. Сделал три заказа и почувствовал большую нагрузку. Но я велоспортсмен, занимаюсь кросс-кантри (гонки по пересеченной местности с крутыми спусками и подъемами — прим. ред.), поэтому подумал, что справлюсь. Поначалу всем трудно, а потом привыкаешь, — объясняет Андрей.
Как работает велокурьер
— Мы все работаем в разных ЦФЗ, в городе их 11. Находятся центры в разных районах, чтобы недалеко было отвозить заказы. На работу я должен приехать за полчаса. Зимой до начала смены мы убирали снег на территории, всегда моем полы в центре. Он поделен на три помещения — курьерская, кабинет товароведа и директора, сам склад. Мы делаем уборку у себя в курьерской по графику, — описывает Андрей Ткачук.
В каждом дарксторе в смену одновременно выходит разное количество курьеров — это зависит от обилия заказов сервиса. В дарксторе Андрея на Иркутском тракте работают три-четыре курьера. После уборки на складе все они должны проверить исправность велосипеда. Развозить заказы можно на личной технике или использовать транспорт компании.
— Личный велосипед курьер обслуживает сам. Если его выдала компания, то веломеханик, который ездит по точкам. Каждый механик ремонтирует велосипеды на нескольких ЦФЗ. Мне не доплачивают за то, что я на своей технике, ремонт тоже делаешь за свой счет. Мой велик стоит около ста тысяч. Но открою секрет: чем дороже велосипед, тем реже его приходится ремонтировать, — говорит Андрей. — Если велосипед угонят, ответственность за него тоже несешь сам. У нас был случай: курьер торопился, забыл прицепить велосипед, вернулся, а его нет. Он описал ситуацию в чате. Повезло, что в это время в соседний дом на заказ ехал другой курьер, он увидел, как дети катаются на этом велосипеде, отнял его и вернул товарищу.
Работа велокурьеров организована через специальное приложение Dark Store. В нем они открывают и закрывают смену, получают заказы, отслеживают и обновляют их статус.
— Открыл смену и ждешь заказа. Первым из курьеров на заказ едет тот, кто раньше приехал в центр. Бывает, что если кто-то опоздал, в качестве повинности едет первым. Когда поступает заказ, в ЦФЗ начинает выть сирена, товаровед громко объявляет адрес. Курьер должен приготовиться выезжать. Сборщик готовит заказ 2,5 минуты, ставит курьеру в бокс. Когда первый заказ «упал», мы всегда немного выжидаем, потому что даже за 5 минут может «упасть» много заказов, обычно за раз курьеры возят по три, — говорит Андрей.
На доставку и путь обратно курьер тратит около часа. Некоторые заказы выполняются за 15 минут, на отдаленные адреса — за полчаса. С собой у курьеров есть карта, и они обязаны знать свой район. Директор и товаровед могут отслеживать передвижения курьера онлайн.
— Когда мы доехали до адреса, пристегиваем велосипед, звоним в домофон, поднимаемся, открываем бокс и вручаем заказ. Возвращаемся в пункт, в приложении отжимаем кнопку, — рассказывает Андрей. — Дальше едем по очереди. Бывает, никого нет, ты едешь первый. Бывает, открыл смену и ездишь целый день без передышки.
Режим работы и выходные
Бывают и дни со свободным временем. Тогда каждый занимается своими делами — кто-то смотрит фильмы, кто-то читает, кто-то играет. У курьеров нет фиксированного времени обеда, поэтому потратить нерабочие минуты можно на еду. Ее, кстати, покупают себе сами, не за счет компании. Компания выдает лишь фирменную экипировку — куртки по сезону и бокс на спину. «Зимой была толстая теплая куртка, потом весенне-осенняя и под нее флисовая кофта, летом — тонкая ветровка», — комментирует Андрей.
Служба доставки работает до 23 часов. Формально у велокурьеров две смены — утренняя и вечерняя, но, как говорит Андрей, каждый составляет себе график самостоятельно. Для этого есть еще одно приложение — «СамокатПРО».
— У нас работает много студентов, кто учится, смотрит по расписанию. Если кто-то не занят ничем помимо, может много часов работать. Бывает, студенты в выходной и по 16 часов работают. Ты отмечаешь свой желаемый график в приложении, начальство его подтверждает или отменяет. Может попросить больше часов взять, подменить кого-то, — объясняет курьер.
Обычно к 11 вечера все собираются в дарксторе и проводят вечернюю уборку. Но бывает и так, что клиент успевает оформить заказ за пять минут до конца рабочего дня, тогда курьер все-таки должен его доставить.
Рабочие приложения собирают статистику и определяют рейтинг курьеров. Для этого, объясняет Андрей, используется «таблица нагрузки» — общее количество выполненных заказов делят на часы работы и получают показатель средней нагрузки. Минимальное допустимое значение — 2,5. Если выработал ниже, скорее всего, с тобой попрощаются. При этом нужно понимать, что часто нагрузка зависит не только от активности курьера, но и от общего количества заказов. Причиной увольнения могут стать также несоблюдение ПДД, езда без шлема, невежливое общение, нарушение распорядка.
— Еще у нас есть «чистый четверг» раз в неделю. Мы собираемся с велокурьерами, товароведами, директорами на планерку и обсуждаем работу. Нам говорят что-то по доставкам, заказам. Мы задаем вопросы, все проходит в формате видеочата, — добавляет Андрей.
«Крутишь педали и получаешь деньги»
Курьеры работают как фрилансеры, а их налоговый статус — самозанятые. Свой доход от доставки заказов они проводят через приложение ФНС и платят налог в 6%.
— Вообще у нас почасовая оплата, не как в других сервисах, где платят только за выполненный заказ. Поэтому когда заказов нет и идет простой, я не переживаю. Зимой была оплата 200 рублей в час, потом стала 190, сейчас 175, а летом — 160-165 рублей. Бывают временные сезонные надбавки, в выходные, в праздничные дни. Хорошая ставка была в первые дни января. Перед Новым годом я хорошо заработал, тогда катался по 10-12 и даже 16 часов в день, за декабрь получил 54 тысячи рублей. Сейчас работаю по 4-8 часов в день, по-разному, — объясняет курьер.
В среднем Андрей Ткачук зарабатывает по 30-35 тысяч в месяц. При этом строит себе пятидневный график с двумя выходными. Зарплата приходит на карту Сбербанка еженедельно. В сравнении с прошлой работой в пекарне в доходах он не потерял, оплата и на старом месте была сдельной. «Мне здесь лучше. У каждого своя работа по душе, велосипед — это мое. Давно мечтал о работе, где сразу и тренируешься, и получаешь деньги за то, что крутишь педали», — говорит Андрей.
«Иногда просят подогреть суп»
Выделить пиковые часы в работе Андрею сложно. Заказы есть весь день, но чаще по утрам и вечерам — в нерабочее время.
— Когда мы стоим на светофоре, часто бабушки у нас спрашивают, мол, кто же у вас заказывает. А заказывают разные люди: те же пенсионеры, взрослые, молодежь. Большинство людей просыпаются утром, собираются на работу, заказывают что-то на завтрак. В офисы доставляем обеды, перекусы. Бывает, что много заказов утром, бывает, вечером, когда люди приходят с работы. А заказывают разное: от крупного до мелочи, не только еду себе, но и корм для животных, зубную пасту, даже товары 18+, батарейки, канцелярию, — рассказывает Андрей Ткачук.
Самое смешное в работе, вспоминает Андрей, — это комментарии к заказам.
— Просят иногда, например, подогреть суп. Кто-то пишет: «Жрать хочу». Бывает, приезжаешь на адрес, не отвечает домофон, на сотовый мы можем звонить три раза. На третий отвечают, особенно утром: «Извините, я уснул», — смеется курьер.
«Пешеходы понимают, что работа сложная»
— Скажу как велоспортсмен. Когда я просто еду по городу, мало людей уступают дорогу. А когда пешеходы видят, что едешь в розовой куртке, отходят в сторону, пропускают. Понимают, что работа сложная. Насчет водителей — 50 на 50. На пешеходном переходе, где нет светофора, кто-то уступает, кто-то не уступает. Даже детишки маленькие узнают курьеров. Иногда едешь мимо садика, дети кричат: «О, самокат, самокат». В школы заказывают подростки, помогают, открывают двери, — рассказывает Андрей.
Часто прохожие начинают разговаривать с курьерами, зимой особенно жалеют.
— Но я бы не сказал, что зимой слишком сложно доставлять заказы. Под колесами нет ни стекол, ни бордюров. Только когда выпадет снег или тает, образуется каша, особенно по дворам тяжело проезжать. А в морозы, когда -30, мы сидим в тепле, потом едем, нам жарко, заходим в подъезд и снова на пункт. Поэтому не надо жалеть нас, мы из тепла в тепло, — объясняет Андрей. — Главная сложность работы — нагрузка на спину. Студенты работают по много часов, они еще молодые. Мне уже 30, начинаю чувствовать спину.