Задать вопрос

Как помочь подростку выбрать профессию?

07.08.2023

Разбираемся вместе со специалистом центра профориентации

Подростковый возраст — один из самых противоречивых периодов в жизни. Подросток одновременно ощущает себя и взрослым, и еще ребенком, очень стремится к независимости и в то же время желает получить признание авторитетных людей, в роли которых далеко не всегда оказываются родители. И первые серьезные решения, которые определят главное направление в жизни на ближайшие 5—10 лет, тоже принимаются в подростковом возрасте. Как помочь ребенку выбрать профессию, разбираемся вместе со специалистом центра профориентации ТГПУ, сотрудницей благотворительного фонда «Меркурия» Александрой Соловьевой. 

Александра Соловьева Александра Соловьева

Когда и с чего начинать выбор профессии

Профессиональное самоопределение — процесс длительный. Он предполагает изучение себя, своих способностей, интересов и склонностей. Поэтому чем раньше начать это делать, тем лучше. Детские игры в магазин, учителя или доктора — это как раз первая попытка примерить на себя какую-то роль.

Для первоклашек специалисты рекомендуют погружение в мир социальной реализации через рассказы о профессиях и участие в разных видах деятельности. С пятого класса уже вовсю можно ходить в кружки по интересам и развивать конкретные способности. Старшая школа — самое время для анализа опыта и построения конкретных планов. 

— Чем больше у ребенка будет практики и возможностей попробовать себя в разных видах труда, оценить, что у него получается, а что нет, тем легче ему будет выбрать направление для своего развития, — подчеркивает Александра Соловьёва. — Если говорить о подростковом возрасте, то тут уже нужно быть во всеоружии. Но далеко не всегда и не у всех получается так. Ничего страшного, начинать никогда не поздно. В этом возрасте ребята уже достаточно самостоятельные и сами готовы проявлять инициативу. Но если они этого не делают, тогда родителям стоит подключиться к вопросу выбора профессии.

Самый простой способ — обратиться за помощью в центр, предлагающий программы профориентации, пройти диагностику, обсудить ее результаты со специалистом, который поможет выбрать несколько направлений для профессиональной пробы.

— Попробовать себя на разных работах — это крутой опыт для подростка. Не надо бояться, что он на всю жизнь останется промоутером или официантом. Наоборот, это позволит ему узнать себя и свои склонности. Например, кому-то просто дается общение с людьми, а кто-то предпочитает трудиться за компьютером. На практике это понять проще всего, — уверена Александра Соловьёва.

Выявляем сильные черты характера

Если нет возможности пообщаться со специалистами или ребенок отказывается это делать, можно воспользоваться интернет-ресурсами и вместе пройти разные тесты. Например, на ресурсах о профориентации bvbinfo.ru и profilum.ru. Также для самостоятельной работы подойдут тесты на определение темперамента, акцентуаций характера. Можно вместе с подростком познакомиться с типологией профессий Е. А. Климова на сайте profguide.io. Она разделяет специальности на пять типов в зависимости от предмета труда: человек, техника, живая природа, знаковая система или художественный образ.

Делать тесты лучше всей семьей. Изучение и принятие особенностей характера каждого члена семьи только укрепит отношения. Однако при чтении описаний не стоит пугаться терминов, лучше акцентировать внимание на описании сильных и ярких сторон и потребностей типа личности. Бывает так, что какая-то яркая черта не находит применения и начинает проявляться как недостаток. Например, упрямство помогает в достижении целей, но мешает договариваться с другими людьми. Стремление привлекать внимание может выливаться в истерики либо же помогает выступать и проявлять творческие способности. Задача совместного прохождения тестов — собрать информацию о склонностях и особенностях вашего ребенка, помочь ему осознать то, что ему нравится делать. А затем вместе подумать, как это пригодится в социуме. 

— Тестирование и анкетирование не являются конечным ответом на вопрос, какая профессия подойдет ребенку. Обязательно надо учитывать, что ответы актуальны на данный момент и спустя время ситуация может поменяться. Поэтому хорошо бы проделать тесты еще раз позже и посмотреть, что в них повторяется, — отмечает эксперт. 

Вместе с ребенком также можно составить списки: нравится/не нравится; чем хочу заниматься, что хорошо получается/что востребовано в обществе. И отметить в них повторы и возможные пересечения.

К этим данным стоит добавить и то, что родитель уже знает о своем ребенке из собственных наблюдений: чем он занимается с увлечением, от чего у него горят глаза. Кто-то любит все время быть в движении, кто-то организовывает разные игры со сверстниками, кто-то тихо сидит за компьютером, а кто-то собирает роботов. Не лишним будет прислушаться и к учителям, социальным педагогам и школьным психологам. Они видят детей в другой среде, и у них достаточно профессиональных компетенций, чтобы рассмотреть в ребенке его способности. 

Разговор о главном: как выявить ценности подростка

Следующий шаг после сбора и анализа информации — открытый разговор с ребенком. Результаты нужно соотнести с самим подростком, обсудив с ним, что в этом всем ему откликается, а что нет. Никто лучше него об этом не расскажет. Вопросы можно задавать разные, главное — понять, какая деятельность вызывает в подростке интерес и радость. Если это компьютерные игры, не пугайтесь. Ребенку могут нравиться картинки, которые двигаются, возможно, он сам хотел бы создавать что-то подобное в будущем. Или ему интересно побеждать, потому что так он чувствует себя крутым, а значит, для него важно быть лидером. Или быть в команде с другими игроками — вариантов множество. У каждого из нас есть свои ценности, которые проявляются с детства. Например, помощь людям или животным, образование или развитие социума, исследование и познание мира, изобретение чего-то нового, безопасность, достижение целей, движение или здоровье, художественное творчество, создание чего-то красивого и другие. Это смысл, ради которого мы готовы прикладывать много усилий, а они при этом нам приносят радость и удовлетворение. Если удастся найти этот смысл, то именно он даст нужную мотивацию для обучения и развития в профессии, где его можно реализовать.  

— С подростками бывает сложно наладить контакт, они самостоятельные и независимые ребята и не всегда готовы разговаривать с родителями. В этом случае остается наблюдать либо направить к специалистам или на курсы, — добавляет Александра Соловьёва. 

Сильные и слабые стороны: что развивать в первую очередь 

У каждого человека есть сильные и слабые качества. Иногда родители, видя какие-то черты ребенка, беспокоятся, что они могут помешать в жизни. Например, нелюбовь к порядку, ужасный почерк, неумение общаться с людьми. Однако при выборе профессии лучше делать ставку на сильные качества и природные задатки. Это тот ключик, который откроет дверь в социальную реализацию. В этом случае подростку будет проще достичь первых успехов. А успех позволит сформировать позитивное ощущение от себя, от жизни и своих возможностей. Если же концентрироваться на негативных чертах, у ребенка может сложиться мнение о себе как о проблемном человеке, у которого ничего не получается, а это заложит стратегию неуспешности. 

— Но и совсем упускать из вида негативные черты не стоит. Баланс здесь может быть в том, чтобы слабые качества не вредили реализации сильных. Например, некрасивый почерк не помешает человеку стать лидером. Более того, если ему потребуется красиво написать план на доске, чтобы его идею поняли другие, у него появится мотивация заняться и этим тоже, — поясняет эксперт. 

А если ребенку ничего не нравится?

— Современным детям достаточно сложно приходится, потому что у них большой выбор разных вариантов, — говорит Александра Соловьёва. — Сложно разобраться, что нравится, а что принесет доход. Нет гарантий, что какая-то профессия точно будет востребована в будущем. Появляются новые варианты — удаленная работа, интернет-профессии, которым не обучают в вузах. Поэтому еще один важный шаг — это профессиональные пробы. Они играют огромную роль. Ребенок начинает понимать, что в работе ему потребуются разные навыки: умение договариваться, быть дисциплинированным и другие. Он на практике делает то, о чем пока только думал. И даже если ему первый опыт не нравится, это тоже результат, который стоит обсудить. Бывает, что дело даже не в самой деятельности, а в необходимости вставать в 8 утра или в отсутствии контакта с каким-то человеком. Если изменить график или группу, то и отношение к деятельности может поменяться. 

Чего не стоит делать при выборе профессии 

— Общаясь с подростком, не давите на него, не решайте за него и не требуйте всех ответов сразу. В этом возрасте и так хватает стрессов. Самый верный подход — быть старшим другом, общаться, задавать вопросы, поддерживать. Узнавать, что важно ребенку, а не пытаться навязать свое, —подытоживает Александра Соловьёва.

Вопрос выбора профессии сегодня перегружен еще и темой предназначения: якобы мы выбираем дело жизни раз и навсегда. Такой подход создает лишнее напряжение. А между тем каждый человек в любом возрасте может решить поменять профессию. Кроме того, далеко не у всех есть потребность реализовываться исключительно через профессиональную деятельность. Кому-то важнее создать семью и теплые отношения в ней, построить свой дом, путешествовать, участвовать в благотворительности. Нужно искать гармоничный вариант для развития конкретной личности.

Теги:
Юлия Кривокрасова
Редакция «Ваши личные финансы»