Задать вопрос

Как отвечать на телефонные звонки мошенников

24.07.2025

Какие уловки применяются злоумышленниками и как им противостоять

Ежедневно фиксируется увеличение количества телефонных мошенничеств. Многие схемы построены на циничных манипуляциях, направленных на эмоциональное воздействие. Какие уловки применяются злоумышленниками и как им противостоять?

Как сохранить равновесие

Все используемые мошенниками схемы условно делятся на несколько типов:

- инсценировка беды с близкими;

- создание угрозы потери денег;

- обвинение в несовершенных действиях с предложением «откупиться»;

- сообщения о выигрышах, для получения которых нужно заплатить.

Злоумышленники могут представляться по-разному, в том числе сотрудниками силовых структур, банков, налоговой или специалистами «Госуслуг». Выбор этих ролей и целевое воздействие на определенные аспекты психики являются ключевыми элементами их стратегии.

Первая эмоция, на которую стремятся воздействовать мошенники, — страх. Известно, что под его влиянием люди неосознанно преувеличивают масштаб «проблемы». Возможны и манипуляции через чувства вины и стыда, создание эффекта неожиданности, шокирование новостями, формирование желания получить что-либо без усилий и ускорение принятия решений, чтобы исключить возможность обдумывания. Расчет на сильные эмоциональные переживания не случаен. Согласно данным нейрофизиологов подкорковые структуры головного мозга, ответственные за эмоции, эволюционно старше коры головного мозга, обеспечивающей логическое мышление. Поэтому под влиянием эмоций рациональное поведение затруднено, человек действует импульсивно.

Сильные эмоции — инструмент манипулирования

При возникновении сильных эмоций теряется контакт с телом и исчезает внутреннее ощущение опоры. Восстановить его можно с помощью простого упражнения: задавайте себе вопросы о текущих визуальных, слуховых и обонятельных ощущениях, а также о тактильных ощущениях в ладонях и ступнях (что я вижу перед собой, какие звуки меня окружают и т. д.). Следующим шагом будет восстановление устойчивости. Для этого рекомендуется встать, выпрямиться и буквально «врасти» ногами в землю. То же самое можно делать сидя: следует основательно усесться, почувствовать под собой стул, плотно поставить ноги на землю и ощутить руками стол. Восстановите контакт с окружающей реальностью: осмотритесь вокруг и осознайте, где находитесь, оцените наличие реальной угрозы вашей безопасности.

Страх влияет и на процесс дыхания, вызывая его замирание и задержку. Чтобы восстановить равновесие, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Это не только успокоит, но и улучшит кровоснабжение мозга, активизировав его.

Как перехватить управление беседой

При ответе на телефонный звонок автоматически главная роль отдается инициатору беседы. Но контроль над разговором может быть и в руках принимающего звонок. Никто не имеет права вторгаться на чью-либо территорию, если это не позволено. Речь идет не только о физическом пространстве, но и о ментальном. Нормальной реакцией на угрозу безопасности является злость. Агрессия и страх — это две базовые эмоции, обеспечивающие выживание в критической ситуации. Страх помогает убежать или спрятаться от опасности, злость — дать отпор, справиться с бессилием, вернуть силу и импульс к действию.

Как сказать нет, если оказывают давление

Чаще всего жертвы мошенников сразу осознают, что в разговоре что-то идет не так. Правильной реакцией является отказ и прерывание беседы. Однако это удается не всем.

Если во время разговора возникают сомнения, прислушайтесь к интуиции. Для прерывания контакта можно использовать фразы: «Мне нужно подумать, посоветоваться, я перезвоню» и положить трубку. Иногда мошенники сообщают о несчастье с родственниками, что может вызвать тревогу. Позвоните близким, расскажите о произошедшем и выслушайте мнение со стороны.

Сложнее всего отказать, когда оказывается давление. Воспитанным людям бывает трудно проявить невежливость или грубость. Отказать будет проще, если осознать, что на том конце провода человек, лишенный сочувствия и эмпатии. Он воспринимает свою жертву как обезличенное существо. Им руководит корысть и выгода, а такие чувства, как обида или вина, ему не свойственны. Поэтому обрыв разговора не приведет к каким-либо переживаниям с его стороны. Более того, любая уступчивость рассматривается мошенником как знак, что у него все получится. Отказывая, вы не обязаны ничего объяснять.

Как разрушить планы мошенника

Если вы поняли, что имеете дело с мошенником, можете не просто отказать ему, а разоблачить. В этом поможет метод дополнительных вопросов. Поскольку мошенники работают по заранее написанным скриптам, любые отклонения от стандартной схемы заставят их импровизировать на ходу, запутываясь в собственной паутине. Вопросы могут быть любыми: как называется банк, как давно он существует, какое подразделение, где находится, когда и куда подъехать? Можно спросить: «Какой у вас внутренний номер телефона, а номер начальника не подскажете?» Чем больше уточнений, тем больше шансов подловить лжеца.

Второй способ разрушить планы злоумышленника — подыграть ему. Рекомендуется соглашаться, делать вид, что следуешь указаниям мошенника, а как только он начнет предвкушать победу, отказаться выдавать свои данные и бросить трубку. Если есть время «поиграть на нервах», можно применить метод забалтывания: прерывать фразы мошенника подробным рассказом о личных бытовых деталях (например, о любимой кошке, убежавшем молоке или сломавшемся кране, ненавистной соседке). Действия следует выполнять максимально медленно, жалуясь на зависший сайт, плохой интернет, бесконечно долго искать паспорт или перебирать множество паролей.

Сломать схему мошенника можно и с помощью эффекта неожиданности. Например, сделать свое «выгодное» предложение, пригласить вступить в сетевую компанию или купить старый диван со скидкой.

Отвечая мошенникам таким образом, важно не заиграться. Вам может показаться, что вы в позиции хозяина ситуации, но арсенал манипуляций и запас цинизма у опытных злоумышленников гораздо больше. Чем быстрее положите трубку, тем меньше у них будет шансов добиться своей цели.

Теги:
Ваши личные финансы
Редакция "Ваши личные финансы"