Задать вопрос

Как открыть массажный салон?

15.06.2023

Опыт владельцев томского салона незрячего массажа «На ощупь»

Анастасия Быстрицкая и Антон Парфенов — брат с сестрой. В 2017 году в наследство от семьи им достался миллион рублей на двоих, и они решили вложить его, пока деньги не ушли по мелочам. Идею для бизнеса подсказала жизнь. Как строили свое дело, сколько денег потратили и на чем обожглись — об этом Анастасия рассказала «ВЛФ».

«Поймать жилку»

Ко времени получения наследства Антон только защитил диплом в университете, а Анастасия успела побыть руководителем в нескольких компаниях. Сейчас считает, что именно это помогло в бизнесе: брат смотрел на мир свежим, «некоробочным» взглядом, предлагал идеи, а Анастасия знала, какие шаги делать, чтобы их реализовать.

Анастасия Быстрицкая, фото из личного архива Анастасия Быстрицкая, фото из личного архива

Примером для брата с сестрой была бабушка. В сложные 90-е, работая на заводе с тремя классами образования, она «поймала жилку и уцепилась за нее». Сначала была челноком, а потом открыла продуктовый магазин, в котором на летних каникулах, фасуя товары, зарабатывала свои первые деньги Настя.

Идея для бизнеса нашлась быстро. К Антону обратился знакомый и попросил помочь в поиске работы для своего друга. Оказалось, что друг был слабовидящим массажистом.

Антон Парфенов, фото из личного архива Антон Парфенов, фото из личного архива

— Антон ухватился за идею, рассказал мне. Мы изучили рынок и поняли, что в Томске медицинского массажа почти нет. Есть два полюса — SPA и больницы, но между ними огромная пропасть. Очень много непонятных массажных кабинетов. Все-таки салон — юридическое лицо, которое несет большую ответственность, — рассказывает Анастасия.

По государственной программе слабовидящие и незрячие люди могут получить бесплатное и качественное медицинское образование, но работой их не обеспечивают. Анастасию с Антоном воодушевила идея, что они могут принести пользу не только себе: люди с инвалидностью получат работу и возможность реализоваться, а остальные — качественную услугу.

Первый салон

Под салон начали искать помещение, бродили по городу и присматривались. Среди зарослей деревьев на Комсомольском проспекте заприметили здание с еле заметным объявлением «Аренда». Оказалось, что раньше там был детсад, а помещение не требовало больших вложений. Его и арендовали, хотя 150 квадратных метров поначалу казались огромной площадью. Владелица бизнеса говорит, что начинали тяжело и понимали, что с деньгами просчитались и того миллиона, что был у них с братом, мало. 

Фото из личного архива Фото из личного архива

— Вначале пролетели с лицензией: оба неопытные, в медицине никто из нас не работал — не учли, что есть Роспотребнадзор и санэпидемстанция, которые диктуют правила. Поэтому мы кредитовались на такую же сумму, чтобы все доработать и получить лицензию. Если в целом посчитать, то вложений получилось раз в пять больше, чем изначально планировалось. Первый год сами администрировали салон, не вычитая зарплату, — объясняет Анастасия.

Владельцы закупили оборудование: кушетки, раковины, стол и стул — это минимум, который необходим по санитарным нормам. Но сложность не в закупке, а в том, что каждая мелочь должна быть сертифицирована. Сначала покупалось недорогое оборудование, сейчас же обычные кушетки заменяют на электрические, регулируемые по высоте — это облегчает работу массажистам, у которых от тяжелого труда развиваются профболезни — хондрозы и заболевания суставов.

Фото из личного архива Фото из личного архива

— У нас небольшие пространства. Есть стандарты расположения всего, чтобы массажист всегда знал, где что лежит, — объясняет Анастасия. — Чтобы отслеживать время, включать музыку, есть портативные колонки. Записи сотрудники ведут голосом на планшете. Со временем хотим еще больше перейти на технологии, чтобы голосом же управлять светом, например.

Сотрудники

Первый салон «На ощупь» открылся в Томске в октябре 2017 года, тогда не было даже вывески и рекламы. Анастасия вспоминает, как в первые дни понесла в печать визитки и разговорилась с сотрудницей полиграфической фирмы, у которой дочь страдала от искривления позвоночника и не могла спать. Вскоре девочка прошла курс массажа, ей полегчало, а первые отзывы запустили сарафанное радио и поток клиентов.

Фото из личного архива Фото из личного архива

Некоторые массажисты приходили на работу в салон по знакомству: у слабовидящих тесное сообщество, в котором стремятся друг другу помогать. Анастасия с Антоном сотрудничают и с томским медико-фармацевтическим колледжем. В обучении там у незрячих много практики, поэтому Анастасия считает его хорошей базой. Сейчас в салонах «На ощупь» 16 сотрудников с инвалидностью по зрению. В среднем при работе в будни они зарабатывают около 70 000 рублей, по выходным — около 50 000.

— Мы стараемся дружить, управлять демократическим способом, любой вопрос можно вынести на обсуждение без страха. В остальном их жизнь не слишком отличается от нашей — ипотеки, мужья, жены. Никто их в этом не поддерживает дополнительно, все на общих условиях. Правда, они получают пособие от государства, но оно не очень большое, — говорит Анастасия.

Регулярно сотрудники повышают квалификацию. Раньше они сами находили интересующие курсы, ездили в другие города, сейчас Анастасия старается организовать обучение от салона, чтобы все массажисты прошли его.

Фото из личного архива Фото из личного архива

Кроме массажистов в салонах есть администраторы, главврач, управляющий, директор и операторы, которые обрабатывают сообщения, запросы через чат-бот, дают обратную связь на отзывы. 

— Есть люди, которые не верят, что у нас работают инвалиды, часто заявляют: «Это все маркетинг». Даже не представляете, как это обижает ребят, — сетует Анастасия. — При этом не бывает такого, что клиенты из-за особенностей зрения специалистов не доверяют их квалификации.

Развитие и неудачи

Первый салон вышел в ноль на второй месяц работы. Денег хватало на оплату аренды, закупку материалов и зарплаты. Еще через три месяца появилась небольшая прибыль — 200—400 тысяч рублей. Сейчас у Анастасии и Антона два салона в Томске и недавно открывшийся салон в Красноярске. Но были в бизнесе и промахи, после которых появилось железное правило — откладывать деньги на черный день. Месячный оборот бизнеса сейчас составляет около миллиона, и 10 % от этой суммы уходят в НЗ. Из этого фонда можно брать на ремонт или непредвиденные расходы, но с возвратом.

— Мы очень сильно обожглись в пандемию, — вспоминает Анастасия. — Только открылся новый салон на Мичурина, но попали в момент, когда из-за ограничений закрывали всех. Нас тоже закрыли. Салон простаивал, а вышло так, что именно на НЗ мы его и открыли. Это было колоссальной ошибкой: нам не хватило денег, чтобы спасти два салона, и новый пришлось закрыть. В итоге мы потеряли больше миллиона, время, накопления. Вывод: должны быть деньги, которые в случае чего смогут поддержать ваш бизнес хотя бы три месяца.

Фото из личного архива Фото из личного архива

Когда Анастасия Быстрицкая и Антон Парфенов начинали бизнес, не было законодательного понятия «социальное предпринимательство», оно появилось лишь в 2019 году. Теперь льготы есть, но на практике бывают и сложности с их получением.

— Как-то мы посчитали и выяснили, что от льготы получим выгоду в 40 рублей, а чтобы ее подтвердить, на картриджи, бумагу и прочее потратим 180 рублей, — говорит Анастасия. 

Один раз герои получали государственную субсидию в 500 тысяч рублей на закупку оборудования, но столкнулись с бюрократией в отчетности и пока больше не подавали заявки.

Планы

Чтобы двум родственникам успешно вести совместный бизнес, нужно строго разделять зоны ответственности, считает Анастасия. Сейчас Антон живет в Красноярске, где занимается запуском третьего салона массажа. На его открытие деньги получили от инвестора, но есть другие, порой неожиданные, сложности — от дефицита кадров до региональной специфики. Например, в Красноярске слабовидящие передвигаются по городу с собаками-поводырями, поэтому в салоне пришлось это учесть и обустроить специальное место для животных, которое подошло по санитарным нормам, а собак обучить маршруту от домов сотрудников до салона.

— Зайти в другой город — это настолько «вкусно», это огромный опыт, очень много берем оттуда. Вообще мы с Антоном сейчас планируем уйти во франшизу и расширение бизнеса, — делится Анастасия планами.

Теги:
Елена Бронникова
Редакция «Ваши личные финансы»