Задать вопрос

Как обучать детей финансовой грамотности

06.10.2022

Как стать волонтером финансовой грамотности. Как обеспечить финансовую безопасность и почему важно прививать финансовую культуру детям.

Как стать волонтером финансовой грамотности, как обеспечить финансовую безопасность и почему важно прививать финансовую культуру детям? Об этом поговорили с заместителем руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Татьяной Снурницыной. 

— Почему важно преподавать финансовую грамотность детям и должен ли этот процесс прекращаться?

— Первый контакт ребенка с деньгами (сейчас уже не только с бумажными) и основами финансовой культуры происходит, когда он с мамой приходит в магазин. Ребенок видит игрушку, конфету, начинает проявлять к ним повышенный интерес. И здесь очень важно, как на это отреагирует родитель. Очень многое с точки зрения формирования финансовой культуры и грамотности ребенка идет из семьи. Важно уже на этом этапе разговаривать с ребенком и объяснять, например, почему вы можете или не можете сейчас купить эту игрушку. Потому что ребенок, которому что-то не купили, не поймет, почему это произошло. Уже здесь важно начинать объяснять, что сейчас это развлечение, например, может пагубно сказаться на семейном бюджете. Самое главное на первом этапе формирования финансовой грамотности у ребенка — это семья, установки родителей и других взрослых. 

После этих основ нужно продолжать обучение. Уже есть наработки и учебники по финансовой грамотности для начальной школы. На этой ступени уже более системный подход к обучению финансовой грамотности. В средних и старших классах она преподается уже основательно. В этом плане произошел прорыв: с 1 сентября у нас вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые подразумевают преподавание элементов финансовой грамотности в школе в различных дисциплинах: от географии до математики и обществознания. И это не преподавание финансовой грамотности в чистом виде, а интеграция ее элементов на уровне тематик, заданий, задач (особенно актуально для математики и информатики) в учебный процесс. Эти элементы абсолютно соответствуют тому этапу, на котором находится ребенок. Естественно, семикласснику не будут рассказывать о структурных финансовых инструментах.

— Сейчас очень много ресурсов в цифровом пространстве конкурируют за внимание детей. Как, по вашему мнению, можно вызвать у детей интерес к теме финансовой грамотности?

— Информации в цифровом пространстве сейчас действительно много, причем не только для детей, но и для взрослых. Мы живем в век информации, которая отчасти нас подавляет. К вопросам, связанным с финансами, нужно подходить особенно аккуратно. Мы знаем, что есть фейки, есть много тех, кто желает обогатиться за счет незнания других людей. Поэтому культура потребления информации — это, наверное, один из базовых навыков будущего. 

Если говорить о финансовой грамотности для детей, информации тут много не бывает. Она должна быть разной и соответствовать возрасту ребенка. Главное — сделать все увлекательно и интересно для ребенка, но при этом быть уверенными в экспертной позиции. Потому что если мы ошибемся в формате установок на этом этапе, то потом эти установки будет очень сложно изменить. У игровых технологий есть один нюанс: в игре ты можешь совершать ошибки и тебе это ничего не стоит. Например, ребенок покупает что-то в игровом пространстве, теряет, и никаких критических последствий эта потеря за собой не влечет. Это самое опасное, потому что может сформироваться шаблон, что можно обнулиться и начать заново. И в более взрослом возрасте это может приводить к очень неразумному финансовому поведению.

— Какая роль отводится финансовой грамотности в теме финансовой безопасности?

— Финансовая безопасность — это ответственность большого количества сторон. Регуляторы во всех странах работают на защиту прав потребителей. Конечно, у нас в стране тоже принимаются меры, чтобы защитить людей от манипуляций со стороны недобросовестных представителей финансового рынка. Над этим работают и МВД, и прокуратура, и другие правоохранительные органы. Но это лишь половина финансовой безопасности. Вторая половина лежит на самих людях и мерах, которые они принимают, чтобы финансово обезопасить себя. И здесь финансовая грамотность выходит на первый план. 

Можно принимать огромное количество мер, но если человек сам в процессе своих финансовых манипуляций не отдает отчет о том, что он делает, то никакие меры его не спасут. Поэтому финансовая грамотность — это часть нашей личной ответственности в общей финансовой безопасности. Мошенники зачастую идут быстрее нас. Наверняка каждому хоть раз звонили мошенники. Такие звонки постоянно эволюционируют. Сейчас они уже звонят и представляются сотрудниками Центрального банка и пытаются таким образом вызвать максимальное ощущение надежности. Но кто бы ни звонил, наша главная установка, которую мы пытаемся доносить, — никогда и никому не предоставляйте свои данные. Если у вас возникли вопросы, то положите трубку и перезвоните в банк сами. На эти ловушки попадаются не только те, кто недостаточно финансово грамотен, но и люди, работающие в финансовой и правоохранительной сферах. Это говорит о том, что мошенники сейчас работают очень профессионально.

— Мир постоянно меняется. Как вы думаете, помогает ли финансовая грамотность жить в изменяющемся мире?

— Без сомнения, помогает. Потому что в этом меняющемся мире без правильного использования своих финансовых средств человек может оказаться не у дел. Он просто не будет в нем ориентироваться. Поэтому для нас, для Банка России, очень важная задача — это разъяснение всех изменений, которые происходят. Это разъяснение нацелено на совершенно разные аудитории. С более профессиональным сообществом мы используем один язык, с менее профессиональным (детьми, пожилыми) — другой. И таких языков у нас (и всех, кто занимается финансовой грамотностью) в арсенале много. Потому что для каждой аудитории нужно находить свои ключики и подбирать ту тональность, которая будет услышана. Задача не в том, чтобы мы доносили, а в том, чтобы нас слышали.

— Могут ли волонтеры финансовой грамотности стать помощниками в донесении информации на эту тему?

— В России волонтерское движение в целом очень активно развивается, и в области финансовой грамотности оно развивается столь же стремительно. Очень много молодых энтузиастов среди студентов, преподавателей и даже людей не из профессиональной среды, которые не владеют информацией, но хотят оказать помощь. Есть хороший волонтерский проект, который называется «Расскажи бабушке». Он как раз нацелен на то, чтобы люди разных поколений, разговаривая друг с другом, передавали информацию. Есть ситуации, когда бабушка должна ребенку говорить какие-то важные установочные вещи. А это своеобразный «час расплаты», когда внук может прийти и рассказать бабушке, как безопасно использовать разные устройства, как защититься от мошенников и т. д. Вопросами волонтерства занимается Ассоциация развития финансовой грамотности. Всегда можно найти на их сайте форму регистрации, заполнить ее и стать волонтером финансовой грамотности.

Теги:
Михаил Сергейчик
Редакция "Ваши личные финансы"