Генпрокуратура подготовила концепцию спецресурса для сбора от граждан информации о кибермошенничествах в финансовой среде. Сейчас структуры, занимающиеся сбором и исследованием этих данных, с физлицами не взаимодействуют, что затрудняет обмен информацией, пишет «Коммерсантъ».
В проекте концепции содержатся данные исследования ВЦИОМа, по которым каждый третий человек в РФ сталкивался с кибермошенничеством, а 9%, то есть фактически каждому десятому, в результате был нанесен реальный ущерб. При этом механизма подачи гражданами сообщений о правонарушениях в киберпространстве в России нет.
Игнорировать проблему государство больше не может, «мошенническая деятельность с использованием современных социальных и кибертехнологий выступает серьезным раздражителем для широких слоев населения... назрела необходимость обеспечить защиту граждан… и предоставить в режиме онлайн оперативную помощь», говорится в материалах Генпрокуратуры.
Концепция предполагает создание спецресурса в рамках портала госуслуг силами созданной при Генпрокуратуре АНО. Спецресурс через портал госуслуг будет агрегировать сведения от населения и взаимодействовать с другими структурами для оперативной помощи гражданам.
Правозащитники идею Генпрокуратуры поддерживают. Они отмечают, что ущерб от киберпреступников исчисляется миллиардами рублей в год. В рамках нового сервиса большой объем данных позволит выявлять какие-то общие схемы, устанавливать связанных лиц. Это повысит качество следственных действий и раскрываемость преступлений.
Но чтобы ресурс мог приносить пользу, нужно изменить законодательство по работе с гражданами, уточнить составы преступлений и правонарушений, назначить орган, который бы не только раскидывал обращения граждан по другим структурам, но и проводил разъяснительную работу, отмечают эксперты финансового рынка. И добавляют, что по статистике до суда доходит не более 7% дел о киберпреступлениях, что не добавляет оптимизма гражданам и снижает их желание общаться с правоохранителями.